Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:10, реферат
На рубеже 80 – 90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.
Российское руководство довольно быстро избавилось от романтических надежд начала 90-х гг. на быстрое признание нашей страны в качестве равноправного партнёра и союзника на международной арене. Известно высказывание З. Бжезинского, помогающее лучше понять высокомерие и пренебрежительное отношение иностранных дипломатов к России, как проигравшей стороне в холодной войне: «С русскими лучше говорить с позиции силы. Им надо дать понять, что Россия сегодня не партнёр, а клиент». В 1997 г. в Денвере (США), где проходил очередной саммит лидеров мировых держав, Россия, наконец, стала членом международной элиты: «большая семёрка» была преобразована в «большую восьмёрку» с Россией в качестве полноправного члена. Членство в «восьмёрке» позволило России 17 сентября 1997 г. автоматически стать девятнадцатым членом Парижского клуба. Получению денег от должников СССР это помогло мало, зато появилась возможность более удобной реструктуризации непосредственно российских долгов. Не менее длительный «испытательный срок» ждал Россию и в Совете Европы, заявку на вступление в который она сделала ещё в начале 1992 г. Лишь в январе 1996 г. Парламентская ассамблея утвердила место России в Совете Европы. Чтобы соответствовать единым евростандартам, Россия должна была внести необходимые коррективы в своё законодательство. Специфика внешнеполитического характера Росси проявилась в том, что она так и не оформила юридически требуемый в рамках евростандарта отказ от смертной казни, введя президентским указом мораторий на её осуществление.
К середине 1992 г. лишь 16% государственных границ страны были оформлены на договорно-правовом уровне. При этом протяжённость российских границ оказалось близкой к протяжённости границ Советского Союза (для СССР – 62 тыс. км, для РФ – 61 тыс. км). К концу президентства Б.Н. Ельцина не были урегулированы 13,5 тыс. км. Всего же у России оставалось 20 спорных участков границ и около 60 – потенциально конфликтных в случае ослабления позиций государства на международной арене. Политические прецеденты первой половины 90-х гг. показывали взаимосвязь ослабления страны с ростом конфликтных ситуаций, когда старые и новые соседи по словам В.В. Путина, хотели «оторвать от нас кусок пожирнее». Рычагов и механизмов внутри СНГ оказалось явно недостаточно, чтобы урегулировать российские границы на Чёрном море с Украиной и Грузией, на Балтийском море с Литвой, Латвией и Эстонией, которые заявили о своих правах, превышающих их советское прошлое. На особых правах по использованию Каспийского бассейна стали настаивать Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. В морскую зону экономических интересов России проникали и вели хищнический лов морепродуктов сейнеры и траулеры Японии, обеих Корей, Китая, Тайваня, Норвегии и Польши. Браконьерский лов крабов только на Южных Курилах нанёс России ущерб более чем в 150 млн. долл. США. США и Норвегия не скрывали интереса своего присутствия в российском секторе Арктики. Появились проекты фактического раздела Антарктиды, находящейся под юрисдикцией ООН. В них не оставалось места для России, которая открыла ледяной континент в начале XIX века.
В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории. РФ, как страна, унаследовавшая от СССР статус ядерной державы, подписала с США в 1993 г. договор СНВ-2. По СНВ-2 предполагалось к 2003 г. на 2/3 сократить ядерный потенциал, зафиксированный в предыдущем договоре. Россия обязывалась полностью уничтожить тяжёлые ракеты с разделяющимися боеголовками, которые, в отличие от американской стороны, составляли основу ядерного потенциала Вооружённых сил РФ. Договор СНВ-2 стал предметом бурной полемики между президентом и органами законодательной власти РФ (Государственные думы 5-го и 6-го созывов, которые его так и не ратифицировали ).
При вступлении в должность президента в июне 1991 г. Б.Н. Ельцин возвестил: «Великая Россия поднимается с колен». Однако заявить об этом оказалось легче, чем наполнить красиво звучащий лозунг реальным содержанием.