Культура России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 01:10, доклад

Описание работы

Российская наука во второй половине XIX в. достигла крупных успехов. Русский физиолог И. Н. Сеченов в 1863 г. выпустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обусловленность психических явлений физиологическими процессами. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Естествоиспытатель К. А. Тимирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И. И. Мечников создал теорию развития многокле­точных организмов, открыл явление фагоцитоза.

Файлы: 1 файл

Культура России во второй половине XIX века.docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

Культура  России во второй половине XIX века

Способствовало: отмена креп. Права, развитие экономики, завершение промышл. переворота  . Осуществлялся процесс демократизации культуры.

Наука

 

 

 

 Российская наука во  второй половине XIX в. достигла  крупных успехов. Русский физиолог  И. Н. Сеченов в 1863 г. выпустил  труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обусловленность  психических явлений физиологическими  процессами. Его исследования в  области физиологии и высшей  нервной деятельности продолжил  И. П. Павлов, создав учение  об условных рефлексах. Естествоиспытатель  К. А. Тимирязев открыл закономерности  фотосинтеза растений. Биолог И.  И. Мечников создал теорию развития  многокле­точных организмов, открыл явление фагоцитоза.

И. Н. Сеченов

(физиолог)

 

 

 

И. П. Павлов

(физиолог)

 

 

 

К. А. Тимирязев

(естествоиспытатель)

 

 

 

И. И. Мечников

(биолог)

 

 

 

 

П. Л. Чебышев

(математик)

 

 

 

 

Софья Ковалевская

(математик)

 

 

 

 

 

А. Г. Столетов

(физик)

1863 г. выпустил труд «Рефлексы  головного мозга»

 

 

учение об условных рефлексах

 

 

 

открыл закономерности фотосинтеза  растений

 

 

 

создал теорию развития многокле­точных организмов, открыл явление фагоцитоза.

 

исследовал теорию чисел  и теорию вероятностей, занимался  математическим анализом.

 

 

 

получила образование  за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального  исчисления.

 

исследовал магнетизм  и фотоэлектрические явления, основал  московскую школу физиков


 

 

 

Д. И. Менделеев

(ученый/химик)

создал периодическую систему  элементов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал  агрохимию.

 

 А. Н. Лодыгин

(физик)

 

П. Н. Яблочков

(физик)

изобрел электрическую лампочку накаливания.

 

создал трансформатор  и электрическую дуговую лампу

 

А. С. Попов

(профессор)

Профессор А. С. Попов продемонстрировал  изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на

военных кораблях

 

К. Э. Циолковский

(Учитель физики)

разработал теорию реактивного двигателя, обосновал возможность использования  ракет для межпланетных сообщений, разработал проект дирижабля.

 

 

Н. Н. Миклухо-Маклай

(этнограф)

 

изучал природу и народы Океании и Новой Гвинеи.

 

 

Н. М. Пржевальский

(путишественник)

 

совершил путешествия  в Уссурийский край, Центральную  Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и  животных.

 

С. М. Соловьев

(профессор-историк)

в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смерти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложение до 1775 г.

 

В. О. Ключевский

(историк)

создал пятитомник «Курс русской  истории», а также труды по экономическим  вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепост­ного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.


 

Литература

 

В литературе этого периода  нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический  реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение  ее пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека.

   
 

М. Е. Салтыков-Щедрин

(писателя-сатирика)

. В «Истории одного города»,  как и в знаменитых «Сказках»,  он в гротескно-сатирической форме  вывел галерею образов градоначальников  — Разуваевых, Колупаевых, «премудрых  пескарей-либералов», нарисовал черты  и нравы нарождающейся буржуазии.  В «Господах Головлевых», «Поше­хонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества.

 

Ф. М. Достоевского

В его романах «Бедные люди», «Пре­ступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и соци­альных контрастов общества. Непревзойденный мастер пси­хологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности.

 

Л. Н. Толстого

В романе «Война и мир» писатель раскрыл  всю глубину русского национального  характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах  «Анна Каренина», «Воскресение»  нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда.

