Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:03, статья
На сегодняшний день в нашей стране достаточно хорошо изучена история архитектуры православной церкви, так как именно православная религия является основной в России. Но существует множество представителей других конфессий, архитектура церквей которых изучена слабо.
Грикчук К.В.
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
г.Ульяновск
Лютеранская Кирха как знаковый объект в истории архитектуры г.Симбирска.
На сегодняшний день в нашей стране достаточно хорошо изучена история архитектуры православной церкви, так как именно православная религия является основной в России. Но существует множество представителей других конфессий, архитектура церквей которых изучена слабо.
Одним из примеров являются протестантские храмы. В настоящее время наиболее крупные общины и церкви на территории Поволжья находятся в Саратове, Самаре, Казани и Астрахани. Существует лютеранская община и в Ульяновске. Актуальность темы доказывается тем, что на данном этапе уделяется большое внимание культурному наследию нашего края.
В XVIII – XIX вв. протестантизм широко и быстро распространялся не только в центральных районах России. Лютеранские общины и их церкви имелись также и в ряде городов на Волге: в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани.
На рубеже XIV-XV веков многие города Европы охватывает волна реформации христианства, вызванная накопившимися недостатками в жизни Западной Церкви, нравственным упадком духовенства, быстрым развитием городов, техники, науки. Католическая Церковь испытала крупнейший кризис, который проявился в области учения, культа, ее роли в жизни общества. Катализатором волнений стала вышедшая в свет 18 октября 1517г. булла об отпущении грехов и продаже индульгенций. Возглавил движение христианский богослов Мартин Лютер (1483- 1546). Именно его последователей стали называть лютеранами, а в последствии, протестантами. В настоящее время Протестантизм является одним из главных направлений христианских вероисповеданий наряду с православием и католицизмом.
В Симбирске Евангелическо-
[1, с. 88].
В 1843 г. началось строительство церкви по проекту петербургского архитектора Н.Е. Ефимова (1779 – 1851) под надзором симбирского архитектора И.А. Бенземана (1815 – 1860-е г. XIX в.). Он же составил смету на строительные работы. Открытие и освящение церкви святой Марии произошло 25 мая 1847 г. [3, с. 5].
Это было каменное одноэтажное
здание простой прямоугольной формы,
вытянутое с запада, от главного
входа, на восток. Снаружи фасады
были оштукатурены, а стены украшены
пилястрами и рустами. Квадратная колокольня
с железной крышей возвышалась над
западной частью церкви.
К главному входу вело высокое крыльцо
со ступенями из белого камня. В 1847 г. в
церкви был установлен орган. Церковь
долгое время не имела пастора, но в 1860
г. в Симбирск прибыл Фридрих Мейер, который
и занял эту должность [6, с. 91].
Как известно, в августе 1864 г. в Симбирске произошла серия грандиозных пожаров, огонь уничтожил почти три четверти города. Евангелическо-лютеранская церковь частично обгорела, но не была разрушена. На территории церкви находились и другие постройки, принадлежавшие общине, но многие из них были утрачены во время пожара.
Незначительные размеры обгоревшей церкви и расположение ее на красной линии застройки улицы создавали неудобства в эксплуатации. К тому же технические специалисты установили, что она нуждается в капитальном ремонте, почти равном по стоимости строительству нового храма. Поэтому решили разобрать старую церковь и построить новую. Разрабатывать проект здания поручили А.А. Шодэ, известного по таким архитектурным шедеврам города как Дом-Памятник писателю И.А. Гончарову (ныне здание краеведческого и художественного музеев), Государственного банка (детский кукольный театр). Первоначально архитектор спроектировал каменный костел для католической общины, но из-за недостатка средств он не был построен, чертежи были упрощены, и реализованы в кирхе. В итоге в 1912 – 1914 проект А.А. Шодэ стоимостью 22,3 тыс. рублей был осуществлен [6, с. 91].
