Мацей Стрыйковский и его произведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:32, реферат

Описание работы

Родился около 1547 года в семье Якуба, наверняка судебного ввозного. Местом его образования были Бжезины, которые стали ему Падуей и Болонией. Он не закончил, как ошибочно сообщалось, учебы в Краковской академии.
В годах 60-х 16 века пребывал на дворе более значительных господ, скорее всего, Ласких, поскольку именно им принадлежал тогда Стрыков. Вероятно, в 1565 году уехал в Литву, наверняка со двором Николая Лаского, государственного придворного.
Пребывание в Литве в жизни Мацея Стрыйковского не было легким периодом. Он был молод, неизвестен и беден. В новых условиях начал борьбу за существование, поступив на военную службу.

Файлы: 1 файл

МАЦЕЙ СТРЫЙКОВСКИЙ И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕ.docx

— 22.71 Кб (Скачать файл)

МАЦЕЙ СТРЫЙКОВСКИЙ И ЕГО  ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Родился около 1547 года в семье  Якуба, наверняка судебного ввозного. Местом его образования были Бжезины, которые стали ему Падуей и Болонией. Он не закончил, как ошибочно сообщалось, учебы в Краковской академии.

В годах 60-х 16 века пребывал на дворе более значительных господ, скорее всего, Ласких, поскольку именно им принадлежал тогда Стрыков. Вероятно, в 1565 году уехал в Литву, наверняка со двором Николая Лаского, государственного придворного.

Пребывание в Литве  в жизни Мацея Стрыйковского не было легким периодом. Он был молод, неизвестен и беден. В новых условиях начал борьбу за существование, поступив на военную службу. Некую часть этой службы он проходил в Витебске под командованием ротмистра Александра Гваньини из Вероны. Наверняка от него научился делать планы и рисунки замков и крепостей. В солдатских путешествиях узнал обширную территорию Великого княжества Литовского и Инфляндию. Выражая свой интерес к истории, он везде собирал материалы для своих будущих произведений и посещал памятники прошлого: руины замков, курганы, поля битв. Их описания он дал в своих произведениях.

Мацей Стрыйковский как автор был плодотворен. Вследствие удара по голове колоколом, который получил еще в детстве, заикался. Это обстоятельство усложняло ему общение с окружающими и стало причиной множества комплексов, которым он искал компенсацию. Создавал с вдохновением стихи, поскольку верил, что именно муза поэзии обеспечит ему бессмертность. Будучи еще под командованием Гваньини, сложил по латыни "Описание Сарматии Европейской". Произведение это вышло в свет в 1578г. в Кракове, но под фамилией... Гваньини. Оно представляло из себя историко-географическую зарисовку Литвы, Пруссии, Инфляндии, Московии и т.н. Тартарии, и получило большой резонанс в Европе. Вновь было издано в 1581 г. в Спире, годом позже в Базеле, затем во Франкфурте. Имели место еще более поздние издания.

Мацей Стрыйковский, очень сильно обидевшись, выразил протест королю о поступке Гваньни, и в своей печатной "Хронике Польской", ссылаясь на свидетельство Станислава Паца и рыцарства литовского, домогался не только суда над виновным, но и публичного признания собственного авторства. Таковое король признал король в грамоте от 14 июля 1580, но произведение было и в дальнейшем признаваемо под фамилией итальянца.

В годах 1572-1574 Мацей Стрыйковский бывал несколько раз в Польше - в Люблине, а затем в Кракове. На тот момент наверняка навсегда распрощался с военной службой, найдя опору у Ходкевичей, с которыми установил отношения еще раньше во время ее исполнения. Возможно, был свидетелем въезда в Вавель и коронации электа французского, что ему послужило толчком для этого стихотворного поизведения . Был знаком также с Ежи(Юрием) Ходкевичем, каштеляном троцким, женой которого была София, княжна слуцкая. Возможно, благодаря ей он и приблизился к славному дому Олельковичей.

Во время следующего пребывания в Кракове Мацей Стрыйковский занимался изданием "Гонца добродетели к истинным шляхтичам". Это произведение появилось в 1574 г. Издание упомянутого произведения облегчило ему участие в посольстве, отправленном в 1574 г. в Стамбул. Принимал участие в нем в качестве художника, секретаря, возможно, получал тайные поручения сбора информации.

