Литературное течение: романтизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

У романтического героя есть ощущение ценности и независимости человеческой лич¬ности, ее внутренней свободы. Раньше человек прислушивался к голосу традиции, к голосу старшего по возрасту, по званию, по положению. Эти голоса и подсказывали ему, как жить, как вести себя в том или ином случае. А теперь главным советчиком для человека стал голос его души, его совести. Романтический герой внутренне свободен, независим от чужих мнений, он способен выразить свое несогласие со скучной и однообразной жизнью.

Содержание работы

I. Вступление................................................................................... 3
II. Основная часть........................................................................... 4
1. Истоки романтизма................................................................ 4
2. Романтизм как направление в литературе.............................. 5
3. Возникновение романтизма в России.................................... 8
4. Романтические традиции в творчестве писателей................. 9
1) Поэма «Цыганы» как романтическое произведение А. С.
Пушкина............................................................................................ 9
2) «Мцыри» - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова.. 15
3) «Алые паруса» - романтическая повесть А. С. Грина.. 19
III. Заключение............................................................................. 23
Список литературы...................................................................... 24

Файлы: 1 файл

романтизм.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

И не преступление их, а несчастье в том, что они  настолько огрубели душой, что не научились видеть прекрасное в мыслях, в чувствах. Они видели только грязный мир, жили в этой реальности. Ассоль же жила в другом, выдуманном мире, непонятном и потому не принимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действительность. Это противоречие и сгубило Ассоль.

Это очень жизненный  факт, наверное, пережитый самим  писателем. Очень часто люди, не понимающие другого человека, может, даже великого и прекрасного, считают его дураком. Так им легче.

Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль. Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.

Увидев Ассоль, он полюбил ее, оценив красоту и  душевные качества девушки. «Он ощутил как бы удар - одновременный удар в сердце и голову. По дороге, лицом к нему, шла та самая Корабельная Ассоль... Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов, предстали перед ним теперь в свете ее взгляда». Любовь помогла Грею понять душу Ассоль, принять единственно возможное решение - заменить на алые паруса своего галиота «Секрет». Теперь для Ассоль он становится сказочным героем, которого она так долго ждала и которому безоговорочно отдала «золотое»  сердце.

Писатель награждает героиню любовью за ее прекрасную душу, доброе и верное сердце. Но и  Грей счастлив этой встречей. Любовь такой  необыкновенной девушки, как Ассоль, - редкая удача.

Как будто две  струны зазвучали вместе... Скоро  наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: «Я здесь! Вот я!» - и бросится бежать прямо по воде.

Романтическая повесть «Алые паруса» прекрасна  своим оптимизмом, верой в мечту, победой мечты над обывательским  миром. Прекрасна тем, что внушает надежду на существование в мире людей, способных услышать и понять друг друга. Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира и уплыла к кораблю, доказав всем, что любая мечта может осуществиться, если очень верить в нее, не предать ее, не усомниться в ней.

Грин был не только великолепным пейзажистом и  мастером сюжета, но еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал  о любви к труду, к своей профессии, о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Писатель верил  в человека и считал, что все  прекрасное на земле зависит от воли сильных, честных сердцем людей («Алые паруса», 1923; «Сердце пустыни», 1923; «Бегущая по волнам», 1928; «Золотая цепь», «Дорога никуда», 1929 и др.).

Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней  есть, дана нам для жизни всюду, где она есть». Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение - источник высоких человеческих страстей. Она не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом ее ценность, и в этом ценность ясного и могучего обаяния рассказов Грина.

Что объединяет рассмотренные мною произведения Грина, Лермонтова и Пушкина? Русские романтики полагали, что предметом изображения должна быть только жизнь, взятая в ее поэтических мгновениях, прежде всего чувства и страсти человека.

Только творчество, вырастающее на национальной основе, может быть, по мнению теоретиков русского романтизма, вдохновенным, а не рассудочным. Подражатель по их убеждению, лишен  вдохновения.

В борьбе с метафизическими  взглядами на эстетические категории, в защите историзма, диалектических воззрений на искусство, в призывах к конкретному воспроизведению жизни во всех ее связях и противоречиях заключается историческое значение русской романтической эстетики. Ее основные положения сыграли большую конструктивную роль в формировании теории критического реализма.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев в  своей работе романтизм, как художественное направление, я пришла к выводу, что  особенность всякого произведения искусства и литературы состоит  в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, а продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях последующей, более зрелой эпохи.

Список литературы

1. А. Г. Кутузов  «Учебник-хрестоматия. В мире  литературы. 8 класс», Москва, 2002. Статьи  «Романтические традиции в литературе»  (стр. 216 - 218), «Романтический герой» (стр. 218 - 219), «Когда и почему появился  романтизм» (стр. 219 - 220).

2. Р. Гайм «Романтическая школа», Москва, 1891.

3. «Русский романтизм», Ленинград, 1978.

4. Н. Г. Быкова «Литература.  Справочник школьника», Москва, 1995.

5. О. Е. Орлова «700 лучших  школьных сочинений», Москва, 2003.

6. А. М. Гуревич «Романтизм  Пушкина», Москва, 1993.


Информация о работе Литературное течение: романтизм