Когда лютеране начали строить
новые церкви после Реформации, они,
как правило следовали традиционной
католической форме. Барочный стиль в
архитектуре стал популярным в XVII и XVIII
вв., многие европейские лютеранские церкви
были построены в этом стиле. Единого
стиля в архитектуре лютеранских кирх
нет, использовался романский стиль, готический
стиль, неоготика, классицизм, ренессанс,
барокко, модерн. Лютеранские церкви, построенные
в XIX веке, как правило, выполнены в неоготическом
стиле, который был популярен среди многих
других конфессий. На территории нашей
страны протестантские храмы строили
в основном в псевдоготическом стиле,
основанном на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесе
Первый ярус церкви был украшен серебром, позолотой, второй ярус образовали хоры, Центром почти всех лютеранских церквей является алтарь, который находится в передней части церкви, предназначен для священнослужителей и их помощников, и симбирская церковь была не исключением. Прихожане размещались напротив алтаря, на специальных скамьях, не выходя из-за которых можно преклонить колена.
Лютеранская церковная архитектура отказалась от традиционных украшений фасадов и богатого интерьера католических церквей, поэтому внутреннее убранство было более аскетичным и сдержанным.
Во многих лютеранских церквях отводится особое место органу, ни одно богослужение не проходит без музыки. Многие композиторы такие как Г.Ф.Телеман (1681-1767), М.Преториус (1571-1621) и Иоганн Себастьян Бах (1685-1750),который сам являлся членом лютеранской общины, писали музыку для протестантского богослужения (мотеты, псалмы, обработки лютеранских церковных песен). В Симбирск привезли большой стационарный орган изготовленный в Риге, который разместили в лютеранской кирхе рядом с алтарем, так же храм имел передвижной орган-позитив.
В советский период церковь пострадала не меньше других зданий города. В конце 1920-х гг. из нее была изъята библиотека, орган, церковная утварь и мебель, колокол отправили на переплавку. В 1930-е гг. церковь закрыли. Со временем началось ее разрушение. «В 1930 – 1980-е гг. было утрачено все внутренне убранство церкви – оштукатуренный деревянный потолок, цементная плитка полов церкви и ризницы, оконные переплеты, витражи алтарных окон и завершений оконных проемов кирхи, кресты… цементно-бетонная черепица покрытия крыши» [4, с. 125]. Сначала здание превратили в склад. Затем в храме размещался филиал ЦУМа, позже библиотека пединститута, а впоследствии в стенах кирхи разместилась детская спортивная школа.
В 1991 г. здание возвратили евангелическо-лютеранской общине Св. Марии, и сразу начались работы по его восстановлению [2]. Архитектор М. Вервиг разработал проект реконструкции здания церкви. 3 апреля 1994 г. состоялось освящение и открытие восстановленной лютеранской церкви. В настоящее время двери церкви открыты для верующих, ведется активная молодежная политика, молитвенные собрания, существует дамский клуб, хор.
Таким образом, в Среднем Поволжье протестантизм играл достаточно заметную роль. Однако отношение к лютеранам в различные периоды истории менялось. Если в XVIII – начале XX вв. в г. Симбирске властные структуры и общественность поддерживали лютеранскую общину, то в советское время прихожане и священнослужители испытывали притеснения и преследования со стороны органов власти, лютеранские храмы либо были разрушены, либо использовались не по назначению. Но с 1991 г. их возвратили общинам и отреставрировали. В настоящее время церкви действуют, а число прихожан увеличивается с каждым годом.
Лютеране большое значению
придавали и придают
Литература:
1. Аржанцев Б.В. Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска: (вторая половина XVII – начало XX вв.) / Б.В. Аржанцев, М.Г. Митропольская. – Ульяновск: Симбирская книга, 1994. – 208 с.
2. Евангелическо-лютеранская
3. Евангелическо-лютеранский приход святой Марии города Ульяновска: к 90-летию здания церкви. К 10-летию хора. – Ульяновск: [б.и.], 2004. – 112 с.
4. Историко-архитектурные
5. Кирха (Лютеранский храм
6. Симбирск – Ульяновск.
Краеведческий справочник-
Сведения об авторе:
Гринчук Ксения Владимировна
432045, г.Ульяновск, ул.Станкостроителей д. 6/44,кв.159
Тел.:89176258723
Информация о работе Лютеранская Кирха как знаковый объект в истории архитектуры г.Симбирска