Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:20, реферат
Михаил Сергеевич Горбачёв — один из самых популярных на Западе российских политиков последних десятилетий XX в. и одна из наиболее противоречивых фигур в глазах общественного мнения внутри страны. Его называют и великим реформатором, и могильщиком Советского Союза.
1. Михаил Сергеевич Горбачёв……………………………….3
1.1.Биографическая справка……………………………………..3
1.2.Ставрополье…………………………………………………..4
1.3.Москва………………………………………………………...4
1.4.Перестройка и ускорение………………………………….....5
1.5.Принципы внутренней и внешней политики……………….5
1.6.Причины неудач………………………………………………6
1.7.Западные политики и учёные о Горбачёве………………….6
1.8.Заслуги М. С. Горбачёва……………………………………...8
1.9.Современники реформ о политике Горбачёва……………....8
1.10.Заключение…………………………………………………...10
2. Борис Николаевич Ельцин…………………………………11
2.1. От Свердловска до Москвы……………………………..11
2.2. Большая политика………………………………………..12
2.3. События 19-21 августа 1991 года и распад СССР….15
2.4. Эпоха Б. Н. Ельцина……………………………………...16
2.5. Конституция Российской Федерации………………….17
2.6. Рыночная экономика……………………………………..19
2.7. Чеченская война…………………………………………..21
2.8. Решение внешнеполитических проблем……………...22
2.9. Заключение…………………………………………………23
3. Заключение…………………………………………………..24
4. Список литературы…………………………………………28
2.6. Рыночная экономика
а )приватизация
Плановая экономика привела страну в экономический тупик, и поэтому необходимость в переходе к новой экономической системе была очевидна.
В начале 1993 года в стране была начата приватизация, которая предполагала перераспределение государственной собственности в пользу народа. Руководил процессом приватизации А.Б.Чубайс. В принципе, идея приватизации была правильной и подобный переход к рыночной экономике вполне возможен. Но Борис Ельцин при планировании приватизации допустил несколько ошибок. Было забыто о самом главном. Не было создано механизма управления и контроля за приватизацией, а также не было проведено анализа первых месяцев и первых результатов приватизации. Существовало слишком много “дыр” в законе, которые давали возможность одним людям обогащаться, разоряя других. Приватизация продолжается и по сей день, и поэтому говорить о результатах приватизации сейчас бесполезно. В данный момент происходит перераспределение собственности в пользу крупного капитала, и оценить, как это скажется на российской экономике в дальнейшем также пока невозможно. б) развитие рыночной экономики
Несмотря
на провал приватизации, страна плавно
переходила к новой экономической
системе, где основой становится
частная собственность.
Борис Ельцин с самого начала взял курс
на рыночную экономику и уже сейчас трудно
представить нашу жизнь без тех экономических
прав, которые мы получили в результате
реформ.
Благодаря экономическим реформам каждый
получил возможность заниматься предпринимательством.
Каждый получил возможность сам оценивать
свой труд, в то время как раньше труд человека
оценивался государством. Рыночная экономика
существенно улучшила нашу жизнь. Больше
нет дефицита, нет очередей у магазинов,
нам не приходится давать взятки, чтобы
приобрести товар иностранного производства.
За счет появления конкуренции качество
предлагаемых товаров и услуг заметно
улучшилось, и поэтому люди не покупают
только то, что есть в магазинах - появилась
возможность выбора.
Появилась возможность
свободно покупать и продавать валюту
в банках или обменных пунктах, а значит
свободно выезжать за границу.
Те предприятия, которые смогли адаптироваться к новым экономическим условиям сейчас начинают набирать обороты и выпускать вполне конкурентоспособную продукцию. В частности, это отдельные предприятия пищевой, легкой, нефтяной, химической промышленности.
Переход России к рыночной экономике повлек за собой ряд негативных явлений в жизни общества. Это прежде всего безработица и социальная незащищенность таких слоев общества, как пенсионеры, бюджетная сфера, армия. Разгул преступности и внедрение ее в экономическую жизнь общества также вселяет тревогу и неуверенность в россиян. В экономике появилось такое явление, как невыплата заработной платы, что в свою очередь создает социальную напряженность в обществе. Наиболее важные задачи сейчас сосредоточены в области национальной политики. Главное - сохранить целостность России, как государства, повысить чувство национального единства. Многие из этих проблем существовали в обществе и раньше, но о них просто замалчивалось, но они рано или поздно дали бы о себе знать.
