Культура Руси 9 в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:47, доклад

Описание работы

Культура Руси 9 в. отражает период перехода от союзов племен к единой древнерусской народности. В это время господствовали сначала языческие, а затем и христианские религиозные представления. На культуру Древней Руси оказали влияние связи с Византией, Зап. Европой, с Востоком.

Файлы: 1 файл

Культура Руси 9 в.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

крестьянский вопрос, который имел важное значение в условиях крепостного

права. Дворянство проявило себя как реакционная сила (за исключением

отдельных депутатов), готовая  любыми средствами отстоять крепостнические

порядки. Купцы и казаки думали о приобретении привилегий на владение

крепостными, а не о  смягчении крепостной зависимости.

В 60-е годы был издан  ряд указов, которые нанесли удар господствовавшей

системе монополий. Указом 1762 г. разрешалось свободно открывать  ситцевые

фабрики и сахарные заводы. В 1767 г. была объявлена свобода городских

промыслов, что имело  большое значение. Таким образом, законы 60-70-х гг.

создавали благоприятные  условия для роста крестьянской промышленности и ее

перерастания в капиталистическое  производство.

Время Екатерины II было временем пробуждения научных, литературных и

философских интересов  в русском обществе, временем зарождения русской

интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть  населения, это

был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские

благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета

русской культуры, это  время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И. Державина,

Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, и др.

В ноябре 1796 г. Екатерины не стало. На престол воцарился ее сын Павел (1796-

1801гг.). При Павле I утвердился  курс на укрепление абсолютизма,  максимальную

централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха.

                                Заключение                               

Главным итогом совокупности Петровских реформ стало установление в России

абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского

монарха – перт объявил  себя императором, а страна стала  называться Российской

Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел  Петр все годы своего

царствования – создание государства со стройной системой управления, сильной

армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную

политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и

могло пользоваться любыми средствами для достижения своих  целей. В итоге Петр

пришел к своему идеалу государственного устройства – военному кораблю, где

все и вся подчинено  воле одного человека – капитана, и успел вывести этот

корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться

к методам и стилю  проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр

Великий является одной из самых знаменитых фигур мировой истории.

Все реформы Екатерины II были также направлены на создание мощного

абсолютистского государства. Политика, проводимая ею, была названа "политикой

просвещенного абсолютизма».

С одной стороны, Екатерина провозглашала передовые истины просветительской

философии (особенно в главах о  судопроизводстве и экономике), с  другой –

подтверждала незыблемость самодержавно-крепостнического строя. Укрепляя

абсолютизм, она сохраняла самодержавие, внося лишь коррективы (большую

свободу хозяйственной жизни, некоторые  основы буржуазного правопорядка, мысль

о необходимости просвещения), которые  способствовали развитию

капиталистического уклада.

Несомненной заслугой Екатерины было введение повсеместного народного

образования.

Широкое распространение на Руси в  XII в. получили ремесла. По подсчетам академика Б. Рыбакова, в древнейших городах работали ремесленники более 60 специальностей. Славились русские ремесленники, изготавливавшие ювелирные изделия. Особое распространение получили техники зерни, скани и филиграни Широко развивалось производство кирпича и многоцветной керамики, предметов из дерева и кожи; высокого уровня достигло производство оружия - кольчуг, колющих мечей, сабель; в ХII-ХIII вв. появились арбалеты и граненные стрелы к ним. Широкое распространение в изобразительном искусстве получила техника мозаики -изображения, выполненного из кусочков камня, смальты (особым образом изготовленного цветного стекла) или керамики.

 Архитектура «Гардарикой» - страной городов - называли Русь скандинавские источники. Города возводились на возвышенностях, у слияния рек. Стены сооружались из деревянных срубов, забитых землей, на насыпных валах, имеющих в основе бревенчатый каркас (Киев; Любечский замок Владимира Мономаха). Наиболее важные места укреплялись камнем (Владимир, «Золотые ворота» в Киеве). Встречались попытки использовать камень в гражданских постройках (дворец Андрея Боголюбского в Боголюбове). Городские улицы мостились деревянными мостовыми (Новгород, Псков). Число городов быстро росло: в начале XII в. - около 30; в XII в. - 42; в середине XIII в. - 62. До нашего времени сохранилось более 150 памятников архитектуры от домонгольского времени.

 Литература на Руси 

Первыми письменными литературными  произведениями на Руси стали переводы произведений византийских авторов: жития святых, византийские хроники, «Александрия» -сборник легенд и преданий об Александре Македонском; «Повесть в разорении Иерусалима» - Иосифа Флавия; «Девгенеево деяние» -поэма о воине Дигинисе. Кроме переводной была и своя, оригинальная литература. Наиболее ценными с точки зрения исторической науки являются, конечно, летописи, или погодные записи, Древнейшая из сохранившихся - «Повесть временных лет» - посвящена истории Руси с древнейших времен до начала XII в. Ее авторство приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. С началом обособления русских земель стали создаваться собственные местные летописные своды: «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» летописи.

 Возникновение славянской письменности

Алфавит, которым, правда, в несколько  измененном виде, мы пользуемся и сейчас, был составлен в IX в. История его создания такова. Моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу XIII с просьбой перевести христианские богослужебные книги с греческого на славянский язык. Исполнить этот титанический труд было поручено греческим монахам-миссионерам Кириллу и Мелодию. Они и составили славянскую азбуку. Вначале была составлена глаголица, а затем с опорой на греческое письмо - кириллица, названная так по имени Кирилла. Кириллица была значительно проще по начертанию букв и поэтому получила более широкое распространение, а затем и вовсе вытеснила глаголицу. На основе кириллицы возникли не только древнерусская, но и болгарская и сербская письменности. Создание славянского алфавита - огромный научный, духовный и человеческий подвиг, значение которого для развития нашей культуры невозможно переоценить.


Информация о работе Культура Руси 9 в.