Лютеранская Кирха как знаковый объект в истории архитектуры г.Симбирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:03, статья

Описание работы

На сегодняшний день в нашей стране достаточно хорошо изучена история архитектуры православной церкви, так как именно православная религия является основной в России. Но существует множество представителей других конфессий, архитектура церквей которых изучена слабо.

Файлы: 1 файл

Лютеранская Кирха как знаковый объект в истории архитектуры г.docx

— 22.41 Кб (Скачать файл)

Грикчук К.В.

Ульяновский государственный  педагогический университет им. И.Н.Ульянова

г.Ульяновск

Лютеранская Кирха  как знаковый объект в истории  архитектуры г.Симбирска.

 

 

На сегодняшний день в нашей стране достаточно хорошо изучена история архитектуры православной церкви, так как именно православная религия является основной в России. Но существует множество представителей других конфессий, архитектура церквей которых изучена слабо.

 Одним из примеров являются протестантские храмы. В настоящее время наиболее крупные общины и церкви на территории Поволжья находятся в Саратове, Самаре, Казани и Астрахани. Существует лютеранская община и в Ульяновске. Актуальность темы доказывается тем, что на данном этапе уделяется большое внимание культурному наследию нашего края.

В XVIII – XIX вв. протестантизм  широко и быстро распространялся  не только в центральных районах  России. Лютеранские общины и их церкви имелись также и в ряде городов на Волге: в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани.

На рубеже XIV-XV веков многие города Европы охватывает волна реформации христианства, вызванная накопившимися недостатками в жизни Западной Церкви, нравственным упадком духовенства, быстрым развитием городов, техники, науки. Католическая Церковь испытала крупнейший кризис, который проявился в области учения, культа, ее роли в жизни общества. Катализатором волнений стала вышедшая в свет 18 октября 1517г. булла об отпущении грехов и продаже индульгенций. Возглавил движение христианский богослов Мартин Лютер (1483- 1546). Именно его последователей стали называть лютеранами, а в последствии, протестантами. В настоящее время Протестантизм является одним из главных направлений христианских вероисповеданий наряду с православием и католицизмом.

 

В Симбирске Евангелическо-лютеранский  приход был основан в 1821 г. немцами  – выходцами преимущественно  из Прибалтики, но первые упоминания о  существовании в городе лютеранского общества относятся к 1777 г. [6, с. 91]. Первоначально  оно было немногочисленно, его члены  собирались в одном из частных  домов. 27 октября 1819 г. «Министр Народного  Просвещения разрешил Симбирской лютеранско-евангелической общине, впредь до постройки своей церкви, отправлять богослужение по праздничным и табельным дням в актовом зале Симбирской губернской… гимназии» (ныне музей «Симбирская классическая гимназия») [6, с. 91]. Но проводились богослужения редко, для этого приезжали священники из Казани, где в то время уже была действующая лютеранская церковь. «В 1821 году в Симбирске утверждается самостоятельный церковный совет евангелическо-лютеранского общества, состоящего из более двухсот верующих, первоочередной задачей которого становится изыскание средств на постройку в городе молитвенного дома» [3, с. 4]. Было объявлено о сборе средств на возведение церкви. Первоначально в проекте значилась деревянная церковь, но пожертвований собрали так много, что стало возможным строительство каменного здания. В 1840-е гг. евангелическо-лютеранская община купила у отставного поручика А.П. Юрлова часть его усадьбы, расположенной на углу улицы Московской (ныне ул. Ленина) и Анненковского переулка (ныне ул. Железной Дивизии). Б.В. Аржанцев отмечает, что в сентябре 1833 г. в гостях у Юрловых бывал А.С. Пушкин, проезжавший через Симбирск по пути в Оренбург  
[1, с. 88].