Очевидно, что сворачивать с намеченного курса уже не представляется возможным. И переход к рыночной экономике не мог быть легким. Появление многочисленных проблем было неизбежным. Конечно, можно упрекнуть президента в том, что не всегда были выработаны предупредительные меры, которые если не сняли бы эти проблемы, то хотя бы смягчили их последствия. Пример этому - экономический и финансовый кризис второй половины 1998 года. Говоря об этом кризисе, можно надеяться, что, учитывая огромные усилия как президента Ельцина, так и правительства России, страна все же сможет оправиться от столь серьезных экономических потрясений и будет последовательно продолжать реформы.
2.7. Чеченская война
Чеченская война была, пожалуй, одной из
самых страшных страниц в жизни России
в последнем десятилетии двадцатого века.
Проблемы на Кавказе - границе православия
и ислама - существовали всегда, и не в
первый раз Россия была втянута в столь
кровопролитную, жестокую и ненужную войну.
Поддавшись влиянию своего
ближайшего окружения и поверив военному
командованию, которое убедило президента
в быстрой и малоболезненной победе, Ельцин
издает указ о вводе войск в Чечню, по моему
мнению, совершив, наверное, самую грубую
из всех своих ошибок, которая обернулась
огромным количеством тяжелейших последствий.
Во-первых, погибло много людей, среди которых не только российские военнослужащие, но и гражданское население, в том числе дети, женщины и старики. До сих пор не установлено точное число погибших и есть семьи, которые все еще продолжают искать своих родственников.
Во-вторых, Россия понесла большие материальные потери. Война, требующая постоянных вливаний, отнимала весьма существенную часть бюджета страны.
В-третьих, в этой войне не оказалось ни победителей, ни побежденных. До сих пор не существует стабильности в этом регионе, ни военной, ни политической, ни социальной.
Проблемы, возникшие вокруг Чечни можно было вполне решить мирным способом. Как удачное решение экономико-национальных проблем, можно привести пример республики Татарстан, которой были предоставлены более широкие экономические и политические права, за счет чего она осталась в составе Российской Федерации, как республика с более расширенным автономным управлением. В то же время Россия сохранила значительные запасы нефти, находящиеся на территории этой республики.
2.8. Решение внешнеполитических проблем
Придя к власти, Борис Ельцин, как президент
страны, решил одну из важнейших внешнеполитических
проблем - он вернул России ее вес великой
державы в мировой политике. Это было необходимо,
так как после перестройки, после событий
августа 1991 года, многие западные политики
сомневались, что в России к власти пришло
такое руководство, которое сможет играть
важную роль на мировой политической арене
и достаточно жестко и даже бескомпромиссно
отстаивать свои интересы. К 1998 году внешнеполитический
курс России заслуживает уважения и признания
во всем мире. К мнению России стали прислушиваться
и решения большинства мировых проблем
не обходятся без ее участия. Например,
последний конфликт в Сербии, который
на первом этапе был преодолен именно
за счет усилий российской стороны. Заметен
прогресс в переговорах с Японией, относительно
подписания мирного договора. Данный вопрос
был весьма сложен, так как японское руководство
ставит подписание мирного договора в
зависимость от решения территориальных
проблем, что неприемлемо для
России. Из других внешнеполитических
достижений как Ельцина, так и МИДа России,
следует отметить процесс принятия России
в Европейское
Сообщество.
