Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:45, контрольная работа
1. Развитие Просвещения в стране. Творчество Н.М.Карамзина.
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком». Если в эконо¬мическом и социально-политическом развитии Россия отставала от пе¬редовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В конце XVIII — первой половине XIX в. в России законодательно оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования.
Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы имели возможность получить начатки грамотности у приходского дьячка. Для государственных крестьян были созданы (особенно после проведения реформы П.Д.Киселева) приходские училища с программой обучения, рассчитанной на один год. В городах дети недворянского происхождения учились в уездных училищах, дети дворян — в гимназиях. Кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др.
Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С. Пушкии, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков- Щедрин; дипломаты A.M. Горчаков и Н.К. Гире; министр народного просвещения Д.А. Толстой; публицист НЛ. Данилевский и др.
Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.
В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер- офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.
В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А.Х. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.
Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный н Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.
Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т.Н. Грановского.
Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист и историк Н.А. Полевой, литературный критик и академик Петербургской академии наук А.В. Никитенко, многие другие известные в будущем ученые.
В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А.С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой:
«В
его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья —
И прелести кнута».
Н.М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К.Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина, исторические романы И.И. Лажечникова и Н.В. Кукольника.
«Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели,
Сетуют холмы,
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички...
Странник печальный, утешься:
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится».
В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Сарматин, К.А.Аксаков и многие другие. Представителями славянофилов были П.В.Анненков, В.П.Боткин, А.И.Гончаров, И.С.Тургенев, П.А.Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.Герцен и В.Г.Белинский.
И западники, и славянофилы
были горячими патриотами, твердо
верили в великое будущее
Особенно резко славянофилы
и западники выступали против
крепостного права. Причем западники
– Герцен, Грановский и др. подчеркивали,
что крепостное право – лишь
одно из проявлений того
Сходясь в критике российской
действительности, западники и славянофилы
резко расходились в поисках
путей развития страны. Славянофилы,
отвергая современную им
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.
Информация о работе Культура России первой половины Х1Х века