Во главе посольства стоял  Анджей Тарановский, способный дипломат, многократно используемый в подобных миссиях. При последнем Ягелло  был королевским послом в Дании, Швеции, Московии, несколько раз в Турции. Посольство 1574 г. было очень важно с точки зрения усложнения польско-турецких отношений из-за волоско-молдавских трений. Путешествие это, несомненно, было очень формирующим. Вместе с тем оно было полно трудов и опасностей. Впоследствии Мацей Стрыйковский его кратко описал в своей стихотворной автобиографии, изданной в 1582г. в Кролевце вместе с "Хроникой Польской". Рефлексика его политической натуры вобрала много, и сразу же после возвращения воплотилась в его стихотворном произведении "О свободе Короны польской и Великого княжества Литовского и о суровом порабощении других стран игом турецким". В нем Выражает обеспокоенность будущим Польши, так как во время его пребывания в Стамбуле осознал угрозу родине со стороны Турции. Убедили его в этом не только сделанные наблюдения, но также и разговоры, которые ему удалось провести:

"Для нас в Царьграде", сказал, издеваясь, Магомет баша  
Тарановскому, "Что ж есть славная Польша ваша"?  
Каждый Татарин десятку мужей ведет  
В чимбуре, и когда хочет, к вам за пленом едет

После возвращения из Стамбула, когда его попытки стабилизации его положения в Короне уже  проявились как несостоятельные, Мацей Стрыйковский подался на Литву, где нашел опеку и полезную атмосферу на дворе князя слуцкого Ежи Олельковича. Там же появилось его произведение "О началах....", вдохновителем которого был Олелькович.

В этот период Мацей Стрыйковский был уже известным автором нескольких печатных работ. Он значительно усовершенствовал и углубил свое искусство писателя и свои знания, а также накопил много материалов. В произведении "О началах...." ссылки на путешествие в Турцию имеются на двадцати восьми страницах (кроме того, есть отдельная глава "О взятии Константинополя турками" - ВП). Оно резко отличается резко от произведений, написанных раннее. Его материал обогащен собственными впечатлениями, собранными Стрыйковским во время его пребывания в Турции. Оно содержит также обильные отклонения от античной литературы и ссылки на ранее нецитируемые произведения. Содержанием этого раздела есть не только художественное описание столицы, сделанное приезжим из севера, но и короткий очерк о истории города, не так еще давно византийского. Этот очерк, также полон трагизма, и вместе с тем верно дано описание его упадка.

Мацей Стрыйковский, прочтя много шедевров древней поэзии, черпал из нее обилие мотивов, и мотивы из "Энеиды" Вергилия перерабатывал на родной сюжет. Несколько цитат из "Энеиды" в собственном переводе он поместил в произведении "О началах....". Еще он пытался, как и его предшественники, придать поэтический вид праистории литовских родов, поэтому их выводил также от римских древностей. Но позднее, когда возможность написания "Рапсодии рыцарской" рассеялась, он посвятил себя исключительно описанию истории Литвы, Жмуди и Руси.

Возможно, еще до появления  окончательной редакцией произведения получил королевское позволение на его печать, и даже вдохновляющие стихи от друзей. До окончания подготовительных работ умер в августе 1578 г. князь Ежи Олелькович, и Мацей Стрыйковский оставил дом давнего мецената. Но вскоре нашел опеку у епископа жмудского Мельхиора Гедройца, который помог талантливому поэту, историку и художнику, получить канонию в Юрборке.

Таким образом Мацей Стрыйковский, влюбленный в воинское ремесло, сменил саблю на перо. Возможно, что позже сломал и перо, дабы посвятить без остатка работы в своей канонии. Так или иначе, последним известным произведением Мацея Стрыйковского как каноника, была "Хроника Польская".

МЕЦЕНАТ ХОДКЕВИЧЕЙ И ЕЖИ  ОЛЕЛЬКОВИЧА

В годах 1572-74 Мацей Стрыйковский, подобно другим небогатым и способным писателям, начал искать мецената. Нашел понимание в доме Ходкевичей. О связи с ними свидетельствует жалоба о том, что на дворе Ходкевича у него погибли определенные произведения и материалы, а также ведомость, что из них получал ценные источники.

