Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источниках кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в.
После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидой кимеков составили ядро племенного союза. Однако стремление основных кыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в. К отделению от кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. Но окончательной независимости кыпчаки не достигли. В IX—X вв. история кыпчаков тесно переплелась с историей кимеков. Кыпчаки находились в политической зависимости от кимекского кагана, входили в конфедерацию, а затем в Кимекский каганат.

Файлы: 1 файл

Кыпчакское ханство.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Кыпчакское  ханство (нач. XI в. —1219 г.)

Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)

Этноним «кыпчак» впервые  упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских  источниках кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в.

После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в  Прииртышье под эгидой кимеков составили  ядро племенного союза. Однако стремление основных кыпчакских племен к самоопределению  привело их в конце VIII в. К отделению  от кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. Но окончательной  независимости кыпчаки не достигли. В IX—X вв. история кыпчаков тесно переплелась с историей кимеков. Кыпчаки находились в политической зависимости от кимекского кагана, входили в конфедерацию, а затем в Кимекский каганат.

После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских  племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти династийная  знать кыпчаков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело к непосредственным контактам с государствами Средней Азии и юго-восточной Европы.

Во второй четверти XI в. племенная  знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего течения  Сырдарьи, При-аральских и Прикаспийских  степей.

С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление  в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-гуз). Завладев Мангышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную подошли к северным рубежам Хорезма.

В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении  от Итиля (Волги). По мере движения на запад  племенной массив куман первым вступил  в непосредственные контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии.

Историко-географическую область  Дешт-и Кыпчака, обнимавшую всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных этнотерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.

Формирование кыпчакской этнической общности на территории Казахстана было сложным и длительным процессом, в развитии которого прослеживаются три этапа.

Первый этап связан с образованием ядра кимекского племенного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.

Второй этап — с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические  рамки кыпчаки постепенно расселились  на обширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноуральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и интеграция трех основных этнополитическихобъединений: кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консолидирующей ролью кимекских племен. Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвязях и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузских племен. Вместе с тем линия внутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию древних насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланских этнокомпонентов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений.

С начала XIдо начала XIII вв. формирование этнической общности кыпчаков вступает в третий этап развития, связанный  прежде всего с ростом могущества кыпчакских ханов, власть которых легитимизировалась ханским династийным родом ель-борили. Степень развития и углубления этнических связей в Кыпчакском ханстве, а также  уровень формирования кыпчакского  этноса в известной степени определялись по племенному составу кыпчаков восточного улуса.

Структура племенного состава  конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные  элементы ираноязычного этнического  пласта.

В силу специфики развития исторического процесса в кочевых  обществах в таких «вторичных»  племенных образованиях сохранялось значение кровнородственных связей, родословных генеалогических древ, подтверждавших общность происхождения, не утрачивались племенные самоназвания.

В формировании кыпчаков приняли  участие многочисленные племена  канглы, компактные группы которых  во второй половине XIIв. образовали этнотерриториальное  объединение в пределах Приаральских степей, а также тюркоязычные племена  уран, пришедшие в X в. на территорию Казахстана из Восточного Туркестана, баят, азкиши и тюргеши. Появление двух последних племен в XII в. в Причерноморье, скорее всего, было связано с передвижением туда кыпчакских племен, а вместе с ними азкишей и гюргешей. Одним из этнических компонентов кыпчаков также эыли карлуки, чигили, каи.

Формирование кыпчакской народности на территории Казахстана стимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали однотипность форм хозяйствования, система общественных отношений и общность языка. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущим политическим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая воюпринадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием.

Расселение. К середине XIв. кыпчакские племена расселялисьна обширной территории современного Казахстана — от Алтая и Иртыша на востоке до Итиля (Волги) и Южного Урала на западе, от оз. Балхаш на юге до лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере.

Во второй половине XIв. кыпчаки  расселялись на Мангышлаке и Устюрте, где совместно с ними кочевали группы огузских племен. На «Малой карте» аль-Идриси отмечен этнотопоним  «Степь кыпчаков» (Сахра аль-кыфчак), локализованный между Каспийским и  Аральским морями, в соответствии с реалиями, относящимися ко второй половине XI в.

Начальные этапы движения кыпчаков на запад в середине XI в. нашли отражение в географической карте Махмуда Кашгари, на которой  места их обитания показаны к западу от Итиля и на северо-запад от Каспийского моря, а сама река Итиль  отнесена к стране кыпчаков.

Кыпчакские ханы расширили  на юге пределы своего государства, достигнув окрестностей г. Тараз, где возвели укрепление Канджек Сенгир, пограничное с Караханидами. Естественной границей между кыпчакскими правителями и Караханидами являлись оз. Балхаш и озера Алакольской котловины.

Восточные рубежи охватывали правобережье Иртыша и склоныАлтайских  гор. Махмуд Кашгари разместил имеков (кимеков) вбассейне Иртыша, на их древней  территории, которые носилиназвание «Имекские степи».В XIIв. кыпчакские племена на 
Алтае и в верховьях Иртыша граничили с найманами, канглы икереитами.  ;

На северо-востоке кыпчаки  были связаны с саяно-алтайским  очагом цивилизации и культуры, носителями которой были кыр-гызы, хакасы и др. племена. Северные границы Кыпчакского  ханства проходили по лесостепной  зоне, отделяющей нынешнюю казахскую  степь от Западной Сибири.

На северо-западе кыпчаки  вошли в этнокультурный и политический контакт с населением Поволжья и Приуралья. Взаимодействие кыпчакских племен с булгарами и башкирами во второй половине XI— нач. XIIIвв. развивалось в направлении кыпчакского языкового и культурного влияния.

