Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:01, реферат
Манифест Петра III положил начало привилегиям дворянского сословия, так что все последующее законодательство этого периода относительно положения дворян шло в духе этого манифеста. Нужно сказать, что дворянские права и привилегии уже обсуждались в предыдущие десятилетия. Влиятельные сановники, особенно Воронцовы и Шуваловы, добивались превращения русского служилого дворянства в аристократию европейского типа, в результате чего были бы защищены личность и собственность, а дворяне принимали бы активное участие в общественной жизни. В истории российского господствующего класса Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству 1762 г. считается «событием, определившим все последующее социальное развитие высшего сословия», «поворотным моментом в законодательной политике абсолютизма», «крупнейшим актом сословно-правовой политики».
Российская академия народного
хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации
Кафедра политологии и политического
управления
Реферат
По дисциплине: «История»
На тему: «Манифест о вольности дворянства Петра III и Жалованная грамота дворянству Екатерины II, их значение. Создание системы дворянского самоуправления в регионах»
Выполнила:
студентка 1 курса Шевченко Екатерина
Проверил:
Беспалов С.В.
Москва,2014
Манифест Петра III положил начало привилегиям дворянского сословия, так что все последующее законодательство этого периода относительно положения дворян шло в духе этого манифеста. Нужно сказать, что дворянские права и привилегии уже обсуждались в предыдущие десятилетия. Влиятельные сановники, особенно Воронцовы и Шуваловы, добивались превращения русского служилого дворянства в аристократию европейского типа, в результате чего были бы защищены личность и собственность, а дворяне принимали бы активное участие в общественной жизни. В истории российского господствующего класса Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству 1762 г. считается «событием, определившим все последующее социальное развитие высшего сословия», «поворотным моментом в законодательной политике абсолютизма», «крупнейшим актом сословно-правовой политики». В ряду непосредственных причин отмены обязательной службы многие историки называют собственно государственные интересы российского абсолютизма. В историографии довольно широко распространено мнение, что к началу 1760-х гг. самодержавие не нуждалось более в сохранении всеобщей служебной повинности для господствующего класса. Помимо этого, одной из причин освобождения дворянства от обязательной службы специалисты считают и известное ослабление самодержавной власти в царствование Петра III в ходе политических интриг, борьбы партий. Вышесказанное наталкивает на мысль, что Манифест стал закономерным следствием совокупности экономических обстоятельств, сословных устремлений и политической конъюнктуры. Этот небольшой по объему документ включал преамбулу, кратко излагающую государственную доктрину отношений монархии и высшего сословия, основную часть, содержащую конкретизацию ее реального воплощения, и своеобразную заключительную резолюцию, разъяснявшую свободу, предоставляемую «благородному дворянству». В Манифесте главные цели политики самодержавия формулировались в соответствии с системой ценностей Просвещенного абсолютизма и стремлением России встать вровень с европейскими державами. «Бессмертные славы премудрый Монарх, Любезный Государь Дед Наш, Петр Великий и Император Всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сносить единственно для благополучия и пользы отечества своего, возводя Россию к совершенному познанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа, но и большая часть света неложный свидетель». Единственной социальной опорой монархии в достижении «преимуществ просвещенных Держав» Манифест признавал «благородное дворянство», «яко главный в государстве Член». Приобщение к просвещению и государственной службе возводилось в ранг патриотического долга дворянства, иногда под угрозой штрафов и конфискации имений «нерадивых о добре общем». Напоминалось, что всеобщая служба и обязательное получение образования «в начале частию казались тягостными и несносными для дворянства». Высшее сословие не желало «лишаться покоя, отлучаться домов, продолжать против воли своей самим военную и другие службы, и детей своих в оных записывать». В результате целенаправленных усилий власти в течение нескольких десятилетий в лице дворянства сформировалась мощная социальная опора самодержавия. Помимо этого, в Манифесте перечислялись этические и гражданские качества, которые монархия воспитала в «благородном сословии»: радение об общей пользе; здравый рассудок, полезное знание; прилежность к службе искусных и храбрых генералов, сведущих