Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:51, реферат
В источнике" имеются сведения, что «Кузнецкий бассейн находится в восточной части Алтайского горного округа, между горными кряжами Салаирским и Алатау; он тянется примерно на 400 верст в длину и около 100 верст в ширину и занимает площадь 40000 вёрст. Во многих местах этого бассейна залегают мощные пласты Минерального угля высокого качества». В источнике сообщается, что «...находящийся в южной части Томской губернии и получивший свое название по имени г.Кузнецка, бассейн входит в состав Алтайского горного округа. Алтайский округ с j 747 по 1917 гг. составлял бывшие Кабинетские (принадлежащие царю) земли и был закрыт для частной промышленности, как горной, так и всякой другой, «основанной на огнедействующих машинах и потребляющей значительное количество лесного материала».
Кузнецкий бассейн
В источнике" имеются сведения, что «Кузнецкий бассейн находится в восточной части Алтайского горного округа, между горными кряжами Салаирским и Алатау; он тянется примерно на 400 верст в длину и около 100 верст в ширину и занимает площадь 40000 вёрст. Во многих местах этого бассейна залегают мощные пласты Минерального угля высокого качества».
В источнике1 сообщается, что «...находящийся в южной части Томской губернии и получивший свое название по имени г.Кузнецка, бассейн входит в состав Алтайского горного округа. Алтайский округ с j 747 по 1917 гг. составлял бывшие Кабинетские (принадлежащие царю) земли и был закрыт для частной промышленности, как горной, так и всякой другой, «основанной на огнедействующих машинах и потребляющей значительное количество лесного материала».
Первые сведения о наличии угольных пластов в Кузнецком бассейне были получены от крепостного крестьянина-рудознатца М.Волкова, который в 1721 г. обнаружил на правом берегу реки Томь «горелую гору двадцати сажен высотой» (оставшийся след большого каменноугольного пожара). В 1722 г. об этой находке было сообщено в Берг- Коллегию2.
В источнике3 отмечается, что еще Акинфий Демидов, владея Колывано-Воскресенскими заводами на Алтае, проявлял интерес к кузнецким углям, поскольку он «дешевле и сподручнее для плавки металлов». Только в 1818 г., когда на этих заводах стал ощущаться недостаток топлива, начальник горнозаводского производства на Алтае П.К.Фролов предпринял попытку заменить древесный уголь ископаемым углем. В течение 12 лет он испытывал каменный уголь и кокс на всех печах и горнах Томского, Гавриловского и Гурьевского заводов, но не получил сколько-нибудь обнадеживающих результатов.
В этом же источнике приводится исторический факт «промышленного шпионажа», как «англичане украли уголь», причем в крупных масштабах. До Петербурга дошли слухи, что англичане пробрались на пароходе по р.Томь в алтайское поместье царя, нашли в окрестностях Верхотомского острога каменный уголь и увезли больше десятка тысяч пудов. Кабинет Его Величества потребовал от начальника алтайских заводов объяснения. Из рапорта коллежского асессора Богданова: «Согласно поручению Вашего Превосходительства я отправился в село Верхотомск, чтобы оттуда начать осмотр обнажения каменного угая. Следуя отсюда вверх по Томи, я встретил выходы каменного угля только в одном месте, именно у деревни Кемеровской. Очень хорошее качество кемеровского каменного угля и удобство залегания обнаженных тут двух пластов его, а также близость к городу Томску... заставили местных крестьян еще лет 10 назад обратить внимание и заняться добычею его. Из пласта, закрытого речником, крестьяне добывают уголь из колодцу и без всякого крепления...».
Выдающуюся роль в изучении и освоении Кузнецкого угольного бассейна сыграл русский геолог и географ П.А.Чихачев (1808-1890 гг.), который и предложил назвать этот угольный бассейн Кузнецким, «я называю эту область Кузнецким бассейном по имени города, находящегося в его южной части», — писал он. П.А.Чихачев первый определил геолого-географические границы Кузнецкого каменноугольного бассейна и составил его геологическую карту. Следует отметить, что до этого инженер-капитан Соколовский в 1842 г. в «Горном журнале» писал, что бассейн этот занимает котловину между Салаиром и Кузнецким Алатау и представляет площадь не менее 40 тыс. кв. верст4.
Первая копь в Кузнецком бассейне — «Бачатская» — была открыта в 1851 году. Разрабатываемый участок месторождения был сложным по горно-геологическим условиям: крутые, мощные (11-25 м), нарушенные пласты; чередующиеся коксующимися и энергетическими углями и др. Первоначально среднегодовая добыча составляла всего лишь около 10 тыс. пудов. Во-первых, совершенно отсутствовал опыт разработки таких сложных месторождений, во-вторых, разномароч- ность углей не позволяла правильно организовать опыты по плавке руды, а именно для этих целей добывался уголь, и в-третьих, добыча производилась на примитивном техническом уровне. В отдельные месяцы добыча достигала 2680 пудов, что теоретически позволяло при ручном труде добывать более 500 т в год. Бачатская копь эксплуатировалась 45 лет. Ближе к завершению срока ее эксплуатации добыча угля временами достигала 8-10 тыс. т в год. Себестоимость товарного угля в лучшие периоды составляла от 1 до 3 коп. за один пуд5.
