Лекции по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:21, курс лекций

Описание работы

ТЕМА: Особенности использования ИКТ и ЦОР в обучении истории
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. ИКТ и актуальность их использования в школьном образовании.
2. ЦОР и программные средства, используемые в процессе обучения истории.
3. Использование возможностей Интернета на уроках истории.
4. Методические аспекты использования ИКТ и ЦОР и подготовка учителя.

Файлы: 1 файл

Лекция ИКТ и ЦОРЫ в обучении истории.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Энциклопедии – предназначенные для осуществления      вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга»,«Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр»  И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий.: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». CD «Библейский компьютерный справочник»

Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий.     В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.  

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).   CD  «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По  форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира  содержатся на CD «Загадки сфинкса».

Электронные учебники -  совмещают в себе свойства перечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. Например, компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век» является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте по адресу: http://www.history.ru/ можно скачать обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и другие.

 

3. Использование возможностей Интернета на уроках истории

Интернет является частью информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.  В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru

Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/. Это библиотека  электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX  вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.

В Интернете создаются сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: сайт - http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/, посвящен Древней Месопотамии, сайт о Древнеримской цивилизации - http://rome.webzone.ru/, сайт Древнеегипетской цивилизации - http://www.kemet.ru/

На этих сайтах можно  найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают  огромные возможности по их использованию  в педагогическом процессе.

При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm - «Из архивов русской революции», на котором открыты для доступа произведения  руководителей революционного  и «белого» движений.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ -  и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/. На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm, созданным Алтай-ским отделением Федерации интернет- образования.

В процессе подготовки к  текущим занятиям учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования. В его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.ru/som/ имеется обширный по тематике и содержанию банк разработок и сценариев уроков, материалов по итогам обобщения опыта учителей и методистов России.

Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете» был осуществлен в Интернете на сайте http://www.hronos.km.ru/. Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира.

На ряде серверов ведется  регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные  с исторической информацией.  Наиболее полно такие коллекции  представлены на сервере фирмы «Клио - софт» http://www.history.ru,  и на сайте исторического факультета МГУ.  

Использование Интернета  на уроках истории значительно увеличивает  объем информации, задействованной  в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные, модульные, субъектно-диалоговые в виде дебатов, дискуссий, метода «мозгового штурма» и другие.

 

4. Методические аспекты использования ИКТ и подготовки учителя

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует освоения и во многом авторской разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Молодым специалистам следует обратить внимание на то, что существует острый дефицит методической поддержки уже созданных цифровых образовательных ресурсов обучения и оценки его результатов. Методика использования электронных учебных пособий еще во многом создается.

В последнее время  сформировались отдельные критерии для определения оценочных показателей для современного нетрадиционного урока.

К инновационным формам обучения, на которых наиболее приемлемо  использование ЦОР в интеграции с иными новыми интерактивными технологиями относятся следующие:

        1. Урок-лекция
        2. Проблемный урок
        3. Урок-конференция
        4. Урок-диспут
        5. Урок-презентация
        6. Урок-защита проектов
        7. Урок-исследование

На уроках разного  типа объекты представленные в ЦОР  можно использовать следующим образом:

Фото/Рисунок – объект может быть использован в качестве иллюстрации;

в качестве исторического  источника, предназначенного для анализа (например, историческая фотография допускает  вопросы по определению эпохи, социальной принадлежности запечатленных на ней  людей, отношения автора к запечатленным  событиям и т.п.).

Анимация – объект может быть использован в качестве фрагмента лекции (объяснения) учителя;

в качестве пособия для  учащегося при отработке навыков  работы с исторической картой;

при ответе учащегося (без  текста диктора).

Текст – объект может быть использован для отработки навыков анализа исторического источника.

Определение – объект может быть использован для использования учителем при объяснении нового материала; 

для самостоятельного изучения учащимися новых понятий; 

для анализа их содержания учащимися.

Таблица/схема – объект может быть использован при объяснении учителем нового материала;

при изучении и повторении учащимися нового материала;

для анализа учащимися;

при ответе учащихся в  качестве опорного конспекта.

для подготовки учащимся домашнего задания;

для быстрого повторения;

систематизации знаний учащимися.

Видео/аудио материалы – объект может быть использован как дополнительный наглядный материал при объяснении нового урока в качестве исторического источника для изучения в классе или дома.

Интерактивный тест – объект может быть использован для проверки знаний учащегося на уроке самостоятельной подготовки и проверки знаний.

В переходных условиях формирования инновационной среды наиболее адекватной формой может выступать организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ. Так как основными компонентами ИКТ являются технический, программный, методический и информационный, то степень компетентности различных категорий учителей может существенно отличаться друг от друга.

При подготовке специалиста  можно выделить три уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и  продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Технико-технологический блок предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.

И здесь именно продвинутый молодой выпускник вуза может реально представить с среде более зрелых коллег свои знания и умения в технической, программной, информационной областях компьютерных технологий, навыков работы в сети Интернета. На первичном уровне освоения информационной компетентности преподавателя стоят следующее задачи:

- способности понимать суть обработки информации;

- находить информацию в различных источниках;

- пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации;

- интерпретировать информацию;

- конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему;

- широко использовать  моделирование для изучения различных объектов и явлений;

- производить анализ  информационных моделей. 

Однако в методическом плане основной целью подготовки учителя истории является формирование готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности на уроке и во внеучебной работе. Поэтому уровень освоения ИКТ будущим учителем как пользователем и уровень внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя различаются достаточно существенно. Компетентности программно-методического блока включают наличие умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями.

Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Здесь можно выделить следующие уровни компетентностей:

1. Уровень совершенствования  и развития навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.

2. Уровень умений и  навыков работы с электронной  информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.).

3. Уровень ознакомления  с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе.

4. Уровень владения  методиками преподавания истории  с использованием ИКТ.

5. Уровень творческой  апробации, совершенствования, индивидуальной  адаптации имеющихся методик и создания собственных авторских разработок, программ, мультимедийной образовательной продукции.

 


Информация о работе Лекции по "Истории"