Культура Китая эпохи Цин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:07, доклад

Описание работы

Крестьянские восстания 17 века и завоевание маньчжурами Китая нанесли огромный ущерб не только экономике, но и культурной жизни страны. Положение изменилось к лучшему с конца 17 века. Императоры династии Цинь проводили широкое строительство дворцов, правительственных учреждений, храмов. От них не отставали маньчжурская и китайская знать. Для китайской архитектуры этого периода характерны обилие декоративных украшений, изогнутость линий. Оригинальных архитектурных построек в эту эпоху было создано немного–маньчжуры восстановили дворцовые cооружения предыдущей династии, поврежденные в годы смуты, да и новые здания создавались в старинном стиле.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 21.41 Кб (Скачать файл)

Культура Китая эпохи  Цин.

  Крестьянские  восстания 17 века и завоевание  маньчжурами Китая нанесли огромный  ущерб не только экономике,  но и культурной жизни страны. Положение изменилось к лучшему  с конца 17 века. Императоры династии  Цинь проводили широкое строительство дворцов, правительственных учреждений, храмов. От них не отставали маньчжурская и китайская знать. Для китайской архитектуры этого периода характерны обилие декоративных украшений, изогнутость линий. Оригинальных архитектурных построек в эту эпоху было создано немного–маньчжуры восстановили дворцовые cооружения предыдущей династии, поврежденные в годы смуты, да и новые здания создавались в старинном стиле.

Литература и наука.В 1732 г. была закончена энциклопедия под названием “Собрание древних и современных книг” из 800 томов, в которой содержались сведения из разных областей знаний. В 18 веке работал известный историк Чжан Сюэчэн, написавший труд “Проникновение в смысл литературы и истории”. Существовали энциклопедии, посвященные отдельным отраслям знаний – истории, астрономии, сельскомухозяйству. Но при Цинах развитие науки происходило крайне медленно, приоритет отдавался не новым открытиям и изобретениям, а переписыванию и толкованию старинных трудов. Необходимым считалось изучение гуманитарных наук; математика, физика, химия и биология считались менее значимыми для общества и государства. Географические знания китайцев о отдаленных странах в 18 веке были весьма поверхностны и даже смешны: считалось, что есть страны, где у людей собачьи морды вместо лица, в других странах живут люди со сквозным отверстием посреди туловища. Признавая достижения китайцев в медицине (лечение травами, иглоукалыванием ) следует отметить, что в качестве лекарств использовались сухие человеческие экстременты (лечение тифа), кровь казненного преступника. В качестве обезболивающего перед операцией применялся удар дубинкой по голове. В 18 веке увидело свет собрание поэзии династии Тан из 50 тысяч стихотворений. Многие поэты считали необходимым подражать древним образцам, а не придумывать что-то новое, оригинальное. Некоторые направления в поэзии (тунчэнская школа) порицали создание произведений, посвященных современной им жизни. Из поэтов-новаторов 18 века особо выделяется Юань Мэй – автор юмористических новелл.

 Среди множества значительных  литературных работ можно выделить  пьесу Кун Шан-жэня “Веер с цветком персика” о приключениях влюбленной пары конца эпохи династии Мин и роман Цао Сюэциня “Сон в красном тереме”. В последнем произведении критикуются нравы жизни одного богатого маньчжурского семейства Цзя. Основа сюжета – несчастная любовь богатого юноши к бедной девушке. Роман был запрещен к изданию властями. Всего в книге насчитывалось около 400 персонажей, подробно описан быт 18 века на протяжении жизни трех поколений семьи Цзя. Так же получила известность “Неофициальная истории конфуцианцев” У Цзинцзы, в котором едкой критике подверглась система экзаменов на ученую степень, продажность, подлость и невежество чиновничества. Писатель требует возврата к учению древнего конфуцианства, незапятнанного по его мнению пороками современности. Что касается философов и историков, то к тем из них, кто не шел на службу к правительству и позволил себе критиковать правящую династию завоевателей Китая, применялись репрессии. Многие книги изымались и сжигались. Писатели подвергались казням и ссылкам. Запрещался воз иностранных книг и их перевод на китайский.

 С 1774 по 1784 года правительство  запретило издание более двух  тысяч книг. За этот период 24 раза  происходило сожжение запрещенной  литературы.

 В 19 веке по-прежнему  было популярна приключенческая  и историческая литература. Пример  данного жанра является роман  “Трое храбрых, пятеро верных”, построенный на фольклоре. В 19 веке китайцы активно знакомятся с европейской литературой. Этому способствуют переводы на китайский язык. Одним из самых известных переводчиков является Линь Шу (более 150 переводов книг). Получили известность стихи Хуан Цзунь-сяня, в которых содержится критика правящей династии. Среди оппозиционных произведений можно выделить роман “Наше чиновничество”, в котором показана деградация административного аппарата как в провинции, так и в столице. В 1905 г. был опубликован роман “Цветы в море зла”. В 1912 г. начинает свое творчество  известный в новейшее время писатель – Лу Синь.

Живопись. При маньчжурской династии продолжала работать придворная академия живописи “Сад живописи”. Правительство  привлекало к императорскому двору  европейских художников, например итальянца  Джузеппо Кастильоне. Художник Чжэн Баньцзяо получил известность, несмотря на то, что специализировался на крайне узком наборе тем – рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни. Самыми знаменитыми художниками 17–18 вв. являлись 4 Вана – все обладали одной фамилией. Некоторые из них работали на императора Канси, составляя историю его царствования, или писали картины о путешествии императора по южным провинциям. Одной из наиболее известных картин Ван Ши стала работа “Фазаны и деревья в цвету” (17 в.). Изделия, покрытые лаком, и фарфоровые изделия являются гордостью декоративного искусства, шедеврами китайской культуры. Только в начале 18 века Европа смогла наладить производство столь ценного фарфора на своей территории.

