Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:04, доклад
Марк Туллий Цицерон, Marcus Tullius Cicero (лат.) (родился 3 января 106 до н.э. в поместье своего отца вблизи города Арпина1; погиб 7 декабря 43 до н.э. близ Формий2) — величайший римский политический деятель, оратор и философ.
Цицерон
Марк Туллий Цицерон, Marcus Tullius Cicero (лат.) (родился 3 января 106 до н.э. в поместье своего отца вблизи города Арпина1; погиб 7 декабря 43 до н.э. близ Формий2) — величайший римский политический деятель, оратор и философ.
Политическая деятельность Цицерона
Начало карьеры
В возрасте 15 лет Цицерон вместе со своими братьями приехал в Рим, чтобы получить хорошее образование. Его семья, принадлежавшая к сословию всадников, обладала достаточным материальным достатком, чтобы позволить юношам обучаться у лучших греческих философов (стоик Диодот, академик Филон из Лариссы, эпикуреец Федр) и правоведов (Квинт Муций Сцевола). Прекрасное образование и ораторские способности позволили Цицерону уже в 81 — 80 до н.э. выступить в качестве адвоката в суде и выиграть несколько процессов. Хотя угрозы его жизни не существовало, он все же, опасаясь мести Луция Корнелия Суллы и стремясь улучшить свое образование, на 2 года уехал в Грецию и Малую Азию. Цицерон возвратился в Рим уже после смерти диктатора, чтобы занять должность квестора и отправиться на Сицилию для организации бесперебойного снабжения столицы хлебом. Деятельность Цицерона на этом посту была настолько успешной, что слава о его мирных подвигах перешагнула границы острова. Вернувшись в Рим, Цицерон вошел в состав Сената и вскоре приобрел репутацию выдающегося оратора. В 69 до н.э он блестяще выступил с обвинением против бывшего наместника Сицилии Гая Верреса, который в течении 3-х лет грабил и притеснял жителей острова с неслыханной наглостью и жестокостью. Раздавленный тяжестью улик и свидетельских показаний, Веррес добровольно удалился в изгнание и должен был заплатить огромный штраф. Выигрыш процесса превратил Цицерона в самого модного и популярного адвоката в Риме: в 70 — 67 до н.э. он неоднократно выступал в качестве защитника. В 68 до н.э он стал претором, а в 63 до н.э консулом.
Цицерон — консул Республики
Самыми известными выступлениями в этот период стали речи против Луция Сергия Катилины, предпринявшего осенью 63 до н.э. попытку политического переворота. Специальный доклад консула убедил Сенат в необходимости чрезвычайных мер и в январе 62 до н.э. мятежники были разбиты, а сам Катилина пал на поле битвы 3.
В 60 до н.э., когда три крупнейших политических фигуры Рима — Помпей, Цезарь и Марк Лициний Красс, заключили союз ("первый триумвират"), направленный против сенатской олигархии, Цицерон, пользовавшийся высоким авторитетом у самых разных слоев италийского населения, оказался в опасности. Триумвиры способствовали избранию в трибуны злейшего врага Цицерона — Гая Клодия Пульхра, который внес направленный против бывшего консула закон о превышении полномочий. Не дожидаясь утверждения законопроекта, Цицерон отправился в добровольное изгнание, но уже в 58 до н.э. был возвращен Сенатом обратно в Рим, где ситуация с каждым годом все более осложнялась. Республика стояла на грани гражданской войны, первый триумвират оказался непрочным.
Цицерон в эпоху гражданских войн
Когда 12 января 49 до н.э. Цезарь с войском перешел реку Рубикон и устремился к Риму, Цицерон, считая что победа одного из соперников неминуемо приведет к тирании, уехал к Помпею 4. Разгром Помпея в битве при Фарсале и его скорая смерть в Египте в 48 до н.э. вынудили Цицерона вернуться обратно в Италию и оставаться в Брундизии в ожидании, покаЦезарь решит его участь. Знаменитому оратору даровали прощение, но его репутация оказалось подмоченной: цезарианцы больше не доверяли ему, помпеянцы — презирали.
