Культура Росии 20-21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран.

Файлы: 1 файл

Культура России 20.docx

— 37.43 Кб (Скачать файл)

Культура  России 20-21 века

 

В начале 60-х годов делались попытки поставить на "научную" основу антирелигиозную пропаганду. Религия рассматривалась как  главный противник научного мировоззрения, как пережиток прошлого и результат  деятельности "буржуазной пропаганды". В целях усиления атеистического воспитания граждан издавался журнал "Наука и религия", открывались  Дома научного атеизма. Был создан Институт научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В вузах вводилась  новая дисциплина "Основы научного атеизма". Увеличивались тиражи антирелигиозной  литературы. Все эти меры" по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического  мировоззрения.

 

Литература и искусство. Решающее воздействие на развитие художественного  творчества в послевоенные годы оказала  победа Советской страны в Отечественной  войне. Военная тема заняла большое  место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как "Повесть  о настоящем человеке" Б.Н. Полевого, повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". К теме Отечественной  войны обращались писатели "фронтового поколения" – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной  темой в творчестве многих кинодраматургов  и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика" Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и др.).

 

Вместе с тем в литературе и искусстве конца 40-х годов  появились произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие  главу государства И.В. Сталина. Их появлению способствовала практика жестокого контроля над творчеством  художественной интеллигенции со стороны  партийно-государственных органов  власти. Пример тому переработка писателем  А.А. Фадеевым после критики сверху романа "Молодая гвардия". Причиной критики книги было "недостаточное" отражение руководящей роли партии в организации сопротивления  врагу в Донбассе в годы Отечественной  войны.

 

В литературе 50-х годов  возрос интерес к человеку, его  духовным ценностям. Из повседневной жизни  с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями  людей пришли на страницы романов  герои Д.А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. Германа ("Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек") и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н.С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

 

Сложными путями развивалась  в послевоенные годы архитектура. В  Москве было сооружено несколько  высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (19491953 гг., архитекторы  Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков). Архитекторы участвовали  в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитена (А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. Отсюда использование для их оформления средств скульптуры и живописи. Художественное убранство многих станций не соответствовало их функциональному назначению, многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные "излишества" присутствовали в некоторых построенных по индивидуальный проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству "излишества" и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

 

В начале 60-х годов усилилось  разоблачение "идейных шатаний" деятелей литературы и искусства. Неодобрительную  оценку партийно-государственных лидеров  получил художественный фильм М.М. Хуциева "Застава Ильича". В  конце 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов  он увидел нарушение "законов красоты" или просто "мазню". Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов.

 

В целом годы "оттепели" благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелен литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

 

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным  руководством и представителями  науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту  оппозиционных настроений среди  части интеллигенции.

 

Культура в "перестройка". На рубеже 80-90-х годов произошли  изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это  выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой  от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Ареной острых дискуссий общественности стала  периодическая печать – газеты "Московские новости", "Аргументы и факты", журнал "Огонек". В публикуемых  статьях предпринимались попытки  разобраться в причинах "деформаций" социализма, определить свое отношение  к "перестроечным" процессам. Обнародование  неизвестных ранее фактов отечественной  истории послеоктябрьского периода  вызывало поляризацию общественного  мнения. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно  поддержала реформаторский курс М.С. Горбачева. Но многие группы населения, в их числе  специалисты, научные работники, видели в проводимых реформах "измену" делу социализма и активно выступали  против них. Различное отношение  к происходящим в стране преобразованиям  приводило к конфликтам в руководящих  органах творческих объединений  интеллигенции.

 

В конце 80-х годов несколько  московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей  СССР комитет "Писатели в поддержку  перестройки" ("Апрель"). Идентичное объединение было сформировано ленинградскими литераторами ("Содружество"). Создание и деятельность этих групп привели  к расколу Союза писателей  СССР. О поддержке происходивших  в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов "Союз духовного  возрождения России". В то же время  часть представителей интеллигенции  негативно встретила курс на "перестройку". Взгляды этой части интеллигенции  получили отражение в статье преподавательницы  одного из вузов Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами".

 

Начавшаяся "перестройка" вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического  нажима.

 

Образование и наука. В 70-е  годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались  новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность  учительских кадров. В целях улучшения  общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные  программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятой пятилетки переход к  обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школы  были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был  принят закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры во дополнению всеобщего среднего всеобщим профессиональным образованием. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченный план полностью.

 

Сложными путями развивалась  высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы  в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и  заочного образования. В середине 80-х  годов в отраслях народного хозяйства  трудились 33 млн. специалистов. Но уровень  подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В  то же время по мере роста численности  выпускников вузов возникали  сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы "перестройки" стали входить в практику договорные обязательства между вузами и  предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам  в развитии высшей школы и ее связях с производством.

 

Непросто развивалась  отечественная наука. С конца 60-х  годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это  обратила внимание группа советских  ученых в письме, направленном Л.И. Брежневу. Одной из, причин отставания науки  называлось отсутствие необходимых  для деятельности ученых свободы  творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью  научного приборостроения.

 

В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило  преодолеть отставание в некоторых  ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились  космические исследования. Вошли  в практику длительные полеты людей  в космос. Итоги космических изысканий  широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники  и лазерной техники. Было построены  несколько атомных реакторов.

 

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинскнй). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик ПЛ. Капица.

 

Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного  соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали  научно-производственные объединения (НПО). Они создавались как в промышленности (например. Ленинградское оптико-механическое объединение), так и в сельском хозяйстве (к примеру, "Эфирмасло"). НПО соединяли в едином межхозяйственном комплексе промышленные предприятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспериментальные хозяйства. К середине 80-х годов действовали около 250 НПО в промышленности и почти 400 научно-производственных систем в агросфере экономики. "Перестройка" и распад СССР привели к слому большинства сложившихся научно-производственных структур.

 

В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители  точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.

 

В литературе и искусстве  второй половины 60-х конца 80-х годов  отчетливо видны две линии  развития. Первая официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме  того, существовало неизвестное или  малоизвестное большинству читателей  и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного  метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались "однодневками". И, наоборот, многие работы второго, непризнанного  ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

 

В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый  период занимала тема Великой Отечественной  войны. На экранах кинотеатров демонстрировались  кинофильмы о войне (в их числе "Обыкновенный фашизм" М.И. Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал "Героическим защитникам Ленинграда" скульптора М.К. Аникушина).

 

На рубеже 60-70-х годов  в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых  являлась современная им деревня. В  произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г.К. Жукова "Воспоминания и размышления", A.M. Василевского "Дело всей жизни" и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время.

 

Идеологизацид общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников И.С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта "зеленая улица" для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л.И. Брежнева "Малая земля", "Целина" и "Возрождение". Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л.И. Брежнева в ряды писательского Союза.

 

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в "Самиздате". Этим путем пришли к читателю впервые книги А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ', А.П. Платонова "Чевенгур", БЛ. Пастернака "Доктор Живаго".

 

Годы "перестройки" преобразили  художественную жизнь страны. На страницах  журналов "Новый мир", "Октябрь", "Знамя" и других периодических  изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских  зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.). Спустя сорок с  лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах "Звезда" и "Ленинград".

Информация о работе Культура Росии 20-21 века