Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:53, контрольная работа
В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.
Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: "Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой".
Содержание
Введение…………………………...……………………………………………...3
Просвещения………………………………………………………………………8
Наука…………………………………………………………………………….…9
Литература……………………………………………………………………….11
Живопись…………………………………………………………………….…...13
Театр и музыка………………………………………………………………...…15
Кинематограф……………………………………………………………………17
Архитектура……………………………………………………………………...18
Заключение……..……………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы……….…………..….21
2
Содержание
Введение…………………………...………………………
Просвещения…………………………………………………
Наука…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Живопись…………………………………………………………
Театр и музыка………………………………………………………………
Кинематограф………………………………………………
Архитектура…………………………………………………
Заключение……..…………………………………………
Список использованных источников и литературы……….…………..….21
Введение
В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.
Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: "Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой".
История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.
С конца 1940-х гг. как самостоятельная отрасль историографии отечественной истории выделяется история культуры 20 в. Особенно активное изучение этого периода началось с 1960-х. гг.
В работах советских историков преобладала марксистская концепция изучения истории культуры, в основе которой лежал формационный принцип рассмотрения историко-культурного процесса. Большое внимание уделялось изучению теоретического наследия В.И. Ленина и политика коммунистической партии в области культуры. В оценках историко-культурных явлений преобладали политический и идеологический подходы, что ограничивало возможности их всестороннего исследования.
Тем не менее в результате большой и многолетней работы советские ученые создали обстоятельные и серьезные труды по отдельным отраслям отечественной культуры. Результатом отраслевого изучения культуры явилось издание ряда энциклопедий.
Большое значение для исследования отечественной культуры имеют "Очерки русской культуры 13-18 вв.", подготовленные лабораторией русской культуры исторического факультета Московского университета в 1970-1990 гг., а также "Очерки русской культуры 19 в.", издание которых началось с 1998 г.
Крупными обобщающими исследованиями по истории культуры советского периода стали коллективные монографии под редакцией М.П. Кима "Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры: 1917-1927" (1985) и "Советская культура в реконструктивный период 1928-1941" (1998). Наряду с традиционными сюжетами- народное образование, наука, художественная культура- в них рассматриваются такие проблемы, как изменения в духовном облике народных масс, духовное возрождение ранее отсталых народов, материальная база культуры.
С конца 1980-х гг. появились возможности для изучения ранее закрытых тем истории отечественной культуры. Были опубликованы работы по истории культуры русского зарубежья, по новому стали освещать такие проблемы, как наследие духовного ренессанса рубежа 19-20 вв., взаимоотношение власти и интеллигенции, церкви и государства, роль религии в общественно- культурной жизни 19-20 вв. и др.
В последние десятилетие 20 в. Значительно возрос интерес исследователей к системному изучению культуры, теоретико-методологическим вопросам. Отраслевой подход к историографической традиции историко-культурных исследований существовал в течении длительного времени. Он сохраняется как один из путей изучения культуры и сегодня. Однако данный подход, как правило, отражает имманентное, внутреннее развитие той или иной ее области. Он не дает полного представления о культуре как определенной сфере общественной жизни, внутренне целостной системе.
Сохранение традиций и появление новаций, вызванных потребностями времени, составляют суть историко-культурного процесса. В его изучении необходимо сочетать традиционные методы с поисками новых, способствующих более глубокому пониманию общественно-культурной жизни в целом. Один из таких подходов- системно-функциональный, предполагающий изучение прежде всего той среды, где формировались и распространялись новые явления культуры и сохранялись ее традиционные элементы.
Цель работы: изучить различные аспекты русской культуры второй половины 19 века.
Задачи: выявить основные направления развития культуры конца 19 начала 20 веков.. Выявить влияние социальных, экономических и политических факторов на культурную и социальную жизнь.
Георгиева Т.С. "Русская культура: история и современность"- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-608 с.(Высшее образование).
В книге увлекательно рассказывается о зарождении русской культуры, ее дальнейшем становлении. Редкие архивные материалы дают удивительную картину самобытной жизни русских людей, их необычайного мастерства. Достойное место в книге занимает творчество русских талантливых писателей, ученых, художников, архитекторов и т.д., известных и полузабытых, заслуженно поднятых из небытия, составляющих нашу национальную гордость. Книга живо передает дух исторических эпох, через которые прошла Россия, ее культура, вплоть до наших дней.
Яковкина Н.И. "История русской культуры: 19 век." 2-е издание. СПб: Издательство "Лань", 2002.-576 стр.
Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России — XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.
В.В. Долгов "Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней". Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. 196 с. В учебном пособии дана краткая история русской культуры с древнейших времен до сегодняшнего дня. Книга содержит систематизированную информацию об основных этапах развития русской литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыки, образования и науки, а также хозяйственного и бытового уклада.
Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М.: Центр, 1998.- 592 с. Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. "История русской культуры":В 2ч.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-400 с.
Принципиальная позиция авторов состоит в признании за культурой собственных законов развития. Авторы считают необходимым сохранить общеисторическую периодизацию европейской цивилизации(средневековье, новое время).История русской культуры в учебнике представлена как процесс и результат национального самосознания России, выраженный в ее культуре.
Просвещение
Просвещение. "Культурный ренессанс" не коснулся подавляющей части населения страны. Как признавал сам Бердяев, "...все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения". Значительная часть крестьянства, как, впрочем, и рабочего класса, была неграмотной, хотя в конце XIX — начале XX веков в области народного просвещения наметились заметные сдвиги. По данным переписи 1897 г., в России на 100 жителей приходился 21 грамотный, в том числе среди мужчин — 29, а среди женщин — только 10. К 1917 году процент грамотных увеличился до 30. Росло число школ. Если в 1894 г. в стране было 32 тыс. начальных школ, то к 1906 г. уже 92,5 тыс.
Немногим менее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в них был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения.
Слабым было и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшении образования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начального обучения в России, но в связи с началом войны он так и небыл принят. Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со 127 тыс. студентов.
На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность, продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессы стали после первой русской революции: в 1912 г.стране выходило 1131 ежедневных газет, а число журналов перевалило за тысячу.
Периодика приобретает многонациональный характер - газеты издавались на 24 языках. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Спектр политической ориентации газет и журналов был весьма разнообразен: от крайне правых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинство имело все же либеральнобуржуазную направленность.
Наука
В конце XIX — начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русская наука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как К.Э. Циолковский, создатель теории ракетного движения; Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Чаплыгин, заложившие основы аэродинамики. Огромное значение имели труды В.И. Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. Он создал учение о ноосфере, сфере разума — оболочке Земли, преображаемой жизнью. Идеи Вернадского положены в основу нынешних экологических представлений. В начале XX в. И.П. Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову — одному из основоположников сравнительной паталогии и микробиологии — были присуждены Нобелевские премии.
Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в техническое развитие страны. А.С. Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского. Прославились русские летчики П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин. В 1911 г. Г.Е. Котельниковым был создан первый авиационный ранцевый парашют.
Успешно развивались и общественные науки. В 90-е годы XIX в. в России началось широкое распространение марксизма. "Повальное" увлечение марксизмом стало модным среди молодежи. Н.А. Бердяев писал по этому поводу: "Так в 40-е годы на успех в любви мог рассчитывать лишь идеалист и романтик, в 60-е годы лишь материалист и мыслящий реалист, в 70-е годы народник, в 90-е годы марксист".
Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, "приспосабливание" к российской действительности и дальнейшее его развитие, что связано, прежде всего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Свой "марксистский период" был и у таких видных представителей русской интеллигенции, как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, которые затем отошли от него. Н.А. Бердяев за пропаганду социалистических идей был исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. Однако затем он порывает с марксизмом и вместе с В.В. Розановым,
С.Н. Булгаковым, Вяч. Ивановым, Д.С. Мережковским, В.С. Соловьевым, П.А. Флоренским, С.Л. Франком и др. становится одной из ведущих фигур в русской религиозной философии, которая утверждала примат духовности, приоритет личности над социальным и стояла в ряду самых заметных явлений духовной жизни страны того времени.
Социальные потрясения начала XX в. поставили перед русской общественной мыслью и такие сложные вопросы, как вопрос о месте интеллигенции в обществе, роли интеллигенции в России и ее отношении к революции. Свои суждения об этих проблемах высказали видные мыслители Н.А. Бердяев, А.С. Изгоев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, М.О. Гершензон, С.А. Франк в вышедшем в 1909 г. сборнике "Вехи". Это был сборник статей о русской интеллигенции и одновременно отклик определенной ее части на первую русскую революцию.
Авторы, примыкавшие к либеральному лагерю, призывали общество к социальному компромиссу и предостерегали от попыток решения назревших проблем через революцию. Однако "Вехи" не нашли сочувствия у читающей Рос сии, их идеи не повлияли на развитие событий, а сами авторы подверглись осуждению представителей практически всего спектра политических течений: от большевиков до кадетов. В рассматриваемый период заметных успехов достигла историческая наука, прежде всего, в изучении истории Отечества (труды Н.П. ПавловаСильванского, А.Е. Преснякова, А.С. Лаппо-Данилевского и др.). М.М. ТуганБарановский и П.Б. Струве многое сделали в области изучения экономических и историко-экономических проблем.