Либерализация внешнеполитического курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

В отношениях между ведущими странами Запада и странами социалистического лагеря продолжалось состояние холодной войны. На Западе продолжалось создание военно-политических блоков, направленных против СССР и стран социалистического лагеря. В 1954 г. был создан военный блок "Организация договора Юго-Восточной Азии" (СЕАТО), в который вошли США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины, Пакистан. В 1955 г. был оформлен еще один военный блок - "Организация центрального договора" (СЕНТО), в который первоначально входили Англия, Турция, Пакистан, Иран, Ирак (в 1959 г. Ирак вышел из его состава, штаб-квартира блока была переведена в Анкару).

Файлы: 1 файл

Либерализация внешнеполитического курса.doc

— 775.00 Кб (Скачать файл)

Либерализация внешнеполитического курса.

В отношениях между ведущими странами Запада и странами социалистического лагеря продолжалось состояние холодной войны. На Западе продолжалось создание военно-политических блоков, направленных против СССР и стран социалистического лагеря. В 1954 г. был создан военный блок "Организация договора Юго-Восточной Азии" (СЕАТО), в который вошли США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины, Пакистан. В 1955 г. был оформлен еще один военный блок - "Организация центрального договора" (СЕНТО), в который первоначально входили Англия, Турция, Пакистан, Иран, Ирак (в 1959 г. Ирак вышел из его состава, штаб-квартира блока была переведена в Анкару).  
     В ответ на это СССР, Болгария, Польша, Румыния, ГДР, Чехословакия, Албания 14 мая 1955 г. подписали Варшавский договор (военно-политический союз европейских социалистических государств. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи подписан в мае 1955 г. в Варшаве представителями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, а также Албании (с 1962 г. не принимает участия в деятельности организации). Организация Варшавский договор была создана в ответ на создание в 1949 г. военно-политического блока западноевропейских капиталистических государств НАТО, нацеленного против стран социалистического лагеря. Одной из главных заслуг Варшавского договора является срыв "холодной войны". Варшавский договор внес большой вклад в закрепление политических итогов второй мировой войны и послевоенного развития. В деятельности Варшавского договора присутствовали две стороны: военная и политическая. В военной отношении Варшавский договор постоянно заботился об обороноспособности стран социалистического лагеря. В то же время тесное политическое сотрудничество помогало странам - участницам Варшавского договора решать национальные и интернациональные задачи. Высший орган Варшавского договора - Политический консультативный комитет (ПКК). В рамках Варшавского договора действовало Объединенное командование вооруженными силами государств - участников Договора, Военный совет, Штаб объединенных вооруженных сил и Комитет министров обороны. 1 июля 1991 г. Варшавский договор был распущен.) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На базе этого документа в целях проведения единой оборонной политики была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). 
     Было создано Объединенное командование вооруженными силами государств - участников Договора. Для обсуждения общих вопросов укрепления обороноспособности и вооруженных сил, координации внешней политики стран участниц Договора был создан Политический консультативный совет. Договор был подписан на 20 лет. ОВД ставила своей целью обеспечение безопасности стран социалистического лагеря и поддержание мира в Европе.  
     В 50-е годы СССР прилагал значительные усилия для укрепления отношений с социалистическими странами. Расширялся обмен научно-техническим и производственным опытом, техникой, научной документацией, налаживалась специализация производства. Расширялась торговля между социалистическими странами, за 10 лет - с 1956 по 1966 гг. - объем товарооборота между ними увеличился в 6 раз. 
     Одной из сложных в этот период была германская проблема. СССР оказывал всемерное содействие становлению ГДР. С 1954 г. СССР прекратил взимание военных репараций с ГДР, предоставил ей кредиты на быстрейшее восстановление экономики. В июне 1955 г. Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин посещают с официальным визитом ГДР, в результате 20 сентября 1955 г. был подписан договор об отношениях СССР и ГДР, в котором провозглашалось, что ГДР является свободной в решении вопросов внутренней и внешней политики. В Договоре также определялись условия пребывания советских войск в ГДР. В то же время, в 1961 г. в Берлине была сооружена Берлинская стена, поделившая немецкую столицу на две части.

