Либеральная казахская интеллигенция начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:19, творческая работа

Описание работы

Интеллигенция - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию 'интеллигенция' придают нередко и моральный смысл, считая ее носителем высокой нравственности.

Файлы: 1 файл

Кариева - Казахская интеллигенция 20в.pptx

— 767.15 Кб (Скачать файл)

Либеральная казахская интеллигенция начала XX века

 

1

 

1

Интеллигенция - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию 'интеллигенция' придают нередко и моральный смысл, считая ее носителем высокой нравственности.

 

2

«Оқығандар» - «образованные» «Зиялылар» - «интеллектуалы»

 

На рубеже ХІХ-ХХ веков колониальный Казахстан  вступил в качественно новый  этап своего интеллектуального развития. Адаптация традиционного казахского общества к условиям и потребностям рыночно-капиталистических отношений, охватившим последний бастион коренного населения – аул и аграрный сектор экономики, безраздельное господство политико-идеологических установок метрополии, рост социально-культурной общности народов Евразийского пространства обусловили рождение казахской интеллигенции новой формации.

 

3

    «До революции 1905 года среди казахского населения можно было отличить два вида интеллигенции.

Одни—интеллигенты, персонально выдвинувшиеся  из остальной среды в разное время, вроде Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина... Правда, немногочисленные, получившие русское образование и связанные с русской интеллигенцией, которые стремились при содействии русской власти приблизить казахов к европейской культуре.

 Другие —получившие воспитание в татарских, башкирских и других мусульманских школах, стремящиеся путем распространения культуры Востока просветить казахский народ»

                                             Турар Рыскулов

 

4

Основные  усилия наша интеллигенция в начале века направляла на:

 

Просвещение, создание литературного казахского языка

Созданию культурных очагов

Борьбу  против переселенческой политики Столыпина

Выбору  цивилизованных ориентиров.

Эволюционному переходу к оседлому образу жизни

 

5

В 1970г. в  статье «Казахи» крупнейший политический деятель Алихан Бокейханов отмечает наличие двух политических течений  в казахской степи:

 

    •  Одно — взявшее ориентацию на Бухару и Туркестан, традиционное панисламистское течение. Это направление проповедовали различные деятели ислама, воспитанные в медресе Казани, Бухары, Уфы. Они пытались повернуть взоры, казахов на Восток.
    • Второе течение—пантюркистское и модернистское направление, но ориентированное, в основном, на цивилизованный Запад. 

 

 

6

Партия  «Алаш»

 

Начало  ее формирования относится к 1913 году. Окончательное же оформление партии с принятием ее программных документов происходит в декабре 1917 года.

У истоков и в руководстве этой партии были А.Бокейханов,А.Байтурсынов, М.Дулатов, Э.Омаров, А.Жаждыбаев, Т.Бирмаканов, А.Турмухаметов. Они же являются авторами и составителями программы партии «Алаш». О ее характере и социальной природе среди исследователей по сей день отсутствует единство мнений.

 

7

Казахская социалистическая партия «Уш жуз»

 

«Уш жуз» – казахская социалистическая партия, партия радикально-пробольшевистски настроенных слоев населения.

Образована  в декабре 1917 года.

Председателем ЦК партии был  М.Айтпенов.

Заместителем  председателя - К.Тогысов.

Секретарем - Ы. Кобеков.

 Центральный орган - газета «Уш жуз», редактором которой был известный юрист К.Тогысов. Программа данной партии, опубликованная в декабре 1917 года, по своим основным положениям дискутировала с таковыми положениями партии «Алаш».

 

8

 

8

Туркестанская социалистическая партия «Ерк»

 

Образована весной 1919 г.

Инициатором ее создания были казах Жанузаков, башкир Валидов, узбек Арипов.

Окончательное оформление и становление партии продолжалось вплоть до 1926 года.

Особенность данной партии заключается в том , что в ее программе поднимаются проблемы не одного, а нескольких народов и национальностей. То есть ее руководители вышли за рамки узко националь­ных интересов и сумели поднять, поставить, согласовывать межнациональ­ные, общенародные интересы.

Миржакип (Мир-Якуб) Дулатов  
 (1885- 1935гг.)

 

М.Дулатов проповедовал «философию ненасилия».

  Он был журналистом, писателем, публицистом, историком, лингвистом, тюркологом, филологом, географом, педагогом, поэтом, композитором, государственным деятелем, мысли­елем.

Он — автор народного гимна казахов. В годы ссылки в Карелии он осваивает профессию врача. Тем самым он не только духовно, но и физически лечит своих товарищей по несчастью. Им написан также учебник по математике. Скончался в Соловецком лагере узником 5 октября 1935 года. Сегодня значение жизни и деятельности этого крупного философа. Востока вышло за рамки интересов Казахстана и приобрело мировую значимость. Свидетельством тому может послужить исследование ученого Токийского университета Уямо Томихико. Предметом его научной диссертации выступает проблема «Мировоззрение казахских интеллигентов в начале XX века: О книге Миржакипа Дулатова «Оян, казак» («Проснись, казах»)».

 

 

Ахмет Байтурсынулы  
(1873-1938 гг.)

 

 Ахмет Байтурсынов – один из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала ХХ в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей.

 Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию.

Ахмет Байтурсынов был выдающимся политическим, государственным деятелем. Являясь, членом партии Алаш, он вошел в состав правительства Алашорды. Он был сторонником независимого демократического государства. Мы знаем, что партия Алаш не приняла Советскую власть. В этом трудно винить руководство партии. В партию Алаш вошли, в основном, представители молодой только нарождающейся буржуазной интеллигенции.

Алихан Букейханов  
(1870-1937 гг.)  

 

Алихан  Букейханов – видный общественно – политический деятель, ученый – экономист, лесовод, публицист, ученый. Теоретик и лидер национально-освободительного движения, организатор первой казахской политической партии Алаш и председатель правительства Алашорда.

Жусупбек Аймауытулы  
(1889-1931 гг.)  
 

 

Жусупбек Аймауытулы – казахский поэт, драматург, писатель, переводчик, литературовед и педагог.

Характерной чертой произведений Жусупбека Аймауытулы являются их идейность, богатство эстетических красок, выразительность литературного языка, изящество художественного стиля. Главными линиями в произведениях Жусупбека Аймауытулы стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого воспитания подростающего поколения на идеалах добра и человечности.


Информация о работе Либеральная казахская интеллигенция начала XX века