Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:34, лекция
В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись, театр и др.
Культура России в 18 веке
В конце XVIII в. завершается
процесс складывания русской
нации. Основным содержанием историко-
Впервые при Петре I образование стало
государственной политикой. При Петре
I открывались общие и специальные школы,
были подготовлены условия для основания
Академии наук (с 1724 г В нее входили Академия,
Университет и гимназия.), начала выходить
первая печатная газета "Куранты".
Молодых людей стали посылать за границу
учиться, в основном корабельному и морскому
делу. Впервые вводились единые учебные
планы, классноурочная система.
В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был
создан Московский университет, ставший
крупным культурным центром. В организованной
при нем типографии издавалась газета
"Московские ведомости" (до 1917 г.).
В 1708 - 1710 гг. была проведена реформа шрифта,
упростившая кириллицу. Это способствовало
увеличению издания книг, учебников.
Книгоиздательская деятельность усилилась
со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит
Новикову. Он организатор библиотек и
школ в Москве и книжных магазинов в 15
городах России.
Последняя четверть XVIII в. стала временем
расцвета творчества поэта Державина,
который утверждал в литературе начала
реализма. Основным жанром его произведений
была ода. Державин смело сочетал "высокий"
и "низкий" стили, внес элементы живой
речи в русский язык.
Литераторы XVIII в. в России явились представителями
классического стиля, который получил
в дальнейшем развитие.
В Петровскую эпоху вносятся новшества
и в архитектуру, и строительство - выразить
в архитектурных сооружениях силу, мощь
и величие Российской империи. Правительство
финансировало крупные постройки. Наиболее
заметными строениями в Москве - Суконный
двор, Большой Каменный мост,
Арсенал в Кремле.
Русским архитектором был Баженов. Им
построены дворцово-парковый ансамбль
в Царицыно, дом Пашкова в Москве. По проектам
Казакова построены Сенат Московского
Кремля Московский университет (1786 - 1793),
Петровский дворец (1775-1782),. Казаков руководил
составлением генерального плана Москвы,
организовал архитектурную школу.
Петровская эпоха характеризуется строительством
новой столицы - Петербурга, для чего были
приглашены иноземные зодчие Трезини,
Растрелли. Общественные сооружения Трезини
отличались простотой стиля - раннее Адмиралтейство,
здание Двенадцати коллегий. Самым значительным
сооружением Трезини был собор Петропавловской
крепости (1712 - 1733). Одновременно с Петербургом
строились загородные дворцы - Петергоф
(барокко). Бартоломео Растрелли-младший
был уже русским архитектором. Он автор
Смольного монастыря (1748 - 1754) и Зимнего
Дворца (1754 - 1762) в Петербурге, Большого
дворца в Петергофе (1747 - 1752), Екатерининского
дворца в Царском селе (1752 - 1757) и др.
В 60-е гг. XVIII в. на смену стилю русского
барокко пришел русский классицизм, который
достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно
он проявился в усадебном строительстве,
которое представляло собой уютные и изящные
дома с колоннами, хорошо вписавшиеся
в русский пейзаж. Главная ценность классицизма
- строгая симметрия, прямые линии, прямые
ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге)
архитектора К.И. Росси. Михайловский дворец
(Русский музей) с площадью Искусств, ансамбль
Александрийского театра (Петербургский
академический театр драмы). Российскому
классицизму в скульптуре были присущи
свои характерные черты. Интересна работа
по созданию скульптуры для Триумфальных
ворот в память об Отечественной войне
1812 г. у Тверской заставы в Москве (ныне
проспект Кутузова) И.П. Витали (1794-1855).
Скульптор И.П.Мартос (1754-1835) создал памятник
Минину и Пожарскому на Красной площади
в Москве.
В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное
искусство - живопись, скульптура и др.
Это время - расцвет портретной живописи.
Наиболее известные художники петровского
времени - А.Матвеев и И.Никитин - основоположники
русской светской живописи В конце XVIII
в. создается одна из богатейших художественных
коллекций мира - Эрмитаж. В его основе
приобретенные Екатериной II частные Собрания
картин западноевропейских мастеров (с
1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли,
музыкальные вечера. В XVIII в. продолжалось
развитие театра. По велению Петра I в 1702
г. был создан Публичный театр, Петровский
официальный театр распался на несколько
театров.
С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова
появился официальный театр. В середине
XVIII в. во многих городах Российской империи
выступали иностранные актерские труппы.
Был создан Российский театр. Существовал
также крепостной театр. Они стали основой
русской провинциальной сцены. В XVIII в.
начинает широко распространяться музыкальное.
В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое
общество, в котором исполнялась старинная
и классическая музыка.
В последней трети XVIII в. формируется русская
композиторская школа, появляются первые
русские композиторы. Ведущим музыкальным
жанром становится опера.
На рубеже XVIII - XIX вв. появился жанр камерной
лирической песни - русского романса на
тексты из русской поэзии. Одним из создателей
русского романса стал О.А. Козловский
Важнейшая характеристика культурного
развития России в первой половине XIX в.
- завершение начавшегося в XVIII в. процесса
формирования русской национальной культуры.
В этот период окончательно складываются
национальные школы в ли¬тературе, живописи,
архитектуре, музыке, театре и др.