Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 15:40, контрольная работа
К началу XIX в. Россия в политическом и военном смысле достигает своего наивысшего влияния в Европе, особенно после победы над Наполеоном в 1812 г. Если в политическом отношении положение России в первой половине XIX в. было достаточно прочным и стабильным (начинает снижаться после подавления польского восстания в 1830-1831 гг.), то в экономическом отношении Россия в рассматриваемый период начинает все больше отставать от европейских стран.
Начавшиеся еще в XVIII столетии глубокие изменения, связанные с развитием нового хозяйственного уклада, нашли свое выражение. В рассматриваемый период во все более прогрессирующем разделении труда, в более четком разграничении промышленных и земледельческих районов, в производственной специализации, в росте городов (к 1856 г. городов насчитывалось 678 с населением в 5 млн 680 тыс., чел, а в 1796 г. в городах проживало 1 млн 301 тыс., т.е. за 60 лет городское население увеличилось примерно в 4,4 раза). Мелкие крестьянские промыслы достигли уже значительного уровня развития.
Новым явлением хозяйственной жизни 20-50-х годов XIX в. стало акционерное дело. Соединение отдельных частных капиталов в акционерные общества позволяло более энергично вести промышленное и транспортное строительство и одновременно с этим свидетельствовало об укреплении предпринимательского слоя в стране.
Первым Акционерным обществом, учрежденным в 1799 г., была Российско-Американская компания. Александр I, став императором, показал пример «монаршего благоволения» Российско-Американской компании и специальным рескриптом уведомил директорат компании о том, что он вносит 10 тысяч рублей на 20 акций. Одновременно акционерами компании стали его мать Мария Федоровна (четыре акции) и жена Елизавета Алексеевна (четыре акции), а также великий князь Константин Павлович (две акции). Этим жестом императорская семья дала понять дворянскому и купеческому обществу, что участие в компании является важным государственным делом. Пример Александра I способствовал тому, что в короткие сроки было раскуплено свыше 1000 акций, причем в числе покупателей было немало и первых вельмож государства и знатного купечества. С 1800 по 1830 гг. работало лишь 2 подобные компании, а с 1855 по 1859 гг. – уже 80. Самым крупными обществами были железнодорожные (8 компаний с капиталом в 347 млн руб.), пароходные товарищества (их капитал составлял 41 млн руб.) и страховые (17 млн руб.). Процесс создания акционерных компаний в конце 1850-х годов принял в России ажиотажный характер. Люди всех званий и состояний, как отмечал крупный финансовый деятель того времени Л. Розенталь, бросились толпами в акционерное предпринимательство. Акционерное учредительство в предреформенные годы, особенно в железнодорожном деле было тесно связано с международным капиталом.
Членами первых российских акционерных обществ являлись преимущественно предприниматели двух столиц и иностранцы. Акционирование осуществлялось главным образом в текстильной промышленности. Английский капитал доминировал в ряде акционерных бумагопрядильных компаниях. Необходимо отметить, что правительство в большой неохотой «помогало» акционированию.
6 декабря 1836 г. правительство Николая I приняло закон «О товариществах по участкам или компаниям по акциям», регламентировавший создание и функционирование акционерных обществ. В данном законе был зафиксирован концессионный (разрешительный) принцип учреждения акционерных компаний, принятый в законодательстве европейских стран.
Закон устанавливал исключительно именной тип акций. Уставы акционерных компаний, как и изменения в них, утверждались только самим императором. В целом закон выражал действенность своего отношения к ним: с одной стороны, оно предоставляло свободу в развитии промышленности, а с другой – стремилось «оградить ее от последствий легкомыслия и необдуманный предприимчивости». Решать эти задачи власти пытались с помощью строгого контроля за организацией и деятельностью акционерных обществ. Активное вмешательство государства в акционерную деятельность объяснялось боязнью развития инициативы, которая могла выйти из-под опеки правительства.
Развитие предпринимательства в сфере торговли
Основным источником накопления капитала в данный период продолжала оставаться внутренняя торговля. За 1818-1856 гг. ее размер вырос на 419%, достигнув почти 1 млрд руб. Среди купечества 1840-х годов встречались крупные торговцы из бывших крестьян, обладавшие капиталом до 4-5 млн руб. и являвшиеся монополистами в торговле хлебом, мануфактурой, кожей в отдельных районах страны. Нередко в расчете на огромные прибыли они вкладывали свои капиталы в фабричные производства. Так, М. Губин, крупнейший московский хлеботорговец, являлся одновременно владельцем двух ткацких фабрик, нескольких чугунолитейных и железоделательных предприятий на Урале и порохового завода. Сумма его кредита в России и за рубежом достигала 4 млн руб. В первой половине XIX в. продолжалось поступательное развитие торговли, ее оборот (особенно внешней торговли) все время рос.