 

 

 
     Советское руководство стало предпринимать попытки для нормализации отношений с Югославией, ухудшившихся в конце 40-х годов. 26 мая 1955 г. Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин посещают Югославию, и 2 июня 1955 г. был подписан Договор о дружбе между СССР и Югославией. СССР оказывал большую помощь Албании. На советские кредиты и при оказании технической помощи СССР в Албании был построен ряд предприятий, составивших основу национальной экономики Албании. При поддержке СССР укреплялась Монголия. В 1957 г. Монголии были переданы построенные советскими специалистами предприятия стоимостью 300 млн. руб.  
     1953-1956 гг. вошли в историю как эпоха "великой дружбы" СССР и Китая. СССР немало содействовал образованию Китайской Народной Республики в 1949 году. В 50-е годы СССР оказывал Китаю всестороннюю помощь в деле индустриализации. С помощью СССР в Китае создавались новые отрасли промышленности - автомобильная, тракторная, машиностроение, авиационная и др. Советские специалисты оказывали помощь в сооружении на территории Китая 200 промышленных объектов.

Также оказывалась Китаю помощь в подготовке квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технических работников, интеллигенции. СССР последовательно отстаивал Китай на международной арене. В частности, СССР поддержал требование Китая о выводе американских военных с китайского острова Тайвань, в 1958 г. руководство СССР предупредило США, что нападение на Китай оно будет рассматривать как нападение на СССР. До ХХ съезда Китай был основным партнером СССР в Азии. Но критика "культа личности" И.В. Сталина на XX съезде КПСС встретила непонимание китайских властей. Китайскую позицию поддержали Албания, КНДР, Румыния. Отношения между СССР этими странами стали охладевать. В 1959 г. во время китайско-индийского пограничного конфликта СССР занял нейтральную позицию. Мао Цзедун посчитал это оскорблением, так как, на его взгляд, Москва не должна одинаково относиться к пролетарскому Китаю и буржуазной Индии. В Китае была развернута шумная антисоветская кампания. В ответ из Китая были отозваны все советские специалисты, Москва потребовала вернуть все кредиты, предоставленные с начала 1950 года.  
     Возникли и другие сложности во взаимоотношениях внутри стран социалистического блока. Так, в 1956 г. в Венгрии антисоциалистические выступления приняли вооруженный характер. 4 ноября 1956 г. начался ввод советских войск в Будапешт. Антисоциалистическое выступление силой оружия было подавлено.

 

 

     В послевоенное время в колониях ослабло влияние Великобритании и Франции. С середины 50-х гг. целый ряд колониальных стран Азии и Африки обрел независимость. СССР стал прилагать усилия для налаживания с ними дружественных отношений. Им были предоставлены долгосрочные кредиты на льготных условиях, оказывалось техническое содействие в строительстве важнейших промышленных предприятий, что способствовало упрочению их независимости. В 50-х гг. СССР оказывал помощь 14 государствам Азии и Африки.  
     Упрочению позиций СССР среди азиатских стран способствовал визит руководителей СССР Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина в декабре 1955 г. в Индию, Бирму, Афганистан.

 

 