С 1991 года Россия удерживала пальму первенства
в делах СНГ. Можно смело говорить что
при содействии России была остановлена
война в
Приднестровье и в Абхазии. При непосредственном
участии России и ее вооруженных сил удается
сдерживать расширение вооруженного конфликта
в Таджикистане. В целом, успешное решение
ряда вопросов по СНГ, в определенной мере,
является заслугой Бориса Ельцина, хотя
и здесь есть недостатки. Так, например,
отношения с Азербайджаном: с 1987 года у
Ельцина сложились плохие отношения с
нынешнем президентом этой республики
Гейдаром Алиевым. Долгое время нерешенными
оставались вопросы с руководствами прибалтийских
стран, по поводу отношения к русскому
населению на их территории Но, начиная
с 1997 года, Россия заняла более жесткую
позицию в этом вопросе - в этот период
жесткие заявления Кремля стали находить
свое понимание в других странах, а также
в международных политических организациях,
которые стали не только прислушиваться
но и занимать позицию России. Естественно,
нельзя не отметить, как важное достижение
политики Ельцина, интеграцию России с
республикой Беларусь.
2.9. Заключение
За два года до окончания президентского срока на посту будет проведена более тщательная оценка деятельности Бориса Ельцина, как президента России. В основном это будут делать его политические оппоненты, кандидаты на пост президента России в 2000 году. Конечно, можно предположить, что эти оценки будут достаточно критичными – у Ельцина были ошибки и это надо признать. В настоящее время те, кто критикуют Ельцина, считают одним из его основных недостатков частые смены кадров, которые начались сразу после его прихода к власти. Однако можно поспорить является это его ошибкой или нет. Дело в том, что Ельцин всегда проводил такую политику, при которой он ставил определенную политическую цель. Для достижения этой цели он подбирал конкретных людей, назначал их на важные посты. Когда же он видел, что поставленная задача решена, или же наоборот, человек не справляется с данной задачей, он снимал его.
Можно критиковать эту политику, но надо
признать, что, руководствуясь именно
такими принципами, Ельцин смог решить
большое количество важных для России
задач. Он привел страну к рыночной экономике,
он провел демократические реформы и сейчас
выступает гарантом соблюдения демократических
прав и свобод граждан которые, кстати,
получили наконец- то возможность избирать
парламент и президента демократическим
путем, он вновь укрепил Россию на мировой
политической арене. К тому же многое из
того, что делал Ельцин, он делал впервые
за последние более чем 70 лет.
Ему предстояло многому научить россиян,
научить как жить в другой, демократической
стране.
Мне хочется верить, что Россия будет продолжать идти по пути демократических реформ, что будущее России именно в демократии. И я считаю, что невозможно недооценить роль человека, который положил начало этим демократическим реформам, который посвятил свою жизнь борьбе за демократию в России. Поэтому мне кажется, что роль Бориса Николаевича Ельцина - первого президента свободной, демократической России - в жизни нашей страны очень велика.
3. Заключение
Политические и экономические взгляды Ельцина были более радикальными, чем у Горбачева. Политические взгляды отличались тем, что Ельцин, в отличие от Горбачева, поддерживавшего систему Советов, выступал против них, будучи первым лидером, добровольно покинувшим КПСС и объявившим себя сторонником серьезных политических перемен. Изменения, имевшие место и продолжающиеся в постсоветской России, сделаны Ельциным и связаны с ним. Разница в экономических взглядах между Горбачевым и Ельциным выражалась в защите государственной («социалистической») собственности первым и решительных выступлениях против нее второго. Горбачев не шел далее создания частных коллективных фирм вокруг государственных предприятий и колхозов. Ельцин развивал программу приватизации, которая должна была завершиться полным устранением государственной («социалистической») собственности. В области права Горбачев и Ельцин обнаруживали больше сходств, чем различий. Оба провозглашали создание правового государства вместо государства произвола в СССР. И оба нарушали закон больше чем другие политики, не делавшие подобных обещаний установить и укрепить законность.
В чём же сходства и различия общего между Горбачевым и Ельциным как историческим индивидуумом?
Общее:
они оба отдали высшую власть
в государстве без крови.
Общее: они оба из гущи русского народа, это не натовские парашютисты и не инопланетяне. Разное: Горбачев мнил себя умом и голосом народа, превращая свою политическую деятельность в один беспрестанный монолог, в который никто не мог вставить даже реплики; Ельцин, скорее, был поражен государственным косноязычием, но в его поступках сквозили автохтонные черты народного характера.
Общее:
оба были помешаны на Западе, на Америке.
