Люблинская уния 1569 года и вхождение Великого княжества Литовского в состав Речи Посполитой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Главной задачей, которую необходимо решить в процессе работы является характеристика государственно-правового положения Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой, влияние на него различных факторов, изменения в государственно-правовом положении Великого Княжества Литовского в период существования Речи Посполитой.

Содержание работы

Введение

1. Люблинская уния 1569 года и вхождение Великого княжества Литовского в состав Речи Посполитой ………………………………………

2. Политическая история Беларуси в составе Речи Посполитой во второй половине XVII-XVIII века ……………………………………………

2.1 Войны середины XVII века ……………………………………………...

2.2 Экономический упадок и социальные противоречия во второй половине XVII - первой половине XVIII века ………………………………

2.3 Политический кризис Речи Посполитой ……………………………….

3. Основные изменения в государстве и праве Беларуси в составе Речи Посполитой ………………………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………...

Список литературы ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Люблинская уния.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Возникшая в результате Люблинской унии многонациональная Речь Посполитая, составляла целое только вовне, тогда как внутри всегда существовало разделение на Корону (Польшу) и Великое княжество Литовское, которое сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и свое право - Статут 1588 г.

Постоянные войны, антифеодальные восстания, междоусобная борьба соперничавших магнатских группировок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический кризисы. К тому же избрание на польский престол в 1697 г. саксонского короля Августа II из династии Веттинов привело к созданию в 1697 г. личной унии между Речью Посполитой и Саксонией, сохранявшейся до 1763 г. Поведение саксонских королей и их политика в Короне и Великом княжестве Литовского приобретали нередко черты оккупации, что вызывало недовольство у всех слоев населения Речи Посполитой. Во времена правления саксонских королей усилилась религиозная нетерпимость, что также не содействовало социальному миру в Речи Посполитой, углубило общий кризис Речи Посполитой и в итоге привело эту страну к трем разделам ее территории.

Важнейшими событиями, оказавшими большое влияние на государство и право Беларуси явились:

-     война Польйга и  Украины 1648-1654 гг.;

-     война Польши и  России 1654-1667 гг.;

-    личная уния Речи  Посполитой с Саксонией 1697-1763 гг.;

-   война Речи Посполитой  со Швецией на стороне России (с 1703 г.);

-  междоусобная война в ВКЛ  между сторонниками Сапегн и  Радзивила в 1700 г.;

-    Кричевское восстание  под руководством Василия Вощи-лы (1740-1744 гг.);

-    почтовая реформа 1764 г.;

-  три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.);

-     принятие Конституции  Речи Посполитой 3 мая 1791 г.;

-    восстание Тадеуша Костюшко 1794 г.

Сложная обстановка в стране, падение  престижа Речи Посполитой как суверенного государства, усиление борьбы против феодального и национально-религиозного гнета вызвали определенные изменения в общественном строе.

Шляхта, стремясь удержаться у власти и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляет права мещан, лишая некоторые  города Великого княжества Литовского магдебургского права по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православную шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой. [10, с. 97-99]

В городах зарождение капиталистических  отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства. Так, в XVIII в. создается Несвижская суконная фабрика, Слуцкая фабрика поясов, фаянсовый завод князя Агинского, Гродненские королевские мануфактуры и т.д. Эти экономические процессы содействовали более быстрому расслоению городского населения, обострению противоречий между городским патрициатом и остальной частью городского населения, которое несло на себе все тяготы войн и внутренних неурядиц. Центральная власть неоднократно принимала постановления, по которым население городов ввиду их разорения во время воин частично либо полностью на определенное время освобождалось от уплаты налогов. Так, по постановлению Варшавского сейма в 1661 г. мещане Могилева, Ошмян, Лиды были на 4 года освобождены «от всяких обложений, за исключением соляной пошлины и мыта».

Необходимость возрождения  сельского хозяйства, пришедшего в  упадок во время войн и восстаний, привела к увеличению барщины и повинностей крестьян. Этот процесс коснулся не только частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже составляла в XVIII в. 6 дней в неделю. И, судя по Люстрации Гродненской экономии за 1790 г., тяглые крестьяне составляли основную массу сельскохозяйственного населения. Так, из 11559 дымов тяглых было 9052, чиншевых - 1653, холупных - 521, огородных - 214, а других категорий дымов было еще меньше. [12, с. 52]

Но и в сельском хозяйстве  ростки буржуазных отношений пробивали себе дорогу. Многие крупные магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк, что содействовало дифференциации крестьянства и появлению рынка рабочей силы. Об этом процессе красноречиво свидетельствует инвентарь за 1790 г. имения Щорсы и Негнивичи Минской губернии графа И. Хребтовича, в котором указывается, что «барщина уничтожена, крестьяне свободны от подорожчины, ночной сторожовщины, дани и других повинностей». Вместо этого крестьяне за аренду земли уплачивали чинш, размер которого колебался от 1981 до 4153 руб. в зависимости от количества земли, а работы и услуги для экономии крестьяне выполняли по найму за плату по заранее установленным расценкам. Так, запахать один морг земли - 30 коп серебром, за работу "по найму в течение года пастуху и батраку уплачивали по 6 руб. и т.д.                                                                                                                                                                                                             

Но помимо уплаты чинша крестьяне  обязаны были своевременно платить  государственные подати и сборы, содержать больницы, лекаря и аптеки, поставлять рекрутов, чинить дороги, доставлять земскую почту, содержать общий страховой амбар, перевозить военные команды и арестантов по требованию местных властей.

