Лекарствоведение в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 19:25, реферат

Описание работы

Источники древности считали египтян исключительно здоровым народом и отмечали, что благодаря умению сохранить здоровье, каждый египтянин выглядел в глазах иноземцев как врач. Судя по имеющимся источникам, высокая оценка достижений древнеегипетской медицины имеет
достаточные основания: египтяне обладали обширными для своего времени познания по хирургическим, внутренним и кожным болезням, в акушерстве, стоматологии и других областях медицины, включая рациональные приемы диагностики, консервативного и хирургического лечения. Они создали школы
для подготовки врачей.

Содержание работы

Введение ( стр.3)
Основная часть
Глава 1. Источники знаний (стр.4)
Глава 2. Папирусы ( стр. 5)
Глава 3. Папирус Эберса (стр. 6-7)
Глава 4. Папирус Смита (стр. 8)
Глава5.Лондонский,Берлинский,Хертский,Кахуанский, Рамсиссеумский папирусы ( стр. 9-10)
Глава 6. Хирургия(стр.11)
Глава 7. Фармакология (стр.12)
3. Заключение (стр.13)
4. Литература (стр.14)

Файлы: 1 файл

Лекарствоведение в древнем египте.docx

— 38.44 Кб (Скачать файл)

При ожогах для перевязки ран предлагается использовать мед, ячмень, масло и воск наряду с такими экзотическими Z.IA нас средствами, как кошачья шерсть и хрящи каракатицы. Необходимым сопровождением этих операций были магические заклинания, молитвы и жертвы богам.

Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и т.д. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита.

В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место.   И  ты должен  сделать из  ткани два жгута и связать  ими руки  сзади».

 

 

Подобным образом и в наше время хирурги лечат повреждение ключицы: отводят плечи назад и связывают сзади руки больного.

Наряду с рациональными средствами хирурги использовали заклинания. Особенно часто — при лечении серьезных ран и травм. Так, при лечении раны лба, размозжившей часть черепа, папирус Смита рекомендует произносить такие слова:

 

 

Изыди враг, который в ране,

Выходи дьявол, который в крови.

Соперник Гора по обе стороны рта Изиды.

Эта крепость не падет,

Нет врагов изнутри.Я под защитой Изиды,Мой спаситель — сын Осириса.

 

 

Глава 7. Фармакология

В сохранившихся папирусах содержится множество рецептов лекарств. Травы — корни, стебли, листья, плоды — использовались либо сухими, либо свежими, растертыми и просеянными или размоченными и прокипяченными. Они смешивались с пивом, уксусом, медом или жиром. На основании изучения рецептов удалось расшифровать названия отдельных растений. Среди них встречаются такие, которые с успехом применяются и в наши дни: алоэ, анис, белена, семена льна, подорожник, лук, мак, финик, можжевельник. А вот примеры описаний из неразгаданных рецептов: растение «сенутетраста на животе», т.е. ползучее; растение надет» — у него цветы, как у лотоса; а также «гиу», «шау» и т.п.

В качестве примера можно привести рецепт мази для ращения волос: «Когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта сварить в масле до готовности, растереть и втирать в голову».

Необходимо отметить, что приведенные рекомендации не так уж нелепы, как кажется на первый взгляд. В настоящее время установлено, что копыта, рога и когти состоят из рогового вещества, высоким содержанием сернистых соединений, при термической обработке которых выделяются сернистые соединения. А сера неизменно входит в состав различных современных лекарственных средств для ращения волос Только для получения серы сейчас нет необходимости сжигать или варить рога и копыта.    .

В качестве примера можно привести и рецепт приготовления напитка из «диа-диа», приводящего человека в бесчувственное состояние на несколько часов. Судя по описанию в папирусе Эберса, — это мандрагора, бесстеблевое растение с длинными широкими листьями и сложным корнем. Напиток из мандрагоры действительно приводил человека в бесчувственное состояние на несколько часов.

Интересно, что мандрагору, не произраставшую в Европе севернее Средиземноморья, на Руси тем не менее знали, как «сонное зелье», «сон-траву». Русские сказочные жар-цвет, Перунов цвет, скакун-трава ведут свою родословную от мандрагоры. Условия их поиска, обставленные таинствами, обрядами и заклинаниями, а также условия при которых они даются в руки только в определенное время и только богом избранным людям, поразительно одинаковы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература : 

  1. Журнал “ Твоё здоровье “ издание 3\1994
  2. Книга « Медицина в зеркале истории » Светлана Марковна Марчукова
  3. http://ismu.baikal.ru/src/downloads/1d67a2d8_istoriya_farmatsii.pdf
  4. Журнал « Твоё здоровье » издательство Знание 4\1995

 

 


Информация о работе Лекарствоведение в Древнем Египте