Освоение природных богатств Кузнецкого бассейна предопределялось транспортными связями с рынками сбыта. Императорский кабинет до последнего не отдавал кузнецкие разработки каменного угля в частное пользование, несмотря на то, что некоторые эксперты делали заключения, что бассейн неперспективен с точки зрения вложения крупного капитала для развития промышленности.
Начало промышленного освоения угольных запасов Кузбасса связано по времени с началом строительства Сибирской железной дороги и открытием в конце прошлого столетия двух копей — Анжерской и Судженской. В 1893 г. Комитет Сибирской железной дороги утвердил трассу магистрали в междуречье Иртыша и Енисея.
Тогда-т0 в Императорском Кабинете и зародились проекты захвата поДряДов на поставки кузнецкого каменного угля Транссибирской магистрали, что, безусловно, сулило царю большие прибыли.
Кстати. Кабинетские прииски на территории Кузбасса со всеми своими природными богатствами приносили императорской семье немалую прибыль, но значительно меньшую, чем рудники, находящиеся в частной собственности. Например, на частных золотых приисках Томского округа одним рабочим добывалось в день 19 долей золота, в Верхне-Удинском округе — 34, а на кабинетских промыслах всего чуть более 16 долей. На этих промыслах труд был мало производительный, зимой резко возрастала заболеваемость горнорабочих, в то время как на капиталистических промыслах к владельцам постепенно пришло понимание пользы более бережного отношения к горнорабочим".
В 1895 г. Кабинет принимает решение организовать разведку угольных полей на Кольчугинском и Кемеровском месторождениях, построить железнодорожную ветку от Кольчугина до станции Болотной и вывозить на Сибирскую магистраль до 160 тыс. тонн угля. Однако на постройку железной дороги денег не было. Они нашлись у преуспевающего петербургского предпринимателя Л.А.Михельсона, купившего горный отвод и захватившего подряды на поставки каменного угля железной дороге.
В конце XIX в. бьуш введены в эксплуатацию Соснинская и Кольчугинская (шахта «Успех») копи, причем основная добыча в Алтайском горном округе была сосредоточена на последней. В забоях и на подготовительных работах было занято около 300 чел., работы носили сезонный характер, от тяжелого ежедневного труда по 11 часов нередко было повальное «пьянство и буйство». Поденная заработная плата горнорабочего составляла от 35 коп. до 1,3 рублей '8.
Перед началом Первой мировой войны (1913 г.) в бассейне было образовано акционерное общество «Копикуз» («Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей»). Инициатором создания «Копи- куза» был В.Ф.Трепов (брат петербургского градоначальника), по предложению которого несколько французских банков образовали Алтайско-Сибирский консорциум. Затем к этому консорциуму примкнули Международный коммерческий и Русско-азиатский банки. В соответствии с договором с Царским Кабинетом, угольные копи отводились «Копикузу» сроком на 60 лет.
Бездействующие к тому времени Кольчугинские копи были куплены у Кабинета за 5430 рублей. Общество стало практически владельцем бассейна площадью 16 млн. десятин тайги и болот. Место закладки новых шахт указал выдающийся русский геолог, уроженец Кузбасса Л.И.Лутугин.
В конце 1916 г. «Копикуз» начал проектировать и строить в Кузнецке металлургический завод. Одним из основателей завода был известный доменщик страны М.К.Курако. В 1917 г. в современной городской черте было восемь обособленных населенных пунктов: на правобережье Томи — деревни Евсеево, Кемеровская, Боровушка, шахтерский поселок, а на левом берегу напротив Волковой горы — нижняя колония химзавода, станция Кемерово, деревня Кур-Искитим и село Щеглово. По численности населения Щеглово было седьмым населенным пунктом в Кузнецком уезде. В нем находились волостная управа, церковь, школа, две мельницы, кустарный кожевенный завод, пристань, пять мануфактурных и две галантерейные лавки. Близость к коксохимическому заводу и руднику предопределила дальнейший рост Щеглова и его преобразование в город Кемерово.
Основной период производительного освоения угольных месторождений Кузбасса приходится на XX век. Сегодня Кузнецкий угольный бассейн — один из самых крупных в мире по запасам и качеству ископаемого угля. На долю Кузбасса приходится почти 50% всей добычи угля в России и около 70% — для производства кокса.
" М.Неймайр. «История Земли». Пер. с нем. СПб, Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1904.
2 П.И.Бугов. Кузнецкий каменноугольный бассейн. Библиотека горнорабочего.
М., 1923
2 История Кузбасса. Т. I-П. Кемерово, 1967.
Е.Иванков. «Черное золото Красной горы». Как зародилось и развивалось Угольное дело в Западной Сибири. «Независимая газета - Регионы» от 9 февраля 1999 г.
4 История Кузбасса. Т. I-П. Кемерово, 1967.
5 Б.А.Теодорович. История развития горного дела в Кузбассе. Издательство «Институт ИСНИН». М., 1999.