 

И. С. Тургенева

(мастер русского романа)

(«Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи  был поэт Н, А. Некрасов, который  в своих произведениях «Железная  дорога», «Кому на Руси жить  хорошо» отображает жизнь пореформенной  деревни, рисует живучие остатки  крепостничества. Некрасов первый в легальной ли­тературе вспомнил декабристов («Русские женщины»).

 

А.Н. Островский

(драматург) 

(«Беспридан­ница», «На всякого мудреца...» и др.).

 

А. П. Чехов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ В эти годы в литературу  вступают М. Горький, И. А.  Бунин, В. В. Вересаев, В. Г.  Короленко и другие писатели.

. В его творчестве нашли глубокое  художественное отображение идейные  искания русской интеллигенции  в конце XIX в., протест против  серости, пошлости обывательской  жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с  собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной  силы социального обобщения достиг  писатель в рассказах «Палата  № б», «Человек в футляре». Он  создал также пьесы «Чайка»,  «Дядя Ваня», «Три сестры»,  «Вишневый сад», которые и сейчас  с успехом идут на сценах  театров мира

  • Журналы

 «Современник»

(один из лучших демократических  журналов)

Салтыкова-Щедрина

 

«Отечественные записки»

редактировал Некрасов

 

«Русский вестник»

 
  • Газеты

«Санкт-Петербургские ведомости» и  «Московские ведомости»

 
 

Первой массовой газетой стала  «Новое время».

 

книгоиздатель Д. И. Сытин, П.П.Павленков

 

В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на русском языке  тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.

   

 

Образование

 

  • Русская культура второй половины XIX в. развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре

 

 

  • Усиливается внимание правящих кругов к народному образованию. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскресные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы.

 

 

  • Основным типом средней школы были гимназии, в которых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право поступать в университеты. Существовали также мужские реальные училища, где преподавались математика, физика, химия и т. п. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений.

 

 

 

  • Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2  Увеличилось количество технических вузов. Открылись консерватории в Петербурге и Москве. Было положено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка. Театр

Вторая половина XIX в. —  это расцвет русского музыкального искусства

   

 

Актеры: П.М.Садовский 
А.П. Ленский 
М.Н. Ермолова 
тетра: 
П.А.Стреретова 
М.Г.Савина 
М.В.Дальский

М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин.

(«Балакиревский кружок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой»)

1862 г

создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хованщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бородина — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».

1860-е гг. открылись первые консерватории

П. И. Чайковский

 

(композитор)

Он создал 6 симфоний, симфонические  поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и  др., 100 романсов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику.

 

А.П.Бородин

Опера «Князь Игорь»

Скульптура

М.О.Микешин

Создал памятник «Тысячелетие России»  в Новгороде Великом 
«Богдан Хмельницкий» в Киеве 
«Минин» в Нижнем Новгороде

 

А.М.Опекушин

 

 

1880г в Москве памятник А.С.Пушкину

 

М.М.Антокольский

Скульптуры Мефистофеля, Вольтера, ПетраI,Ермака, Ивана Грозного

Архитектура 
эклектика-господствующий стиль

   
 

К.А. Тон

По его проекту были возведены  Большой Кремлевский дворец, оружейная  палата, Николаевский и Московский вокзалы, храм Христа Спасителя

 

В.А.Шервуд

Автор здания Исторического музея


 

Искусство. Живопись.

   

1870г.- сложилось товарищество пережвижимых художественных выставок»

И.Н.Крамской

«Неизвестная», «Христос в пустыне», первый портрет Л.Н.Толстого

 

В.Г.Перов

«Тройка»,»Проводы покойника», «Сельский крестный ход на Пасху»,

 

И.Е. Репин

«Не ждали», «Бурлаки на волге», «Иван  Грозный и сын Иван», «Запорожцы»

 

В.И.Суриков

«Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»

 

А.К. Соврасов

«Грачи прилетели»

 

И.И. Ливитанов

Пейзажные полотна

 

В общество тагже входили: В.В Верещагин, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.И.Шишкин, И.К.Айвазовский,

А.И.Куинжи

 


Информация о работе Культура России во второй половине XIX века