Разное: Горбачев пытался учить Америку
и Запад новому мышлению и общечеловеческим
ценностям, а Ельцин брал в Америке
уроки демократии лично у статуи Свободы.
Общее: в политическом стиле обоих было
заложено очень невысокое мнение о человеке.
Разное: Горбачев грешил, да так и не покаялся,
а Ельцин попросил прощения при уходе
у общества за все, что натворил - и за худое,
и за доброе.
Общее: у обоих - мания периферийной столичности
и полное пренебрежение провинцией и окраинами.
Разное: Горбачев упустил республики Советского
Союза, чем его и похоронил; Ельцин дал
регионам столько суверенитета, сколько
они смогут проглотить, и если бы они не
подавились, России уже не было бы.
Общее: оба они вместе с собой привели
к подножию власти свиту, команду из новых
голодных людей. Разное: люди свиты сплошь
оставили Горбачева; отделавшись от ельцинской
семьи, Путин не перестал быть ее членом.
Как и орденоносец Абрамович.
И в заключение необходимо отметить, что
часто М.С. Горбачева упрекают за его внешнеполитический
курс, причем один из аргументов критиков
при этом заключается в том, что последний
советский лидер был западником. Конечно,
это в определенной степени правильно,
если речь идет о мировоззрении, однако
региональный аспект курса Горбачева
был в достаточной мере сбалансирован,
и его нельзя обвинить в интересе лишь
в западном направлении. Это, в частности,
доказывается активностью советской дипломатии
на афганском, китайском и японском направлениях.
Активность на этих направлениях обуславливалась
как общими установками курса НПМ, так
и внутренними факторами (последнее особенно
заметно в случае с Афганистаном). В целом
необходимо отметить, что урегулирование
на всех этих трех направлениях отвечало
интересам СССР: в отношениях с Китаем
и Афганистаном надо было создать условия
для нормализации обстановки на границах
СССР, в отношениях с Японией важное значение
имел экономический фактор. Безусловно,
нельзя сказать, что все из задуманного
получилось: в случае с Японией по сути
дела было топтание на месте; действия
на китайском направлении, в значительной
степени, нормализовали двусторонние
отношения, но отнюдь не сделали их “теплыми”;
что касается Афганистана, то не удалось
решить главной геополитической задачи
- убрать или отодвинуть конфликт от границ
СССР. Так что ошибки были на восточном
направлении (впрочем как и на других)
Советского внешнеполитического курса.
Однако, были и положительные черты. Во-первых,
правильно выбрали стратегическое направление:
разрешать конфликты и нормализовывать
отношения. Во-вторых, в случае с Афганистаном
СССР наконец вылез из бесперспективной
военной авантюры, в случае с Китаем и
Японией поняли, что неразрешимых проблем
нет - надо работать. Итак, несмотря на
просчеты, в целом, курс был выбран правильно,
так как он отвечал интересам СССР.
И у Ельцина были ошибки
и это надо признать. В настоящее время
те, кто критикуют Ельцина, считают одним
из его основных недостатков частые смены
кадров, которые начались сразу после
его прихода к власти. Однако можно поспорить
является это его ошибкой или нет. Дело
в том, что Ельцин всегда проводил такую
политику, при которой он ставил определенную
политическую цель. Для достижения этой
цели он подбирал конкретных людей, назначал
их на важные посты. Когда же он видел,
что поставленная задача решена, или же
наоборот, человек не справляется с данной
задачей, он снимал его. Можно критиковать
эту политику, но надо признать, что, руководствуясь
именно такими принципами, Ельцин смог
решить большое количество важных для
России задач. Он привел страну к рыночной
экономике, он провел демократические
реформы и сейчас выступает гарантом соблюдения
демократических прав и свобод граждан
которые, кстати, получили наконец-то возможность
избирать парламент и президента демократическим
путем, он вновь укрепил Россию на мировой
политической арене. К тому же многое из
того, что делал Ельцин, он делал впервые
за последние более чем 70 лет. Ему предстояло
многому научить россиян, научить как
жить в другой, демократической стране.
Информация о работе М. С. Горбачёв и Б. Н. Ельцин: место в истории