В 1843 г. началось строительство  церкви по проекту петербургского архитектора Н.Е. Ефимова (1779 – 1851) под надзором симбирского архитектора И.А. Бенземана (1815 – 1860-е г. XIX в.). Он же составил смету на строительные работы. Открытие и освящение церкви святой Марии произошло 25 мая 1847 г. [3, с. 5].

Это было каменное одноэтажное  здание простой прямоугольной формы, вытянутое с запада, от главного входа, на восток. Снаружи фасады  были оштукатурены, а стены украшены пилястрами и рустами. Квадратная колокольня с железной крышей возвышалась над  западной частью церкви.  
К главному входу вело высокое крыльцо со ступенями из белого камня. В 1847 г. в церкви был установлен орган. Церковь долгое время не имела пастора, но в 1860 г. в Симбирск прибыл Фридрих Мейер, который и занял эту должность [6, с. 91].

Как известно, в августе 1864 г. в Симбирске произошла серия  грандиозных пожаров, огонь уничтожил  почти три четверти города. Евангелическо-лютеранская  церковь частично обгорела, но не была разрушена. На территории церкви находились и другие постройки, принадлежавшие общине, но многие из них были утрачены во время пожара.

Незначительные размеры  обгоревшей церкви и расположение ее на красной линии застройки улицы  создавали неудобства в эксплуатации. К тому же технические специалисты  установили, что она нуждается  в капитальном ремонте, почти  равном по стоимости строительству  нового храма. Поэтому решили разобрать  старую церковь и построить новую. Разрабатывать проект здания поручили А.А. Шодэ, известного по таким архитектурным шедеврам города как Дом-Памятник  писателю И.А. Гончарову (ныне здание краеведческого и художественного музеев), Государственного банка (детский кукольный театр). Первоначально архитектор спроектировал каменный костел для католической общины, но из-за недостатка средств он не был построен, чертежи были упрощены, и реализованы в кирхе. В итоге в 1912 – 1914 проект А.А. Шодэ стоимостью 22,3 тыс. рублей был осуществлен [6, с. 91].

Когда лютеране начали строить  новые церкви после Реформации, они, как правило следовали традиционной католической форме. Барочный стиль в архитектуре стал популярным в XVII и XVIII вв., многие европейские лютеранские церкви были построены в этом стиле.  Единого стиля в архитектуре лютеранских кирх нет, использовался романский стиль, готический стиль, неоготика, классицизм, ренессанс, барокко, модерн. Лютеранские церкви, построенные в XIX веке, как правило, выполнены в неоготическом стиле, который был популярен среди многих других конфессий. На территории нашей страны протестантские храмы строили в основном в псевдоготическом стиле, основанном на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, зародившемся в  екатерининскую эпоху. Новое здание выполнили в этом стиле. Кирха представляет собой прямоугольное в плане однонефное здание из красного кирпича, перекрытое высокой двухскатной крышей с колокольней, завершенной кровлей-шатром и расположенной над центральной частью западного фасада (над входом),состоящей из двух прямоугольных ярусов и восьмигранной башнизвона, увенчанный латинским крестом и флюгером в виде фигурки петуха. Декоративные украшения на контрфорсах создал мастер скульптурных работ Т. Каминский. Вместо предполагаемой первоначально металлической крыши здание покрыли цементно-бетонной черепицей, изготовленной на заводе Симбирского губернского земства. Деревянные оконные переплеты были изготовлены в чувашском национальном училище, а завершения окон из цветного мозаичного стекла выполнялись в Риге по рисункам А.А. Шодэ. 3 ноября 1913 г. состоялось освящение храма [6, с. 91].

Первый ярус церкви был  украшен серебром, позолотой, второй ярус образовали хоры, Центром почти всех лютеранских церквей является алтарь, который находится в передней части церкви, предназначен для священнослужителей и их помощников,  и симбирская церковь была не исключением. Прихожане размещались напротив алтаря, на специальных скамьях, не выходя из-за которых можно преклонить колена.