Ходкевичи во времена последних  Ягеллонов были верными сторонниками короля, и не было преград для занятия ими высоких постов. Но Мацей Стрыйковский предпочитал меценат Олельковичей. Представил его, возможно, Ежи Ходкевич, каштелян слуцкий, женой которого была София, княжна слуцкая. Сильнее всего писатель сдружился с домом князя Ежи (Юрия) Юрьевича Олельковича (которого звали Ежи III), старшего сына Ежи (Юрия) Семеновича. Лишь на его дворе мог спокойно использовать исторические материалы, которые накапливал в течение нескольких лет, и написать произведение "О началах....". Посвящение, которое имеется перед произведением, подчеркивает эти связи.

После смерти князя Ежи III в августе 1578, Мацей Стрыйковский приблизился к Гедройцам. Это была старая семья княжеского происхождения, по традиции . Во времена Мацея Стрыйковского ее представляли Петр Николаевич Гедройц (Гедройт), войт виленский, и Мельхиор, епископ жмудский, который позже даже перевел на жмудский язык новый завет. Он и наверняка дал Мацею Стрыйковскому канонию в Юрборке (благодаря которой материальный быт писателя был обеспечен) и склонил его к выполнению новых обязанностей, что повлияло, видимо, на то, что автор "Хроники Польской" должен был распрощаться с историей.

ГЕНЕЗИС ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Мацей Стрыйковский обосновывает предприятие им работы по истории Литвы столь очевидной для человека средневековья потребностью охраны от забвения героических картин ее истории. Это произведение вместе с тем должно было стать формой оплаты дани той стране, которая его приютила и оценила, а также меценату, который окружил его опекой. Писатель несколько раз предупреждал, что его не привели к этому предприятию ни охота наживы, ни дар.

Тягостно переживая тот  факт, что все народы уже имеют  свои хроники, то есть истории писанные, и в то же время их не имеет  лишь Литва, он решил создать произведение, которое удовлетворило бы тогдашние  заказы общества, и носило бы характер произведения ренессанса. Эту задачу не могли выполнить существующие до тех пор сухие и запутанные памятники литовско-русского летописания. В этом смысле нужно признать уместность высказывания автора, что перед ним "этой дорогой еще никто не ходил и пройти не пытался".

Мацей Стрыйковский хотел быть автором оригинального произведения, которое бы помещало монолит истории Литвы в привязке к истории Руси, а при этом было бы с точки зрения литературной формы произведением привлекательным, к тому же поэтическим. Но со временем, будучи оберемененным трудностями, должен был отступить от замысла и писать прозой.

Стрыйковский придерживается исторических фактов, которые старается передать верно, и как максимум, пытается временами умолчать о не очень привлекательных обстоятельствах, которые могли бы причинить хлопоты с точки зрения семьи мецената. В конце концов в предисловии к своему произведению на странице третьей написал: "... ко славе бессмертной к своему произведению этого древнего государства службой умыслил, поскольку много людей ученых, хоть довольно изобильно литовским хлебом паслись, будучи в состоянии и умея, делом этим пренебрегли".

В "Хронике Польской" напечатанной Стрыйковский насчитывает более ста пятидесяти авторов, значительно меньшее их количество удается выявить на основании информации на полях в тексте произведения "О началах....". Многие из цитированных источников оказывались вскоре после их выхода в свет, в руках Стрыйковского и в библиотеке его меценатов.

Обильно представлена в его  творчестве также средневековая  и гуманистическая литература. Она  свидетельствует о динамичном культурном развитии Литвы, а также о том, что Вильно было большим и гибким творческим центром. Она Его творчество свидетельствует также о широком  резонансе питательного течения  возрождения.

Самые ценные разделами произведения "О началах...." являются не те, которые  свидетельствуют об использовании  всеми известных произведений известных  писателей, но те, в которых автор  обращает внимание на потерянные уже  сегодня источники, или дает из них  выдержки.


Информация о работе Мацей Стрыйковский и его произведение