и годных людей в гражданских и политических делах. Именно эти черты высшего сословия послужили поводом для отмены обязательного характера службы. «Благородные мысли, - говорилось в Манифесте, - вкоренили в сердцах истинных России патриотов беспредельную к Нам верность и любовь, великое усердие и отменную в службе Нашей ревность, а потому и не находим Мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была». В документе освещались условия, согласно которым дворянин мог продвигаться по чиновной лестнице, уходить в отставку, а также оговаривались отъезд за пределы России и служба другим европейским монархам. В документе признавалась «вольность службу продолжать, как в нашей империи, так и в прочих европейских союзных нам державах», поскольку «по сему Нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет». В пункте 3 Манифеста говорилось, что дворяне могут возобновить военную службу после отставки или после статской службы, «есть ли их к тому достоинства окажутся». Кроме того, государство стремилось всячески поощрять тех представителей высшего сословия, кто не уходил в отставку, не менял род деятельности, а честно служил государству. Как было отмечено выше, дворянин в соответствии с Манифестом получил право жить в Европе и служить европейским государям, однако «с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в свое Отечество... со всевозможною скоростью волю нашу исполнить под штрафом секвестра его имения». В соответствии с пунктом 6 Манифеста, власть отныне не собиралась принудительно возвращать на службу неслужащего дворянина или употреблять его «к каким-либо земским делам». Тем не менее «при особливой надобности» и по именному указу «за подписанием Нашей собственной руки» любая отставка могла быть прервана. Все представители господствующего сословия должны были отчитываться перед государством, чему их дети «до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают... чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом». Документ заканчивался требовательным призывом продолжать государственную службу со всей «верноподданнической верностью и усердием», всячески готовить к службе детей, а уклоняющихся от нее «презирать». В целом Манифест представляется достаточно противоречивым документом. При его прочтении прослеживается связь с идеологией абсолютистского государства, которое считало дворянство не только привилегированным, но «служилым» сословием. При этом главная идея Манифеста, согласно которой «все благородные российские дворяне навсегда вольностью пользоваться будут», еще более усложняла смысл государственной службы, которая и ранее понималась и как почетное право, и как неукоснительная обязанность. Значительная часть рядового дворянства встретила Манифест с восторгом. "Не могу изобразить, какое неописанное удовольствие произвела сия бумажка в сердцах всех дворян нашего любезного отечества, - отметил в мемуарах тульский дворянин А.Т. Болотов. – Все вспрыгались почти от радости и, благодаря государя, благословляли ту минуту, в которую угодно было ему подписать сей указ... Всеобщая радость о том была неописанная; а какое действие в груди моей произвела сия драгоценная бумажка, того не могу уже я никак выразить. Я сам себя почти не вспомнил от неописанного удовольствия и не верил почти глазам своим при читании оной". Позже, в начале XIX в., Н.М. Карамзин, положивший начало историографическому осмыслению Манифеста, утверждал, что «Россия могла обойтись и без сего принуждения». Дворяне воспользовались приобретенными привилегиями и разъехались по своим поместьям для праздного времяпрепровождения. Негативные последствия закона удалось преодолеть Екатерине II в результате более широкого привлечения дворянства к местному самоуправлению. Историк С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» поддержал позицию Д.В. Волкова. Он также обратил внимание на дифференцированное отношение к служебным обязанностям различных слоев дворянства: «Манифест 18 февраля должен был очень обрадовать многих; но эту радость в такой степени не могли разделить дворяне, занимавшие высшие должности, которые имели все побуждения продолжать службу, дававшую им значение и выгоды. У этих людей гораздо больше на сердце были другие льготы - освобождение от телесного наказания, уничтожение конфискации дворянских имуществ». М.Г. Спиридов, посвятивший свое сочинение «Краткий опыт исторического известия о российском дворянстве» истории привилегированного сословия, оценил дворянскую вольность как основную привилегию сословия и отметил большую роль государственной службы в судьбах дворянства. Несмотря на противоречивость реализации норм на первых порах и некоторые ограничения, Манифест о вольности постепенно входил в жизнь и осмысливался как важнейшая сословная привилегия дворянства.