 Этим визитом было положено  начало сближению СССР и Индии. Индия совсем недавно (1947) стала  независимой от Великобритании  и испытывала трудности государственного  становления. СССР в эти годы оказал значительную помощь премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру в строительстве новой Индии. Был заключен целый ряд соглашений между двумя странами: торговое соглашение, соглашение о строительстве в Индии в г. Бхилаи крупного металлургического завода, соглашение о технической помощи СССР Индии в разведке залежей нефти и др. СССР предоставил Индии крупные кредиты и займы. Металлургический комбинат в г. Бхилаи стал символом советско-индийской дружбы. СССР оказывал помощь Индонезии в строительстве промышленности, предоставлял ей широкие кредиты. СССР поддерживал и своего ближайшего соседа Афганистан, оказывая ему техническую и финансовую помощь в виде долгосрочного кредита в сумме 100 млн. долл. на развитие его экономики.  
     Всего в странах Азии и Африки в конце 50-х гг. сооружалось свыше 300 промышленных объектов 
     Укреплялись позиции СССР в арабском мире. В 1956 г., когда Египет национализировал Суэцкий канал, то Англия и Франция развернули антиегипетскую кампанию. В том же году Великобритания, Франция и Израиль совершили вооруженное нападение на Египет. СССР выступил на стороне Египта и предупредил руководство стран - агрессоров, что, если они не выведут свои войска из Египта, то СССР придет на помощь Египту. Агрессия против Египта была прекращена. В 1957 г. возникла угроза интервенции Сирии со стороны США и Турции. СССР поддержал и это арабское государство. Советское правительство заявило, что в случае агрессии не оставит Сирию. Угроза интервенции была снята. СССР подписал с Сирией соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в области строительства железных дорог, плотин, гидроэлектростанций, оросительных систем и т.д. В 1958 г. США ввели свои войска в Ливан, а Великобритания ? в Иорданию. И вновь Советский Союз пришел на помощь арабским государствам. Под угрозой советского вмешательства агрессоры вывели свои войска из Ливана и Иордании.  
     В 1955-1958 гг. СССР установил дипломатические отношения с целым рядом африканских стран: Ганой, Гвинеей, Ливией, Либерией, Марокко, Суданом, Тунисом. При финансовой и технической помощи СССР в разных странах было построено около 6000 предприятий.  
     Советское руководство всячески стремилось к расширению взаимоотношений СССР с западными капиталистическими странами.

 

 Так, в послевоенное время  оставался нерешенным вопрос  о взаимоотношениях с Австрией. По инициативе СССР 15 мая 1955 г. США, СССР, Великобритания и Франция подписали Договор о независимости Австрии, обеспечивающий ее развитие как независимого государства, осуществляющего политику постоянного нейтралитета. В 1955 г. были восстановлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией.  
     Советское руководство придавало большое значение вопросу о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия. СССР внес в ООН ряд конкретных предложений, направленных на решение этой проблемы, не они не были приняты.

 Тогда СССР в 1955-1960 гг. в одностороннем  порядке сократил свои вооруженные силы на 3,3 млн. чел. Весомым вкладом СССР в дело разрядки международной напряженности стала ликвидация в добровольном порядке двух советских военных баз на территории других государств: весной 1955 г. СССР передал Китаю в полное распоряжение Порт-Артур, а в январе 1956 г. была ликвидирована советская военная база в Порккала-Удд (Финляндия).  
     Большим успехом советского руководства в этот период стало подписание в 1963 г. в Москве договора между СССР, США и Великобританией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. За короткий срок к этому договору присоединились более 100 государств.  
     Вместе с тем, в 1962 г. мир снова оказался на грани новой мировой войны. США создали к этому времени свои военные базы не территории Турции, Италии, ФРГ и разместили на них ракеты с ядерными зарядами. Размещение американских военных баз в Турции преследовало угрозу для безопасности СССР. В 1962 г. по просьбе кубинского руководителя Ф. Кастро СССР стал создавать на Кубе военную базу. В ответ американцы установили военно-морскую блокаду Кубы и потребовали вывести советские войска с территории Кубы. Войска СССР и ОВД, с одной стороны, и США и НАТО, с другой, были приведены в полную боевую готовность. Только благоразумие советского и американского руководителей - Н.С. Хрущева и Д. Кеннеди - спасло мир от ядерной катастрофы.

 Был достигнут компромисс: СССР  вывозил ракеты с Кубы, США - из  Турции и Италии; США гарантировали  безопасность режиму Ф. Кастро.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США ДЖ. КЕННЕДИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Н.С. ХРУЩЁВУ

23 октября 1962 г.

Я думаю, Вы признаете, что первым шагом, послужившим началом нынешней цепи событий, было действие Вашего правительства, выразившееся в тайной поставке на Кубу наступательного оружия. Мы будем обсуждать этот вопрос в Совете Безопасности. Тем временем я озабочен тем, чтобы мы оба проявили благоразумие и не сделали ничего такого, что позволило бы событиям ещё более затруднить, по сравнению с тем, что уже имеет место, удерживание положения под контролем. 
     Я надеюсь, что Вы немедленно дадите необходимые инструкции вашим судам соблюдать условия карантина, основа которого была создана голосованием Организации американских государств1 сегодня после полудня и который вступит в силу в 14.00 по гринвичскому времени 24 октября.

