Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:13, реферат
В XV в. широкое распространение получили поэтические жанры каса, сиджо и сига. Первый из них является большим, часто эпическим, стихотворным произведением, основанным на сюжетах из выдающихся событий прошлого, о жизни и обычаях корейского народа и населения соседних стран, о достопримечательностях страны. Основоположником каса считается поэт Чон Гыгин (1401 – 1481 гг.), его перу принадлежит одно из первых таких стихотворений «Санчхунгок» / «Песня о наслаждении весенним пейзажем», оно стало очень популярным в простонародной среде.
Литература эпохи Чосон
В XV в. широкое распространение получили поэтические жанры каса, сиджо и сига. Первый из них является большим, часто эпическим, стихотворным произведением, основанным на сюжетах из выдающихся событий прошлого, о жизни и обычаях корейского народа и населения соседних стран, о достопримечательностях страны. Основоположником каса считается поэт Чон Гыгин (1401 – 1481 гг.), его перу принадлежит одно из первых таких стихотворений «Санчхунгок» / «Песня о наслаждении весенним пейзажем», оно стало очень популярным в простонародной среде.
Писали каса Сон Сан, Чон Чхоль ( «Вспоминая красивую женщину» / «Песня о горе Сонсан») и др. Наивысшего расцвета жанр достиг во второй половине XVI в., его выдающимися представителями являлись Юн Сондо (1587 – 1671 гг.) и Чон Чхоль (1536 – 1593 гг.), сборник Чон Чхоля «Сонъанъаса» представляет собой первую в Чосоне книгу неофициальной поэзии. Многие стихи сборника посвящены красотам родной земли, жизни в сельской глубинке
Особую плеяду писавших на хангыле авторов составляют поэтессы Хван Джини*, Ли Окпон*, Синса Имдан (1504 – 1551 гг.) и Хоран Сольхон*. Классическое конфуцианское образование было недоступно для женщин, поэтому они творили на корейском языке для простого народа. Особенно славились краткие песенные стихи сига с жанровым или сюжетным содержанием и названием, принадлежавшие перу поэтессы Хван Джини.
Жанровая традиция сига была развита в стихотворениях сиджо («гармоничный стих»). Это короткие, но очень выразительные и эмоционально окрашенные трёхстишия, преимущественно о природе, стихиях, месте человека в окружающем мире. Видными мастерами сиджо были Сон Саммун (1418 – 1456 гг.), Мэн Сасон (1359 – 1438 гг.), Лим Дже (1549 – 1584 гг.), Ли Хёнбо* и конфуцианские учёные Ли Хван, Ли И.
По мере обострения социально-экономических и политических противоречий феодального общества с конца XV в. содержание стихотворений каса и сиджо сближается с реальной жизнью страны. Такие явно не конфуцианские мотивы прослеживаются в поздних стихах типичных саримов Ли Сокхёна (1415 – 1477 гг.) и Пэн Геряна*. Представители молодого поколения конфуцианских ученых ещё более развивают критическую линию в поэзии второй половины XV в. Ким Чонджик отмечает нерациональность окружающей его действительности, корыстность и преступную бездеятельность чиновников перед лицом народных страданий, в «Песне о реке Нактонган» он обвиняет власти провинции Кёнсан в произволе и пренебрежении конфуцианской моралью.
Критическая направленность поэзии на рубеже XV – XVI вв. способствовала формированию в рамках конфуцианской науки реформаторского течения сирхак, его представители использовали традиционную форму конфуцианского трактата для обоснования своей убежденности в назревших предпосылках социального переустройства Чосона. В этом жанре в конце XVI в. творили Ли Сугван, Хан Бэккём, Ким Юк и другие выдающиеся ученые, философы и писатели из сирхакистской среды.
В XV в. в Корее зарождается и художественная проза, она приходит на смену сложившемуся ранее классическому конфуцианскому жанру исторического трактата. Каноническая конфуцианская проза воспроизводила одни и те же сюжеты, отличалась явно выраженным легендарным характером, не имела связи с окружающим миром и мало соответствовала реальности. Формирование национальной творческой традиции обращает интерес многих учёных к фольклору корейского народа. На данной основе возникает первый в истории страны прозаический жанр – пхэсоль, представляющий собой небольшую тематическую новеллу, действие которой разворачивается в реальной жизни, а персонажи – типичные представители общества. Создателем жанра считается Ким Сисып, ему же принадлежит приоритет в разработке корейской художественной прозы в целом и прозы на ханмуне. Первый прозаический сборник Ким Сисыпа на ханмуне «Кымо синхва» / «Новеллы из Кымо» публикуется в 1470 г., его героями становятся чиновники, купцы, женщины из простонародья, со всеми их человеческими страстями и недостатками. Впервые автор прозаического произведения совершенно отказался от традиционных китайских сюжетов и в реалистической манере изобразил жизнь корейского общества. Новеллы пхэсоль пользовались огромной популярностью, часто, если оригинал был написан на ханмуне, впоследствии его излагали хангылем, что облегчало социальным низам доступ к произведению. В данном жанре творили Со Годжон (1420 – 1488 гг.) и Сон Хён (1439 – 1504 гг.), следует отметить, что первоначально они писали поэтические новеллы и лишь к концу творческого пути перешли на пхэсоль в прозе.