Этническая территория кыпчакских племен в пределах их этнополитического  объединения была относительно стабильной, за исключением юго-западных рубежей, где начиная с 30-х гг. XIIв. довольно активную политику стало проводить  государство Хорезмшахов.

Образование ханства. Бурные события первой половины XIв., в ходе которых кыпчакская аристократия значительно  расширила территорию расселения племен Восточного Дешт-и Кыпчака, приведшие  к войнам и столкновениям с  державой огузов на Сырдарье, со среднеазиатскими династиями Сельджукидов, Хорезмшахов и Караханидов, а также необходимость обеспечения внешней безопасности, стали объективной причиной образования государства у кыпчаков.

Политические устои Кыпчакского  ханства значительно укрепились в середине XIв. после миграции многочисленных группировок кыпчакских и куманских племен, создававших почву для центробежных устремлений в Дешт-иКыпчаке.

Со 2-й половины XI в. по 1-ю  треть XII в. наблюдаются относительная  стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Это позволяет  полагать, что в кыпчакской этносоциальной общности были верховные ханы, распространявшие свою власть на все ханство.

Власть кыпчакских ханов  передавалась по наследству от отца к  сыну. Династийным родом считались  ель-борили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом и ханской армией. В военно-административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое — со ставкой на р. Урале на месте города Сарайчик и левое — с резиденцией в городе Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центр ханства, скорее всего, находился в Тургайских степях. Военной организации и военно-административной системам управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа существования.

Рельефно была выражена строгая  иерархическая система господствующей аристократической верхушки (ханы, тарханы, баскаки, беки, баи), наряду с этим роды и племена также разделялись по своей социальной значимости.

Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Основой  имущественного неравенства была частная  собственность на скот. Основным богатством служило число лошадей. Многие в  стране кыпчаков, как сообщают письменные источники, владели несколькими  тысячами прекрасных лошадей, а некоторые  из них 10- и более-тысячными табунами. Посягание на собственность строго каралось, считалось наказуемым, по устоявшимся нормам обычного права (торе). Скот, находившийся в частной собственности кыпчакских семейств, отмечался родоплеменными метками (тамгами).

Обладая огромными стадами, аристократия была и фактическим собственником пастбищ, на которых содержался этот скот, хотя юридически собственность и не фиксировалась. Право распоряжения пастбищами и регулирования перекочевками принадлежало кыпчакским ханам и племенной знати.

На другом полюсе находились непосредственные производители — скотоводы. Рядовые общинники были в своей основной массе свободными. Однако через отдачу себя и своего имущества под защиту сильного сородича проявлялась их зависимость от власть имущих. С потерей скота, а следовательно и возможности кочевать, свободный общинник переходил в категорию оседлых жителей (ятуков). Но как только у бедного ятука появлялось достаточное количество скота, он снова переходил в лоно кочевого хозяйства.

Самую бесправную группу в  кыпчакском обществе составляли рабы, которые пополнялись за счет военнопленных. Рабы шлиглавным образом на продажу, и лишь часть их использовалась в  хозяйстве в качестве слуг.

Таким образом, Кыпчакское ханство  было сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

Политические взаимоотношения  кыпчаков. В1065 г. правитель сельджуков Алп Арслан совершил поход на Мангышлак против кыпчаков. Добившись от кыпчаков изъявления покорности, сельджукский султан совершил поход на Дженд и Сауран. В результате этой военной кампании часть кыпчакских племен временно попала в зависимость от сельджукидов Хорасана.

В конце последней четверти XI в. на Мангышлаке и восточном побережье  Каспийского моря по-прежнему властвовали  кыпчаки, в политической зависимости от которых находились отдельные группы огузских и туркменских племен. В 1096 г. племена кыпчакского объединения во главе с «могущественным» ханом совершили поход на Хорезм. Однако покровители хорезмшахов сельджукиды вынудили их возвратиться на Мангышлак.

Судя по опосредованным сведениям  Махмуда Кашгари кыпчаская военно-кочевая  знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями  династии Караханидов. Караха-ниды предпринимали  походы в восточные пределы Кыпчакского  улуса, в свою очередь кимеки с  берегов Иртыша совершали набеги в пределы тюркской мусульманской  державы в Семиречье.

В конце XI — начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Однако в первой половине XII в. они  стали ареной упорной борьбы между  кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями Средней Азии, пытавшимися  во что бы ни стало овладеть ею. Под  флагом распространения ислама хорезмшах Атсыз завоевал Дженд, а затем продвинулся на север, присоединив к своим владениям Мангышлак.

В 1133 г. кыпчаки потерпели  поражение от Атсыза, предпринявшего поход из Дженда в глубь Дешт-и Кыпчака. Источники не содержат никаких дополнительных сведений о причинах первого крупного поражения. По существу с этого времени (второй трети XII в.) началась раздробленность Кыпчакского ханства, вызванная рядом причин, основными из которых стали: формирование прохо-резмийской ориентации среди знати кыпчакских племен, сложение крупного объединения канглы, усиление междоусобной динас-тийной борьбы за власть.

Со второй половины XII в., в  особенности с эпохи правления  Текеша (1172—1200), проводилась целенаправленная политика на сближение с кыпчакской знатью. Предводители племенных группировок кыпчаков, канглы, имеков, уран стали привлекаться на службу хорезмшахами. Правящая знать Кыпчакского ханства и династии Хорезмшахов вступала между собой в родственные связи. Кыпчакский хан Джанкеши выдал свою дочь Теркен-хатун за хорезмшаха Текеша. Согласно средневековым традициям, отношения свойства как «союз мира и родства» на разных уровнях межэтнических связей имели исключительно важное значение.

Информация о работе Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)