Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:24, реферат
плоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивали преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.
Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы болыпинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации экономики и ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных для этих стран обстоятельств.
Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивали преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.
Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы болыпинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации экономики и ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных для этих стран обстоятельств.
1. Модернизационная политика в Латинской Америке
В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны оказали приют многим эмигрантам из воюющих стран, бежавшим от войны и ее последствий. Тем самым обеспечивался приток квалифицированных специалистов, рабочих Европы. Латинская Америка воспринималась ими как относителы безопасный и благодаря обилию природных ресурсов и неосвоенных земель выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США.
Соединенные Штаты прибегали к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканск странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национа- лизацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое пра- вительство вернуло компании ее собственность.
2. Кубинская революция (самостоятельное изучение)
Неудачные попытки свержения правительства Ф. Кастро Кубе, пришедшего к власти в 1959 г. революционным путем и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику.
В 1961 г. президент США Дж. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в помощи государствам континента в решении назревших социально-экономических проблем. Одновременно США стремились предотвратить возможную поддержку их со стороны Советского Союза и не допустить распространения его влияния.
Программа Дж. Кеннеди
помогла решению проблем
Спецификой общественно-
Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетами становились концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах и создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки — Бразилии с населением 160 млн человек «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964—1985).
Строились дороги, электростанции, развивались металлургия и нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья в глубь территории (из Рио-де-Жанейро — в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна вкладывала свой капитал в менее развитые страны (в частности, государства Африки).
Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960-х по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина и Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВНП на душу населения многие страны Латинской Америки к концу XX в. превзошли показатели Восточной Европы и Российской Федерации.
По характеру социального развития латиноамериканские страны приблизились к развитым государствам Северной Америки и Западной Европы.
Так, доля наемных работников в самодеятельном населении составила от 70 до 80 %. При этом в Бразилии с 1960 по 1990 г. удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, сократился с 52 до 23 %, в промышленности возрос с 18 до 23 %, в сфере услуг возрос с 30 до 54 %. Сходные показатели были и у большинства других латиноамериканских стран.
В то же время оставались
весьма существенные различия между
латиноамериканскими и
Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980—1990-е гг. в Бразилии, например, составило 1 : 32, в Колумбии — 1 : 15,5, в Чили 1:18.
Слабость среднего класса определяло отсутствие социальной базы модернизационной политики, проводившейся военными режимами. Из-за низкой покупательной способности основной массы населения новые отрасли индустрии зависели от экспорта большей части продукции. Не получающие выгод от модернизации слои населения рассматривали ее как форму подчинения экономики транснациональному, особенно американскому капиталу. Они не связывали ее с решением общенациональных задач.
3. Демократия в Латинской Америке
Существующая оппозиция режимам военных диктатур усиливалась по ряду причин. К их числу относились коррупция в среде верхушки военных, расточительность в использовании кредитов и займов, нередко разворовывавшихся или направлявшихся на амбициозные и экономически нецелесообразные проекты. Негативную роль играл типичный для диктаторских режимов правовой произвол в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. Рано или поздно большинство военных режимов, сталкиваясь с ростом внутренней оппозиции, в том числе и в военной среде, теряло власть.
Со времени Второй мировой войны и до 1990-х гг. демократические режимы в большинстве латиноамериканских стран оказывались недолговечными.
Исключение составляла Мексика,
где после победы революционного движения
в 1917 г. была принята демократическая Конституция,
хотя на арене политической жизни преобладала
одна партия (Институционально-
Попытки создать широкий блок национально-патриотических сил на демократической основе, включающих трудящихся и национальную буржуазию, проводить сбалансированную политику, сочетающую модернизацию с постепенным повышением уровня жизни, предпринимались в Латинской Америке неоднократно.
Первая и наиболее успешная такая попытка была предпринята в Аргентине полковником X. Нероном (1895—1974), захватившим власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на национальный профцентр (Всеобщую конфедерацию труда) он в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах. Представители профсоюзов, ставшие опорой создания новой, Перо- нистской партии, вошли в парламент и в правительство. При Пероне социальные права были включены в Конституцию Аргентины. Введены оплачиваемые отпуска, создана система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги, средства связи, был принят пятилетний план экономического развития, предполагавший создание стимулов для роста национального капитала. Однако в 1955 г. в стране произошел военный переворот.
Опыт и идеи перонизма сохранили популярность и в Аргентине, и в других странах Южной Америки. . Им, в частности, пытался следовать президент Бразилии в 1950—1954 гг. Ж. Варгас (1883-1954).
Свою главную задачу демократические режимы в Латинской Америке, зависящие от голосов избирателей и поддержки профсоюзов, видели в решении назревших социальных проблем. В среднем в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5—7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики были крайне ограничены.
Левое правительство С. Альенде (1908—1973) в Чили в 1970— 1973 гг. предприняло попытку привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий и экономии на военных расходах. Эта политика стала причиной недовольства ТНК, которым принадлежало около 40% промышленности Чили. Она вызывала конфликты со странами-кредиторами, приводила к падению темпов модернизации экономики и снижению конкурентоспособности продукции на мировых рынках.
В свою очередь, неспособность
правительства Альенде
В конечном счете жесткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий, не находящих решения, привели общество на грань гражданской войны. В 1973 г. это побудило армию с одобрения правящих кругов США взять ситуацию в Чили под свой контроль.
Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета (р. в 1915), был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боев за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращен в концлагерь. Тысячи человек, активистов левых сил и профсоюзного движения, были казнены, около 200 тыс. оказались вынуждены бежать из страны.
4. Латиноамериканские страны в 1990-е гг.
Конец 1980-х — начало 1990-х гг. ознаменовались новым этапом в развитии латиноамериканских стран. В большинстве из них диктатуры уступили место демократическим, конституционно избранным режимам. После поражения Аргентины в войне с Англией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолклендских островов, военный режим дискредитировал себя и вынужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. диктатуры в Бразилии и Уругвае также уступили власть конституционно избранным правительствам. В 1989 г., после 35 лет власти генерала Л. Стреснера (р. в 1912), на путь демократии вступил Парагвай, в 1990 г. ушел в отставку генерал А. Пиночет в Чили.
Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря развитию интеграционных процессов и повышению уровня жизни населения на Южно-Американском континенте увеличилась емкость внутренних рынков.
Все это создало предпосылки
для более стабильного
У большинства стран не произошло увеличения внешней задолженности. У Бразилии она с 1980 по 1995 г. сократилась с 31,2% стоимости ВНП до 24%, а ее экономический потенциал стал сопоставим с показателями наиболее развитых стран Европы.
Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5% до 69,9% ВНП), Аргентины, чей курс валюты был тесно соотнесен с долларом.
В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально- экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил правительство объявить дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.
Спорным остается вопрос о том, пойдут ли страны Южной Америки по пути экономической интеграции с США или же предпочтут развивать собственные интеграционные структуры. В 1990г. Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай создали зону свободной торговли — блок Меркасур, к нему присоединилась и Чили. В северо-западной части Латинской Америки сложилась также экономическая группа Андский пакт.
Вопросы и задания