Лютеранская церковная архитектура  отказалась от традиционных украшений  фасадов и богатого интерьера  католических церквей, поэтому внутреннее убранство было более аскетичным и сдержанным.

Во многих лютеранских  церквях отводится особое место  органу, ни одно богослужение не проходит без музыки. Многие композиторы такие как Г.Ф.Телеман (1681-1767), М.Преториус (1571-1621) и Иоганн Себастьян Бах (1685-1750),который сам являлся членом лютеранской общины, писали музыку для протестантского богослужения (мотеты, псалмы, обработки лютеранских церковных песен). В Симбирск привезли большой стационарный орган изготовленный в Риге, который разместили в лютеранской кирхе рядом с алтарем, так же храм имел передвижной орган-позитив.

В советский период церковь  пострадала не меньше других зданий города. В конце 1920-х гг. из нее была изъята библиотека, орган, церковная утварь и мебель, колокол отправили на переплавку. В 1930-е гг. церковь закрыли. Со временем началось ее разрушение. «В 1930 – 1980-е гг. было утрачено все внутренне  убранство церкви – оштукатуренный деревянный потолок, цементная плитка полов церкви и ризницы, оконные  переплеты, витражи алтарных окон и  завершений оконных проемов кирхи, кресты… цементно-бетонная черепица покрытия крыши» [4, с. 125]. Сначала здание превратили в склад. Затем в храме  размещался филиал ЦУМа, позже библиотека пединститута, а впоследствии в стенах кирхи разместилась детская спортивная школа.

В 1991 г. здание возвратили евангелическо-лютеранской  общине Св. Марии, и сразу начались работы по его восстановлению [2]. Архитектор М. Вервиг разработал проект реконструкции здания церкви. 3 апреля 1994 г. состоялось освящение и открытие  восстановленной лютеранской церкви. В настоящее время двери церкви открыты для верующих, ведется активная молодежная политика, молитвенные собрания, существует дамский клуб, хор.

Таким образом, в Среднем  Поволжье протестантизм играл достаточно заметную роль. Однако отношение к  лютеранам в различные периоды  истории менялось. Если в XVIII – начале XX вв. в г. Симбирске властные структуры  и общественность поддерживали лютеранскую  общину, то в советское время прихожане  и священнослужители испытывали притеснения и преследования  со стороны органов власти, лютеранские  храмы либо были разрушены, либо использовались не по назначению. Но с 1991 г. их возвратили общинам и отреставрировали. В настоящее время церкви действуют, а число прихожан увеличивается с каждым годом.

Лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх если не архитектурные шедевры, то достопримечательности  населённых пунктов, в которых они  находятся.

 

Литература:

1. Аржанцев Б.В. Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска: (вторая половина XVII – начало XX вв.) / Б.В. Аржанцев, М.Г. Митропольская. – Ульяновск: Симбирская книга, 1994. – 208 с.

2. Евангелическо-лютеранская церковь Св. Марии, г. Ульяновск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ul-stmaria.narod.ru/.

3. Евангелическо-лютеранский  приход святой Марии города  Ульяновска: к 90-летию здания церкви. К 10-летию хора. – Ульяновск: [б.и.], 2004. – 112 с.

4. Историко-архитектурные памятники  Симбирска – Ульяновска. Каталог.  – Ульяновск: Изд-во «Корпорация  технологий продвижений», 2006. – 400 с.: ил.

5. Кирха (Лютеранский храм Святого  Георга, Евангелическо-лютеранская  община имени Святого Георга) [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://samara.onfoot.ru/sights/religious/96.html.

6. Симбирск – Ульяновск.  Краеведческий справочник-путеводитель. – Ульяновск: Симб. книга, 2001. – 169 с.

 

Сведения об авторе:

Гринчук Ксения  Владимировна

432045, г.Ульяновск, ул.Станкостроителей д. 6/44,кв.159

Тел.:89176258723


Информация о работе Лютеранская Кирха как знаковый объект в истории архитектуры г.Симбирска