В XVI в. в Корее появляется жанр прозаической сатиры, с помощью которой авторы остро критиковали и разоблачали сложившиеся в обществе порядки. Первое сатирическое произведение в прозе написал поэт Лим Дже, его произведение «Мышь под судом», в котором под маской главного героя – мыши – скрывался алчный чиновник, расхищавший казну и обиравший крестьян, призывало поставить заслон перед жадностью и злоупотреблениями феодального чиновничества. Аналогичные сюжеты характерны и для других произведений Лим Дже, среди которых острым антиконфуцианским содержанием отличается «История цветов».
С конца XVI в. ведущим жанром прозы становится повесть сосоль, для неё характерно усиление реалистических тенденций и поиск путей построения идеального государства, способного обеспечить социальную справедливость. Одним из создателей сосоль и крупнейших её мастеров принято считать Хо Гюна (1569 – 1618 гг.). В его произведениях причудливо сочетались острая критика феодальных порядков и вера в идеальное устройство общества и государство.
Новым прозаическим жанром XV – XVI вв. является военное повествованиеКУНГИ, описывавшее борьбу с монголами, а затем события Имджинской войны. К ярчайшим образцам жанра можно отнести «Имджинские хроники» анонимного автора, условно датируемые первой четвертью XVII в. Своеобразной разновидностью кунги является эпическое произведение Пак Инно «Тхэпхёнса», сочетавшее прозаическое повествование с пространными лирико-поэтическими отступлениями и морализаторством в конфуцианском духе.
Для поэтических и прозаических жанров, оформившихся в рамках национального литературного течения XV – XVI вв., с момента их зарождения характерны явно выраженные реалистические тенденции; сложившиеся к началу XVII в. сосоль и кунги содействовали их упрочению и дальнейшему развитию.
Философия Корё
Раскол в буддизме совпал с распространением всякого рода мистич. учений. Наивысшего расцвета буддизм достиг в первое двухсотлетие периода Коре (918–1392), когда буддистские монастыри, получившие землю от новой династии, стали представлять крупнейшую политич. и идеологич. силу. Наиболее известными представителями буддистской мысли в этот период являлись Ый Чхон (1095–1142) и По Чо (1157–1210), к-рые стояли на позициях буддистского субъективного идеализма.
Параллельно буддизму в период Корё проходило распространение учения Конфуция. Конфуцианцы – Соль Чхон (7 в.), Чхви Чхи Вон (858–951), Чви Чхун (984–1068) и Ким Бусик (1075–1151) придерживались того мнения, что буддизм является "основой нравственного воспитания", а конфуцианство "основой государственного правления".
Начиная с 12 в. буддистские монастыри и крупные феодалы приступили к захвату крест. земель, усилили ростовщический гнет. Этот процесс вызвал массовые крест. восстания и открытую конфуцианскую оппозицию. В это время появились многочисл. еретич. учения, представлявшие собой эклектич. смесь конфуцианских, даосских и буддистских положений с примесью мистич. элементов и отражавшие нар. протест против феод. гнета и засилья буддийских монастырей.
В конце 13 в. в обстановке падения авторитета буддизма в Корею проникло учение кит. философа Чжу Си. Активными проповедниками нового учения, нашедшего социальную базу в среде мелких и средних землевладельцев и опальной бюрократии, были Ан Хян(1242–1306),У Тхак (1253–1333), Квон Бу (1262– 1346), Ли Че Хён (1287–1367), нанесшие идеологич. господству буддизма в Корее первый чувствит. удар. Начиная с 14 в. последователи Чжу Си разделились на две группировки. Представители первой – Ли Сэк (1328–96), Чон Мон Чжу (1337–92) и др. выступили против экономич. и этич. положений буддизма, предлагая заменить буддизм неоконфуцианским учением. Представители другой – Квон Гын (1352–1409) и Чон До Чон (1337–98), тоже выступая с критикой политич. и теоретич. основ буддизма, предлагали более свободную трактовку неоконфуцианских положений. Именно в этой группировке дворян-реформистов созрели идеи ограничения крупной земельной собственности и нек-рых "уступок" нищенствовавшему крестьянству. Наиболее радик. взглядами отличался мыслитель и обществ. деятель Чон До Чон, критически подошедший к изучению идейного наследия Чжу Си, Чжоу Дунь-и, Чжан Цзая и выдвинувший ряд материалистич. и диалектич. догадок о развитии объективного мира.
С приходом к власти династии Ли (1392–1910) был окончательно разгромлен буддизм, лишенный основы своей власти и влияния – земельной собственности. Гос. идеологией на долгое время становится неоконфуцианство.
В период позднего Корё (918 – 1392 г.г.) произошел наибольший расцвет буддизма в Корее, свидетельством чего служат многочисленные произведения буддийской живописи, хранящиеся в храмах по всей стране.
Темами многих работ были так называемые “четыре господина” (слива, орхидея, хризантема и бамбук).