Магистратуры Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах − тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Файлы: 1 файл

Магистратура.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Магистратура (новолат. magistratura, от лат. magistratus (единственное число) − сановник, начальник) − государственные  должности в Древнем Риме. Возникновение  магистратуры относится к периоду  установления республики (конец 6 века до н. э.). Первоначально все магистратуры, кроме народных трибунов, замещались патрициями, к началу 3 века до н.э. стали доступны и плебеям. Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными (за исключением должности диктатора).

Все магистратуры делились на несколько категорий:

1. Экстраординарные (чрезвычайные) и ординарные (обыкновенные). К первым  принадлежали: интеррексы, диктаторы, начальники конницы, децемвиры, военные трибуны с консулярной властью, триумвиры для устройства государства и члены различных чрезвычайных комиссий; ко вторым: консулы, преторы, цензоры, народные трибуны, квесторы, плебейские и курульные эдилы и члены постоянных комиссий. Одинарные магистратуры были выборными, а экстраординарные − назначаемыми.

2. Курульные и некурульные (простые).

К числу первых относились: консулы, диктаторы, децемвиры, военные  трибуны с консулярной властью, триумвиры, преторы, цензоры и курульные  эдилы. Все остальные были некурульные.

3. С империей (cum imperio) и  без империя (sine imperio).

С империей: консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны  с консулярной властью и триумвиры; без империя: все остальные.

4. Высшие и низшие.

К первым принадлежали: все  магистраты cum imperio, цензоры и (позд-нее) народные трибуны; ко вторым: все остальные.

Все магистратуры имели некоторые  общие черты:

1) выборность − все  республиканские должностные лица, кроме интер-рекса, диктатора  и начальника конницы, выбирались  народом;

2) безвозмездность занятие  государственных должностей считалось почетным (они даже так и назывались «honores» (почести)) и было несовместимо с получением жалования;

3) временность − все  республиканские ординарные должности занимались на определенный срок, как правило, они были годичными, за исключением цензуры, срок которой определялся в 18 месяцев;

4) коллегиальность − большинство  магистратур имело строго коллегиальный характер; решения на них должны были приниматься единогласно, и протест хотя бы одного члена коллегии останавливал дело (ius intercessions (право протеста));

5) ответственность − все  должностные лица, за исключением  диктаторов, цензоров и народных  трибунов, подлежали ответственности за свои должностные поступки: высшие магистраты − после отправления магистратуры, низшие − даже во время ее;

6) магистраты в сфере их непосредственных полномочий имели некоторые общие права: право издавать обязательные постановления (эдикты), созывать собрания, налагать штрафы, подвергать аресту, вопрошать волю богов посредством гаданий и некоторые другие.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права.

Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой − дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз  в пять лет для составления  списков римских граждан, распределения  их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов.

Квесторы, бывшие сначала  помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати.

Эдилы (их было два) наблюдали  за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища. Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах − тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства государства»).


Информация о работе Магистратуры Древнего Рима