Сменив своего супруга на престоле, Екатерина II получила в наследство не только весьма нестабильное политическое положение, но и документ, который нуждался в серьезной корректировке, большой осмотрительности и тщательной доработке. Стоит сказать, что сохранялась давно сформировавшаяся потребность в новом позитивном закреплении отношений между властью и дворянским сословием. С другой стороны, Екатерина, являвшаяся правителем дальновидным и талантливым понимала, что необходимо выстроить новые отношения с политической элитой дворянства, усиливая ее рвение к «служению монарху и Отечеству». Более того, с точки зрения конкретного законодательного обеспечения реализации дарованной дворянству привилегии это был скорее предварительный проект, чем продуманный документ, на основании которого можно было изменить порядок государственной службы дворянства. В феврале 1763 г. вышел именной указ «О рассмотрении акта, которым Император Петр III дал вольность благородному российскому дворянству, и о приведении его содержания в лучшее совершенство». С этой целью была создана Комиссия, суть деятельности которой была не столько в разработке «права свободы дворянской», сколько в усилении статьи, «которые бы наивящше поощряли их честолюбие к пользе и службе нашей и нашего любезного Отечества». Иначе говоря, Комиссия должна была содержание Манифеста «привести в лучшее совершенство» «на основе разумной политики». Однако работа Комиссии не была плодотворна, и она прекратила свою деятельность. Екатерина собственноручно взялась за закрепление в законе сословного статуса дворянства и политики абсолютизма в отношении господствующего класса. Назначение «Грамоты на права, вольности и привилегии дворянству» заключалось не столько в введении новых и закреплении старых привилегий дворянского сословия, сколько в воздействии на деятельность и мотивацию его представителей в русле проводимой Екатериной политики. Анализируя текст Грамоты, можно сделать вывод, что во всей ее структуре прослеживается связь с идеологией просвещенного абсолютизма. В дворянстве Екатерина видело не только привилегированное, но и служилое сословие. Стоит также сказать, что в тексте документа были не только закреплены права и привилегии высшего сословия, но и зафиксирована их главная обязанность - ревностно служить императору и Отечеству. Иначе говоря, служащий дворянин находился под особым покровительством власти. Грамота предполагала наличие сведений, которые доказывали принадлежность к дворянству, среди которых «родословие, в котором по крайней мере фамилия была доведена до деда, с прописанием службы каждого предка... имел ли кто какие жалованные грамоты от государей, с которых и копии с засвидетельствованием прилагать». Таким образом, дворянское достоинство напрямую связывалось с чинами и царской милостью. Власть стремилась всячески поддерживать и усиливать престиж «знатной службы». Степень влияния и политический вес той или иной страты в среде дворянского сословия зависел от степени близости и причастности к императорскому окружению, политической элите. Несомненная гордость благородного сословия состояла в близости к трону и приобщении к верховной власти через государственную службу. Высокий уровень престижности несения государственной службы формировался в ходе закрепления в сознании дворян несомненной ценности статуса и занимаемой должности и положения. Дарованный императорской властью чин являлся главным показателем сословной иерархии, формировал основные критерии отношения к человеку в обществе и оказывал определяющее влияние на систему самооценки личности. От занимаемого положения в данной иерархии зависел весь образ жизни дворянина и его семьи. Количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место во время службы в церкви - все определялось бюрократическим статусом и милостью императрицы. Екатерина понимала, что преимущества уже «прочно вошели в практику дворянской службы и стал неотъемлемой частью сословной психологии дворянства». Уже после февраля 1762 г. дворяне аргументировали свои прошения об отставках не столько такими обстоятельствами, как старость или болезнь, сколько своим законным правом покинуть службу. Однако это вовсе не означает падение престижности государственной службы в глазах господствующего сословия. Собственно и материал, приведенный в исследованиях Филиппова, подтверждает готовность дворянства по тем или иным причинам продвигаться по лестнице и продолжать борьбу за чины, установленные подтвержденным в 1785 г Табелем о рангах, несмотря на открывшуюся привлекательную возможность стать свободным помещиком. Как было сказано выше, власть поддерживала инициативу «придать большую знать своей карьере», исходившую от помещиков, а также всячески поддерживало «честолюбие к пользе службы и прибытка империи Ее Императорского Величества». Стремление дворянства к приверженности «богоугодному и достопохвальному» делу государственной службы стимулировалось и подкреплялось реальными материальными благами. Своеручно врученная табакерка с портретом императрицы могла для сановника значить больше, чем пожалование деревни. Власть умело сочетала все перечисленные механизмы воздействия на сознание и деятельность подданного - за «ревностным исполнением долга» следовало повышение в чине, ранг подкреплялся щедрым пожалованием, а высочайшее расположение материализовывалось в деревнях, должностях и лентах. В Жалованной грамоте подтверждались привилегии, закрепленные в Манифесте о вольности дворянства 1762 г., однако при более внимательном прочтении и системном анализе можно сделать вывод, что по-прежнему главной привилегией дворянства оставалась привилегия служить государю. Возможность отставки не исключалась, но оговаривалась целым рядом условий и, в конечном итоге, ставилась в прямую зависимость от воли императора: «Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службу продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам(ст.18). Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными, и существенное состояние российскаго дворянства зависимо есть от безопасности отечества и престола; и для того во всякое таковое российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самаго живота для службы государственной(ст.20)». Одним из признаков благородства было то, что дворянин отличался от других сословий системой прав и привилегий. В статье 1 заслуги предков перед государством в древности рассматриваются в качестве важнейшего критерия принадлежности к дворянству: «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное». Чем больше привилегий получали дворяне, тем более развивался у них взгляд на себя как на сословие благородное, которое не должно приравниваться к другим, отличным сословиям. В Жалованной грамоте впервые учитываются все требования дворян и четко формулируется в статьях 8 - 11, что без суда «да не лишится» благородной дворянскаго достоинства, чести, жизни и имения. Статья 12 закрепляет столь важное для дворян право быть судимыми только себе равными. Для феодального суда не существовало равенства всех перед законом, дворян судили в особом порядке. Приговор суда по делу любого дворянина обязательно подлежал рассмотрению в Сенате, причем обвинительный приговор вступал в законную силу только после его рассмотрения и утверждения императрицей, которая имела право освободить дворянина от наказания независимо от тяжести совершенного им преступления. Жалованная грамота освободила дворян от телесных наказаний, тем самым определив их главную привилегию. Согласно статье 15 документа, дворяне освобождались от применения к ним пытки. Кроме того, суд не мог применить телесное наказание к дворянину, совершившему преступление. Официальное подтверждение основных положений Манифеста 18 февраля 1762 г. последовало только 21 апреля 1785 г. В статье 17 провозглашается, что вольность и свобода дворянства подтверждаются на вечные времена. В статье 18 предусматривается право дворянина продолжать службу либо просить отставку, о чем было сказано ранее. Из смысла статьи следует, что независимо от выслуженного срока дворянин мог прекратить ее, попросив отставку. Существенно то, что в статьях 26—32 впервые помещикам-дворянам предоставляются широкие возможности по приобретению определенного имущества, участию в некоторых видах производства, а также в торговле. Можно сказать, что Грамота закрепляет то, что давно уже сложилось фактически. Дворяне-помещики имели свои мануфактуры, фабрики и заводы. Примечательно и то, что фактически дворяне все более оказывались втянутыми в товарно-денежные отношения, самодержавие в свою очередь было вынуждено предоставить им определенные права, связанные с этой хозяйственной деятельностью. Екатерина стремилась укреплять власть в своих руках, в то же время она проводила в жизнь идею децентрализации государственного управления. Во второй главе документа находим следующее: «Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами» (ст.37). Дворянство собирается в губернии по «позыву и дозволению» генерала-губернатора или губернатора как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала-губернатора или губернатора, каждые три года в зимнее время. Собранию дворянства в наместничестве разрешалось избрать губернского предводителя и для этого «…всякие три года представить из уездных дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и, которого из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем дворянства той губернии». В документе также оговаривалось, что собранию дворянства в каждом наместничестве разрешалось в губернском городе иметь дом для собраний а также свои архив, печать, казну, собственного секретаря и стряпчего. Можно сказать, что в Грамоте (гл. «Б») дворянство каждой губернии окончательно признано юридическим лицом – «местным обществом» (ст.37). В это связи оно формирует органы управления, создает «складочный» капитал, имеет свою печать, представительство в суде и другие необходимые права. Таким образом, Жалованная грамота дворянству свела воедино данные господствующему сословию ранее привилегии, структурировала их, систематизировала, закрепила статус дворян, их господствующее положение в политике и хозяйстве. Дворянству предоставлялись особые существенные льготы, в отличие от других сословий - свобода от обязательной службы, уплаты податей, право на владение крепостными крестьянами и земельными недрами в пределах своих владений. В соответствии с Грамотой, дворяне могли организовывать мануфактуры, заниматься промышленным производством и торговлей, а также освобождались от постоя войск. Впервые предоставлялось право организации дворянских собраний в наместничествах, губерниях и уездах. Смысл данного положения заключался в праве дворян отстаивать свои привилегии на местном уровне, решать возникающие споры и т.д. Нормы данного документа действовали вплоть до 1917 г.
Крестьянская война под предводительством Пугачева показала слабость местных органов власти. В связи с этим заботы императрицы были направлены на совершенствование системы областной администрации. Областная реформа вводила дворянские уездные собрания, на которых избирались предводители дворянства. Таким образом, уездная администрация оказалась в руках местного дворянства, в отличие от губернаторов, наместников, председателей казенных палат, которых назначало правительство. Можно сказать, что бюрократический принцип комплектования местных органов власти сочетался с занятием выборных должностей представителями уездных корпораций дворян. Уездные дворяне раз в три года
Список литературы
1.Каменский А.Б. «От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты целостного анализа».
2. Полное собрание законов Российской Империи с 1649г.
3. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права.
4. Российское законодательство X-XXвв.
5. Чистяков О.И., Мартысевич И.Д. «История государства и права СССР».
6. Стешко Л.А., Шамба Т.М. «История государства и права России».
7. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен».
8. М.Г. Спиридов «Краткий опыт исторического известия о российском дворянстве».