Международная жизнь.1992. Спец. выпуск. С.14.    

 
      

ИЗ ПОСЛАНИЯ Н.С. ХРУЩЁВА ДЖ. КЕННЕДИ

24 октября 1962 г.

Получил Ваше письмо от 23 октября, ознакомился с ним и отвечаю Вам. 
     Представьте себе, господин Президент, что мы поставили бы Вам те ультимативные условия, которые Вы поставили нам своей акцией. Как бы Вы реагировали на это? Думаю, что Вы возмутились бы таким шагом с нашей стороны. И это было бы нам понятно. 
     Поставив нам эти условия, Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Вашем письме, то его, как это принято в международной практике, могут устанавливать только государства по взаимной договорённости между собой, а не какая-то третья сторона. Существуют, например, карантины на сельскохозяйственные товары и продукты. Но в данном случае речь идёт совсем не о карантине, а о гораздо более серьёзных вещах, и Вы это сами понимаете. 
     Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы уже не аппелируете к разуму, а хотите запугать нас. 
     Нет, господин Президент, я не могу с этим согласиться и думаю, что внутренне Вы признаёте мою правоту. Убеждён, что на моём месте Вы поступили бы так же…. 
     Советское правительство считает, что нарушение свободы пользования международными водами и международным воздушным пространством - это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров. …Конечно, мы не будет просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтём нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права.

Международная жизнь. 1992. Спец. выпуск. С. 16.


 
    

 

 

 

 

 

 

 СССР придавал большое значение расширению экономических, культурных связей между СССР и капиталистическими странами. Все шире развертывалась торговля СССР с Англией, Францией, ФРГ, Италией.

В 1958 г. было заключено соглашение между СССР и США о развитии сотрудничества в области культуры, техники, образования. Сближению молодежи многих стран способствовал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, состоявшийся в 1957 г. На нем присутствовали представители молодежи более 130 стран мира. Расширяются взаимные посещения парламентских делегаций, начавшиеся по инициативе Верховного Совета СССР. До 1959 г. СССР посетили парламентские делегации 35 стран, делегации Верховного Совета СССР посетили 25 стран.  
     Внешнеполитическая деятельность советского правительства в 1953-1964 гг. привела к некоторому смягчению международной напряженности.

 
     Отставка Н.С. Хрущёва (1964 г.). В начале 60-х гг. авторитет Н.С. Хрущёва окончательно упал. Против него возник заговор, который возглавили секретарь ЦК А.Н. Шелепин, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР С.Д. Игнатьев, председатель КГБ В.Е. Семичастный. Н.С. Хрущеву об этом было известно, но серьезных мер для предотвращения заговора он не предпринял.

 
     В октябре 1964 г. Н.С. Хрущёв отдыхал на даче в Пицунде. 13 октября он был срочно вызван в Москву. Из аэропорта его повезли прямо в Кремль на заседание Президиума ЦК. От него потребовали подать в отставку. Н.С. Хрущёву было уже 70 лет, он считал, немало сделал для страны, поэтому сказал: "Я уйду и драться не буду".  
     Уйдя в отставку, Н.С. Хрущёв занимался огородом, продиктовал и опубликовал за рубежом свои воспоминания. В 1971 г. в возрасте 77 лет он скончался. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище. Родные Н.С. Хрущёва обратились к скульптору и художнику Э. Неизвестному, творчество которого Н.С. Хрущев поверг резкой критике, как и творчество других художников-абстракционистов на выставке в Манеже в 1962 г., с просьбой стать автором памятника на его могиле. Скульптор согласился. Памятник представляет собой голову Н.С. Хрущёва на фоне сложного переплетения чёрного и белого мрамора. Контраст этих цветов показывает противоречивость личности и деятельности Н.С. Хрущёва.

 


Информация о работе Либерализация внешнеполитического курса