Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:21, курс лекций
ТЕМА: Особенности использования ИКТ и ЦОР в обучении истории
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. ИКТ и актуальность их использования в школьном образовании.
2. ЦОР и программные средства, используемые в процессе обучения истории.
3. Использование возможностей Интернета на уроках истории.
4. Методические аспекты использования ИКТ и ЦОР и подготовка учителя.
Энциклопедии – предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга»,«Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр» И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий.: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». CD «Библейский компьютерный справочник»
Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.
Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). CD «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.
Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса».
Электронные учебники - совмещают в себе свойства перечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. Например, компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век» является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте по адресу: http://www.history.ru/ можно скачать обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и другие.
3. Использование возможностей Интернета на уроках истории
Интернет является частью информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.
Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru
Огромный каталог информационных ресурсов
по истории расположен на сайте Исторического
факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/. Это библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/
В Интернете создаются сайты, посвященные
отдельным историческим периодам и разделам
исторической науки. Большую библиотеку
античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/
На этих сайтах можно
найти не только учебные тексты,
но и различные объекты
При изучении истории XX века с успехом можно использовать
материалы сайта: http://www.magister.msk.ru/
Другим важным образовательным ресурсом
являются методические сайты: сайт издательства
«1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история», который содержит
электронную версию газеты «История»
с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/
Любопытные методические разработки
и характеристика современных методов
обучения содержатся на сайте «Методическая
копилка по истории» http://www.altai.fio.ru/
В процессе подготовки к текущим занятиям учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования. В его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.ru/som/ имеется обширный по тематике и содержанию банк разработок и сценариев уроков, материалов по итогам обобщения опыта учителей и методистов России.
Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете» был осуществлен в Интернете на сайте http://www.hronos.km.ru/. Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира.
На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт» http://www.history.ru, и на сайте исторического факультета МГУ.
Использование Интернета
на уроках истории значительно
4. Методические аспекты использования ИКТ и подготовки учителя
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует освоения и во многом авторской разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Молодым специалистам следует обратить внимание на то, что существует острый дефицит методической поддержки уже созданных цифровых образовательных ресурсов обучения и оценки его результатов. Методика использования электронных учебных пособий еще во многом создается.
В последнее время сформировались отдельные критерии для определения оценочных показателей для современного нетрадиционного урока.
К инновационным формам обучения, на которых наиболее приемлемо использование ЦОР в интеграции с иными новыми интерактивными технологиями относятся следующие:
На уроках разного типа объекты представленные в ЦОР можно использовать следующим образом:
Фото/Рисунок – объект может быть использован в качестве иллюстрации;
в качестве исторического источника, предназначенного для анализа (например, историческая фотография допускает вопросы по определению эпохи, социальной принадлежности запечатленных на ней людей, отношения автора к запечатленным событиям и т.п.).
Анимация – объект может быть использован в качестве фрагмента лекции (объяснения) учителя;
в качестве пособия для
учащегося при отработке
при ответе учащегося (без текста диктора).
Текст – объект может быть использован для отработки навыков анализа исторического источника.
Определение – объект может быть использован для использования учителем при объяснении нового материала;
для самостоятельного изучения учащимися новых понятий;
для анализа их содержания учащимися.
Таблица/схема – объект может быть использован при объяснении учителем нового материала;
при изучении и повторении учащимися нового материала;
для анализа учащимися;
при ответе учащихся в качестве опорного конспекта.
для подготовки учащимся домашнего задания;
для быстрого повторения;
систематизации знаний учащимися.
Видео/аудио материалы – объект может быть использован как дополнительный наглядный материал при объяснении нового урока в качестве исторического источника для изучения в классе или дома.
Интерактивный тест – объект может быть использован для проверки знаний учащегося на уроке самостоятельной подготовки и проверки знаний.
В переходных условиях формирования инновационной среды наиболее адекватной формой может выступать организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ. Так как основными компонентами ИКТ являются технический, программный, методический и информационный, то степень компетентности различных категорий учителей может существенно отличаться друг от друга.
При подготовке специалиста
можно выделить три уровня освоения
ИКТ - это первичный, средний и
продвинутый. Уровни определяются глубиной
овладения пользователем
И здесь именно продвинутый молодой выпускник вуза может реально представить с среде более зрелых коллег свои знания и умения в технической, программной, информационной областях компьютерных технологий, навыков работы в сети Интернета. На первичном уровне освоения информационной компетентности преподавателя стоят следующее задачи:
- способности понимать суть обработки информации;
- находить информацию в различных источниках;
- пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации;
- интерпретировать информацию;
- конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему;
- широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений;
- производить анализ информационных моделей.
Однако в методическом плане основной целью подготовки учителя истории является формирование готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности на уроке и во внеучебной работе. Поэтому уровень освоения ИКТ будущим учителем как пользователем и уровень внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя различаются достаточно существенно. Компетентности программно-методического блока включают наличие умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями.
Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Здесь можно выделить следующие уровни компетентностей:
1. Уровень совершенствования и развития навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.
2. Уровень умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.).
3. Уровень ознакомления
с программами общего и
4. Уровень владения
методиками преподавания
5. Уровень творческой
апробации, совершенствования,