В начале века на внутреннем рынке
ежегодно продавались и покупались
товары на сумму 900 млн руб., оборот внешней
торговли составлял 235 млн руб. За 50
лет среднегодовой экспорт выро
Помимо традиционных сырьевых товаров, основной статьей экспорта становится хлеб, вывоз которого стал расти быстрее других товаров.
Изменилась структура импорта, который начал приобретать ярко выраженный производственный характер. Главными предметами ввоза вместо предметов роскоши стали промышленные изделия: машины и аппараты для фабрик и заводов, красители, хлопок-сырец, уголь. Однако по-прежнему важное значение сохранял ряд потребительских товаров, таких как чай, сахар, вино и др. Внешнеторговая политика в целом оставалась протекционистской, хотя и непоследовательной. Тем не менее, можно говорить о постепенном переходе к более умеренному протекционистскому тарифу. Введением этого тарифа предполагалось стимулировать отечественную промышленность, уменьшив пошлины на подлежащие обработке предметы и главные фабричные материалы. Основной объем внутренней торговли приходился по-прежнему на сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарных промыслов. И лишь к середине века увеличилась доля изделий крупных промышленных предприятий, особенно текстильных и кожевенных. В XIX в. изменился состав участников торговли. Она стала утрачивать сословный характер и перестала быть функцией гильдейского купечества. Возросло значение «торгующего крестьянства». В 1825 г. В Москве более 2 тыс. крестьян занимались торговлей, разнося товары по домам и дворам. Указ 1824 г. существенно облегчал переход государственных крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами, в городское население. Центром торговли по-прежнему оставалась Москва, где основные торговые операции совершались в Китай-городе.
Французский путешественник
Астольф де Кюстин, посетивший
Россию в 1839 г, так описывает
московскую торговлю: «Китай-город,
своего рода приложение к
К середине XIX в. в России, согласно разным источникам, насчитывалось до 4-6 тыс. ярмарок, из них крупных – с оборотом свыше 100 млн руб. – от 30 до 64 (в их числе Макарьевская ярмарка, перенесенная в 1817 г. в Нижний Новгород). Оборот Ирбитской ярмарки достигал 40 млн руб., а к 1863 г. достигли 125 млн руб. По своим объемам и значимости она стала второй после Нижегородской ярмарки. Крупнейшие ярмарки были центрами российского предпринимательства. Здесь заключались крупные оптовые сделки (нередко с участием иностранных оптовых торговцев). Согласно Положению 1835 г., на главнейшие ярмарки внутренних губерний для ведения там временной торговли допускались еврейские купцы и фабриканты.
На ярмарках, помимо самого процесса торговли, демонстрировались технические новшества, завязывались деловые контакты, создавались товарищества и акционерные общества. Ярмарки были самым чутким «барометром» экономической жизни и ее надежным регулятором, благодаря им достигался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных российских продуктов. Однако в середине XIX в. ярмарки постепенно стали уступать место характерной для капиталистического хозяйства стационарной торговле – лавочной и магазинной, поэтому в крупных городах ярмарки, как правило, стали закрываться.
Основной помехой в развитии торговли и перемещении товаров на огромных просторах Российской империи оставалось неразвитость дорожной инфраструктуры. Внешняя торговля России ориентировалась в основном на западноевропейский рынок – на его долю приходилось до 90% всего внешнеторгового оборота. Главным торговым партнером (более 30% товарооборота России) по-прежнему выступала Англия. Торговля с Европой осуществлялась через морские порты Петербург и Архангельск. Большое значение в первые десятилетия XIX в. приобрела черноморская торговля, которая велась через Одесский порт. В 1817 г. Одессе было предоставлено право «порто-франко» (быть свободным портом, осуществляющим ввоз и вывоз товаров без пошлины), вследствие чего она стала основным местом складирования для иностранных товаров.
Главные изменения происходили не в суммарном исчислении товарооборота, а в принципиальном видоизменении номенклатуры российского экспорта.
Заключение
Список литературы
1. Перхавко В.Б. История предпринимательства на Руси // Отечественная история. 1998.
2. Петров Ю.А. Предприниматели и власть в России на рубеже XIX – ХХ вв. // Отечественная история. 1998.
3. Тимофеева, А.А. История предпринимательства в России / А. А. Тимофеева. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005.
4. http://www.e-college.ru/
5. http://school-collection.edu.
Информация о работе Личность хозяина в русском мировидении XIX – начало XX вв