Духовенство, которое  в сложное для государства  и народа время должно было содействовать  консолидации всех слоев населения, само погрязло в религиозных распрях, усиливая и без того социальную напряженность в обществе. Для решения религиозного вопроса в Речи Посполнтой православное, униатское и католическое духовенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой. Так, население православной веры ВКЛ неоднократно обращалось к русскому командованию и даже через посла русского к самой Екатерине II с просьбой оградить их от притязаний католического и униатского духовенства. Возникший в Речи Посполитой «дессидентский вопрос» послужил благовидным поводом для вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой. В целом данные изменения можно увидеть в таблицах 3.1 и 3.2. [8, с. 96]

 

 

Изменения в  общественном строе Беларуси (XVII- вторая половина XVIII вв.)

!!

- усиление власти крупных  магнатов

- рост противоречий  в среде крупных магнатов

- дальнейшее увеличение  привилегий шляхты  

- ухудшение экономического  и правового положений крестьян

- усиление протеста  крестьян против угнетения

- ухудшение экономического  и правового положений городского     населения

- резкое обострение  противоречий в духовенстве


 

Таблица 3.1 Изменения  в общественном строе Беларуси (XVII- вторая половина XVIII вв.)

 

 

Повинности  крестьян королевских имений в Великом  Княжестве Литовском во второй половине XVIII в.

!!

- чинш от 5 до 192 злотых с учетом размера земли

- подорожчина (подводная повинность) давать в год 3-4 раза подводы или уплатить 18-24 злотых

- барщина от 4 до 6 дней в неделю либо уплата денег за день барщины от 1 до 6 злотых

- подымное от 6 до 8 злотых

- гвалты от 3 до 12 дней в году


 

Таблица 3.2 Повинности крестьян королевских  имений в Великом Княжестве Литовском  во второй половине XVIII в.

 

Определенные изменения произошли  и в государственном строе. В  связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа - двухпалатного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовского из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган - Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.

Принимая во внимание, что во второй половине ХУЛ в. отношения между Короной и Великим княжеством Литовским обострились и все чаще на вальном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и Великого княжества Литовского стали во время работы вального сейма собираться на особые совещания «сессии народов» для согласования своих позиций по вопросам повестки дня. Этот факт свидетельствует о том, что послы княжества последовательно отстаивали суверенные права и интересы своего государства. Об этом же говорит и то, что с 1673 г. было установлено, что каждый третий вальный сейм Речи Посполитой должен проходить в г. Гродно, т.е. на территории Беларуси.

Однако ущемление суверенных прав осуществлялось медленно, но постоянно, на протяжении ХVII-ХVIII вв. Так, в 1696 г. по постановлению всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вводилось делопроизводство только на польском языке, а в 1717 г. в результате проведения реформы в армии в Речи Посполитой войско княжества было сокращено и не должно было превышать 6200 человек, не считая частных войск отдельных магнатов. [10, с. 100-101]

Большое распространение  в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос. Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги. В каждом из двух государств - Великом княжестве Литовском и Короне - создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Бальная рада или Общий совет; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Например, в марте 1767 г. в г.Слуцке была образована конфедерация жителей-некатоликов, а в 1768 г. - в г.Баре -конфедерация жителей-католиков Короны в связи с вопросом об уравнении в правах православных с католиками. Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую. [10, с. 104-105]

Таким образом, неспособность  государственной власти Речи Посполитой обеспечить в обоих государствах Великом княжестве Литовском и Короне - стабильный порядок, привели к трем разделам этого многонационального славянского государства. В результате Речь Посполитая прекратила свое существование, а территория Беларуси в конце XVIII в. вошла в состав Российской империи. Вот как выглядят изменения в государственном строе (Таблица 3.3).

Изменения в  государственном строе (XVII – вторая половина XVIII в.)

!!

- Новые органы:

1. Генеральный сеймик ВКЛ (до  сер. XVII в., в г. Волковыске, Слониме)

2. Генеральный литовский съезд  (Вильнюсская, или Виленская, конвокация с середины XVII в.);

- реформа армии в 1717 г. - только 6200 человек;

- о ведении делопроизводства  только на польском языке (1696г.),

- о лишении магдебургского права  мелких городов и местечек  Великого Княжества Литовского (1776 г.),

- выбор на магистратские должности  в Полоцке только католиков и униатов (1668 г.),

- другие


 

Таблица 3.3 Изменения в государственном  строе (XVII - вторая половина XVIII в.)

Наиболее сильные изменения  произошли с принятием Конституции 1791 года, согласно которой государственный  строй Речи Посполитой выглядел следующим  образом (Приложение В).

Основным источником права в Беларуси и в целом  Великого княжества Литовского в составе Речи Посполптой являлся нормативный акт, носящий различные названия: «Статут», «постановление», «грамота» и др. Самым главным нормативным актом, регулирующим большинство общественных отношений, продолжал оставаться Статут 1588 года, хотя много раз делались попытки внести в него поправки и изменения. Но они отклонялись. Требовали внесения поправок в Статут представители Польши. Они считали, что статьи, которые запрещали им занимать должности и покупать земли в Великом княжестве Литовском, противоречат акту Люблинской унии. Вопреки их требованиям Статут оставался без коренных изменений. Вместе с тем принимались новые законы, которые частично дополняли Статут, даже вносили в него небольшие изменения. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г. обвиненный в атеизме Казимир Лыщинскин был по приговору сеймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г. православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вального сойма и судьями Главного трибунала.

Информация о работе Люблинская уния 1569 года и вхождение Великого княжества Литовского в состав Речи Посполитой