Борьба за объединение Японии в XVI в.

 Эпоха Усобиц (сэнгоку дзидай, эпоха воюющих провинций) – период феодальной раздробленности в истории Японии. В процессе междоусобной борьбы, тянувшейся с конца 15 века, первые попытки объединить Японию сделали Ода Нобунага и Тоетоми Хидэеси. Ода Нобунага являлся мелким феодалом, который с 1551 г. начал присоединять к своим владениям земли соседей не щадя даже родственников. Одного из своих братьев, который был его противником, Нобунага убил, нарушив клятву о его безопасности. Военным успехам способствовало вооружение его войск огнестрельным оружием. Так в 1560 г. в битве при Окэхадзама 45 тыс. войско его врага было разбито 3 тыс. отрядом Ода. Ода смог добиться подчинения половины территории страны. Для обеспечения войск продовольствием он в 1558 г. ввел ренту продуктами, которая сохранилась до конца периода сегуната в 19 веке.

 В завоеванных районах  отменялись таможенные сборы,  которые взимались феодалами  за провоз товаров, вводилась  единая мера объема. Однако первая  попытка объединения оказалась  недолговечной – в 1582 г. будучи  окружен в одном из храмов войсками противника Ода покончил жизнь самоубийством.

 Вторым объединителем  страны стал Тоетоми Хидэеси. В отличие от Оды Хидэеси происходил не из самурайской, а из зажиточной крестьянской семьи. Отличался с детства озорным нравом, одно время участвовал в шайке разбойников. Служил у одного феодала, потом бежал от него, прихватив доверенные ему деньги и поступил на службу к Ода, где проявил себя как способный руководитель. За службу Хидэеси получил земельные владения от Ода и после смерти последнего и до 1598 г. становится правителем страны.

 Впервые в масштабе  всей страны провел перепись  населения. Крестьяне были подразделены  на две группы: податные основные  крестьяне и безземельные, которые  не были привязаны к земле.

Им разрешалось покидать свою деревню и передвигаться  по стране. По закону 1568 г. податные крестьяне  прикреплялись к земле, устанавливалась  норма подати – крестьянин имел право не более чем 1/3 урожая. Сам будучи выходцем из крестьян, Хидэеси подавлял жестокими способами крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровождалось изъятием у них оружия. Кроме них оружие не могли иметь и буддийские монахи, противившиеся объединению страны из-за боязни лишиться независимости.

 В 1591 г. издается  указ, закреплявший сословные различия  в японском обществе. По нему  устанавливалось трехсословное социальное деление на самураев си, крестьян но, горожан симин. В качестве низшей административной единицы в 1597 г. вводятся 5 и 10-тидворки и устанавливается система круговой поруки. Хидэеси запретил деятельность католических миссионеров, но считал возможным вести торговлю с европейцами для получения от них оружия. Так или иначе, 19 июня 1587 Тоётоми Хидэёси издал указ, требовавший от христианских миссионеров в течение 20 дней покинуть страну под угрозой смерти. 26 христиан, в том числе 9 европейцев, были подвергнуты жестоким пыткам и показательному распятию на крестах в Нагасаки.

 Хидэеси перешел в 1590 гг. к осуществлению агрессивной внешней политики, пытаясь подчинить себе Корею. Корейский правитель отказался стать вассалом Японии и в 1592 г. японцы высадились на юге корейского п-ва.

 Причины начала войны  не совсем понятны. Одни историки  объясняют ее стараниями Хидэёси удалить с Японии потенциально опасных самураев, направив их за море. Согласно другим главной причиной начала конфликта было состояние психического здоровья Хидэёси — его действия свидетельствовали об отклонениях от норм поведения здоровых людей. Действительно, получив огромную власть, Хидэёси начал совершать странные поступки: организовал гарем из 300 наложниц, в большинстве своем 12-13-летних девушек, заставлял трудиться сотни тысяч крестьян на строительстве ненужных для обороны крепостей.

 Однако несмотря на оснащение огнестрельным оружием японской армии и ее успехи на суше, в тылу разгорелась партизанская война против захватчиков. Корее существенную помощь оказал Китай, направив свою армию на театр боевых действий. Сухопутные и морские силы Кореи и Китая совместными усилиями оттеснили на крайний юг Корейского полуострова японскую армию. Весть о смерти Хидэеси явилась сигналом к бегству японцев из Кореи.

 После смерти Хидэеси в 1598 г. вспыхнула междоусобная борьба за власть между Токугава Иэясу и его противниками, объединившимися вокруг сына Хидэеси Хидэери. Битва при Сэкигахаре в 1600 г. принесла победу Токугава. В 1603 г. Токугава провозгласил себя сегуном и подчинил большую часть страны. Император по-прежнему не имел никакой реальной власти, хотя ему оказывались все причитающие почести.

 В 1614 году, во  время войны Хидэёри (сына Хидэёси) с Токугавой Иэясу, замок г. Осака выдержал осаду двухсоттысячного войска. Токугава не смог взять крепость, но ему удалось засыпать окружавшие её рвы. В следующем году Хидэёри предпринял попытку восстановить внешний ров и наполнить его водой. В ответ Токугава послал в Осаку отряд своих воинов, которые захватили вражеский замок. Хидэёри и его мать покончили жизнь самоубийством. Ряд князей в ходе междоусобных войн и после них был уничтожен.


Информация о работе Культура Китая эпохи Цин