Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Костромской государственный
университет
им. Н. А. Некрасова»
Личная жизнь князя
Василия III
Выполнил:
Проверил:
Кострома 2012
Историография
и источники
Прежде всего, назовём некоторые
работы историков и источники, описывающие
личность и деятельность Василия III.
Любопытным источником по
правлению Василия III являются “Записки
о Московии”, барона Сигизмунда фон Герберштейна,
посланника германского императора в
Москве. Герберштейн знал русский язык
и проявил себя как тонкий наблюдатель
и аналитик, описав русское общество XVI
в. Так же в его книги приводится ряд фактов
непосредственно касающихся личной жизни
и деятельности Василия III.
Константин Рыжов.
Энциклопедия «Все монархи мира. Россия.
600 кратких жизнеописаний».
Вернадский Г.В.
Русская история. Т.5. Россия в Средние
века.
Широко рассматривает деятельность
и личную жизнь Василия III историк Вернадский
в книге “Россия в Средние века”. Особенное
значение он придаёт “Запискам” Герберштейна,
которые представляют позицию стороннего
наблюдателя, не подверженного внутренним
влияниям.
Карамзин М.Н. История
государства Российского
Ключевский В.О.
Курс русской истории.
Ключевский хотя подробно
и не освещает деятельность Василия III,
но приводит факты, относящиеся к началу
царствования Василия III, приводя личную,
иногда негативную оценку личности этого
царя.
Также деятельности Василия
III, посвящены 5-й том “Истории России”
Соловьёва С.М., очерк “Московский государь
великий князь Василий Иванович” в “Русской
истории в жизнеописаниях её главнейших
деятелей” Костомарова Н.И., работы Зимина
А.А. и Филюшкина Ю.
Личная жизнь князя Василия III
Детство и ранняя молодость
Василия прошли в тревогах и испытаниях.
Далеко не сразу он был провозглашен наследником
своего отца. У Ивана III был, кроме Василия, старший
сын от первого брака - Иван Молодой. Но в 1490 г. Иван Молодой умер. Иван III
должен был решать, кому завещать престол
- сыну Василию или внуку Дмитрию Ивановичу.
Большинство бояр поддерживало Дмитрия
и его мать Елену Стефановну. Софью Палеолог
в Москве не любили, на ее сторону встали
только дети бояр и дьяки. Дьяк Федор Стромилов
известил Василия, что отец хочет пожаловать
великим княжением Дмитрия, и вместе с
Афанасием Яропкиным, Поярком и другими
детьми боярскими начал советовать молодому
князю выехать из Москвы, захватить казну
в Вологде и на Белоозере и погубить Дмитрия.
Главные заговорщики набрали себе и других
соумышленников и привели их тайно к крестному
целованию. Но заговор был открыт в декабре
1497 г. Иван III велел держать сына на его
же дворе под стражей, а приверженцев казнить.
4 февраля 1498 г. он венчал в Успенском соборе
Дмитрия-"внука" на великое княжение.
Но торжество бояр не было продолжительным.
Вскоре позиции опальных настолько окрепли,
что уже Дмитрий возглавил заговор с целью
убить Василия, своего дядю-соперника.
Но и этот заговор был раскрыт. Дмитрия
заковали в цепи и бросили в темницу, а
его мать Елену Волошанку заточили в монастырь.
Наследником престола, вопреки брачным
соглашениям, Иван III провозгласил Василия.
Василий вступил на московский
престол в 26 лет. Иван III поручил своей
дочери Елене, бывшей замужем за великим
князем Литовским, разузнать, у каких государей
будут дочери на выданье. Но старания его
на этот счет остались безуспешны, равно
как и поиски женихов и невест в Дании
и Германии. Василий III отказался от невесты
из числа иноземных принцесс и впервые
устроил при великокняжеском дворце смотрины
русским невестам. Специальная боярская
комиссия после тщательного отбора представила
наследнику престола 10 претенденток. Летом 1505
г. писцы “нача избирати княжны и боярыни”.
Для участия в смотринах в Москву свезли
500 девиц (по Герберштейну, даже 1500), затем,
после тщательного отбора осталось 10 кандидаток.
Василий III остановил свой выбор на Соломонии
Сабуровой. Сабуровы были известны Василию
благодаря службе в его новгородском уделе.
Так впервые русский государь решил связать
свою судьбу с представительницей не княжеской,
а боярской фамилии.
Итак, государственные дела: войны с Литвой,
завоевание Казани, потихоньку образовывались,
но будущность русского престола оставалась
неясной. Брак оказался неудачным, Василию
было уже 46 лет, но он еще не имел наследников:
согласно записям Псковской летописи
великая княгиня Соломония была бесплодной.
По праву старшинства трон после смерти
бездетного Василия должен был занять
удельный князь Юрий. Притязания Юрия
вызывали растущее беспокойство в великокняжеской
семье. В 1523 г. Василий III впервые стал “думать”
с боярами о своем разводе с бесплодной
женой. Развод противоречил московским
традициям, и духовенство не скрывало
своего неодобрения действиями монарха.
Князю пришлось обратиться за благословением
к ученым афонским монахам. Но монахи высказались
против подготовлявшегося развода. Тогда,
заручившись поддержкой митрополита Даниила
28 ноября 1525 г. Соломонию, несмотря на ее
протесты, постригли в монашенку под именем
София и отправили в Суздальский Покровский
монастырь. Вскоре после этого Даниил
благословил второй брак Василия с молодой
княжной Еленой Глинской и сам
совершил богослужение в день свадьбы
21 января 1526 г.
Пособничество Даниила разводу
и повторному браку Василия III вызвало
негодование многих выдающихся русских
людей, особенно — противников Василия
III и иосифлянства: инока Вассиана Косого,
бывшего князя Патрикеева, и известного
ученого монаха Максима Грека. Большинство
из тех, кто выступал против развода и
повторного брака Василия, были наказаны
тем или иным образом под разными предлогами.
Так как на это дело смотрели
с разных точек зрения, то неудивительно,
что до нас дошли о нем противоречивые
известия. В одних говорится, что развод
и пострижение последовали согласно желаниям
самой Соломонии, даже по ее просьбе и
настоянию; в других, наоборот, пострижение
ее представляется делом насильственным;
распустили даже слухи, что вскоре после
пострижения у Соломонии родился сын Георгий.
После развода в январе 1526 г. монарх женился на княжне
Елене Глинской, дочери умершего киевского
князя Василия Львовича Глинского. По
наблюдению А. А. Зимина, второй брак разделил
жизнь Василия III на два периода. В период
брака с Соломонией, символизировавшего
определенную политическую программу,
государь опирался на круг старомосковских
бояр, “выражавших интересы широких кругов
дворянства”. Брак с Глинской принес с
собой крутой поворот в политической линии
Василия III, приведший к возвышению княжеской
аристократии. При всем значении браков
в великокняжеской семье их влияние на
политическое развитие не следует преувеличивать.
С династической точки зрения второй брак
Василия III реши проблему престолонаследия.
При этом обычная в те времена церемония
выбора невесты не проводилась. Новая
супруга Василия во многом отличалась
от тогдашних русских женщин. Елена усвоила
от отца и дяди иноземные понятия и обычаи
и тем пленила великого князя. Василий
III стал следовать некоторым западным
обычаям. Он начал брить свою бороду, что
шло вразрез с давней московской традицией.
Время проходило, а желанная цель Василия
- иметь наследника - не достигалась. Возникло
опасение, что и Елена останется так же
бесплодна, как и Соломония. Великий князь
вместе с женой совершал путешествия по
разным русским монастырям. Наконец,
25 августа 1530 г. великая княгиня Елена родила
первого сына, крещеного под именем Иван;
он станет будущим царем Руси — Иваном
Грозным. Три года спустя на. свет появился
еще один царевич — Юрий. Рождение Ивана
сильно укрепило дух Василия и придало
ему уверенности в решении как семейных,
так и политических вопросов. Сохранилось
несколько писем Василия к его жене Елене.
Он диктовал их своему секретарю, но стиль,
несомненно, его собственный - непринужденный
и живой. Эти письма показывают, как тепло
он относился к жене и детям и как беспокоился
об их здоровье.
Но едва старшему, Ивану, минуло
три года, как Василий серьезно занемог.
Во время паломнической поездки от Троицкого
монастыря в Волоколамский, на левом бедре
появился нарыв. Заболевший князь был
привезён в Москву, где составил завещание
в присутствии брата Андрея и ближних
людей М. Ю. Захарьина, И. Ю. Шигоны, бояр
князя В. В. Шуйского, М. С. Воронцова, казначея
П. И. Головина. С ними государь держал
совет о своем великом княжении. Приглашенные
к постели умирающего считались его душеприказчиками.
На них возлагались функции опекунов при
младенце-наследнике. Даниил и высшие
бояре были единодушны в признании Ивана
наследником трона и обязались провозгласить
его новым великим князем, как только Василий
III умрет. Перед смертью Василий III хотел
закрепить трон за сыном Иваном и принять
монашеский постриг. Такое решение таило
в себе громадный политический риск. В
случае выздоровления монарх не мог вернуться
на трон как расстрига. Его желание стать
перед смертью монахом вызвало у многих
протест. Запутанную ситуацию разрешил
митрополит Даниил, и находящийся в полубессознательном
состоянии Василий был пострижен монахи
с именем Варлаам.
Он скончался 3 декабря 1533
года и был погребен в Архангельском соборе
Московского Кремля.
Источники
1. Вернадский Г.В. Россия
в Средние века. М., 1958.
2. Герберштейн С. Записки
о Московии. МГУ, 1988.
3. Ключевский В.О. Курс русской
истории. Т.5. С.-П., 1904.
4. Рыжов К. Энциклопедия
«Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний».
М., 1999.
5. Н.М. Карамзин. История государства
Росийского. Том 7. Глава 3. Продолжение
царствования Василиева. Г. 1521-1534. Материалы
русской истории: [сайт]. URL: http://www. magister.msk.ru/library/history/history1.html
(дата обращения 16.02.2012).
Литература
1. Василий III.
Хронос. Всемирная история в интернете:
[сайт]. URL: http://www.hrono.ru/biograf/ bio_we/vasili3iv.html
(дата обращения 15.02.2012).
2. Зимин А. А.
Россия на пороге нового времени: (Очерки
политической истории России первой трети
XVI в.). М., 1972.
3. Костомаров
Н.И. Русская история в жизнеописаниях
ее главнейших деятелей. М., 2007.
4. Платонов
С.Ф. Полный курс лекций по русской
истории. Ч.1. П., 1917
5. Скрынников
Р.Г. Третий Рим. М., 1990.
6. Соловьев
С.М. История России
с древнейших времен. Москва, Т. 5. М., 1991-1995.
7. Филюшкин
А. Василий III. М., 2010