Политическое бездействие и личные неурядицы заставили Цицерона искать утешения в философии, и в течение двух лет он написал свои лучшие философские и риторические труды. После убийства Цезаря в марте 44 до н.э. ситуация вновь изменилась, и Цицерон, наблюдая стремительное восхождение консула Марка Антония, желавшего занять место единоличного правителя Рима, вернулся к ораторской деятельности. С осени 44 до н.э. по апрель 43 до н.э. он произнес в Сенате свои знаменитые 14 "Филиппик" (Philippicae лат.) против Марка Антония 5.
Но надежды Цицерона на восстановление республики не оправдались — былые противники Марк Антоний, Октавиан и Марк Эмилий Лепид заключили новый союз ("второй триумвират"), и Антоний выговорил себе условие расправиться с врагами. По его приказу Цицерон был схвачен наемными убийцами и обезглавлен 7 декабря 43 до н.э.
Сочинения Цицерона
Литературное наследие Цицерона охватывает риторические, философские сочиения, речи и письма, многие из которых были изданы еще при жизни оратора его другом Титом Помпонием Аттиком и вольноотпущенником Марком Туллием Тироном. Из речей Цицерона 57 сохранилось полностью и примерно столько же утрачено. Из его риторических сочинений большое значение имеют три книги: "Об ораторе" (55 до н.э.), "Брут" (46 до н.э.) и "Оратор" (46 до н.э.), где разрабатывались проблемы идеального оратора-философа и теоретические вопросы наилучшего стиля. В трудах по философии: "О государстве" и "О законах" Цицерон обращался к теме образцового государства, осуществленного в римской конституции: сочетание консулата, сената, народного собрания. В более поздних сочинениях 46 — 44 до н.э. ("О пределах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О природе богов", "Об обязанностях") оратор попытался изложить проблемы греческой философии на латинском языке. Из обширной корреспонденции Цицерона сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, что позволяет представить себе литературный круг оратора.
Значение Цицерона
Благодаря своим речам и риторическим и философским произведениям Цицерон стал создателм классической латинской художественной прозы, которая в последующие века считалась образцовой. Через 120 лет после смерти Цицерона Марк Фабий Квинтилиан уже сравнивал оратора с Демосфеном, и это сопоставление становится позже таким же традиционным, как и сопоставление Вергилия с Гомером. Его философские сочинения знакомили с греческой философией не только современников, но и потомков в эпоху Средневековья и Нового времени. Глубоко убежденный в значении греческой культуры для образования человека, Цицерон употреблял слово humanitas (лат.) в смысле образования, полагая, что человеком можно стать только благодаря образованию.
Творчество
Речи и труды
по ораторскому искусству. Цицерон опубликовал более
сотни речей, из которых сохранились 58.
Речи основывались на глубоком исследовании
теоретических вопросов риторики, изложенном,
в частности, в диалоге Об ораторе (De oratore,
55 до н.э.) в 3 книгах, где перечисляются
основные требования к оратору. Диалог
требует от оратора обширных познаний
в области философии, истории, законодательства
и литературы с тем, чтобы он мог перенести
обсуждение любого вопроса в более высокие
сферы, а не ограничиваться узко юридическими
проблемами. Риторическая техника Цицерона
в основном позаимствована у греков. Один
интересный раздел в теории красноречия
затрагивает ритм речи и рекомендует точность,
сдержанность и изящество, избегая при
этом многословия. Кроме того, Цицерон
устанавливает пять основных критериев
удачной речи: inventio, нахождение подходящего
материала; dispositio, его расположение; dictio,
стиль; actio, исполнение; и memoria, запоминание.
Две другие работы по риторике, Брут (Brutus)
и Оратор (Orator), появились в 46 до н.э. Кроме
весьма ценного перечня известных римских
ораторов той эпохи, эти диалоги содержат
обсуждение преимуществ азианского стиля
и аттицизма. Азианством называли обильно
украшенную прозу, склонную к звучным
словосочетаниям, подчеркнутым ритмическим
эффектам, пышным метафорам и иным изощренным
фигурам. Аттицизм предпочитал простоту,
избегал риторических эффектов, превыше
всего ценя ясность. Аттицистам, таким,
как Цезарь и Брут, Цицерон казался азианцем,
верным приверженцем напыщенного "высокого"
стиля. Сам Цицерон выступал за компромисс
и полагал, что красноречивый человек
преследует своей речью три цели: отстоять
свою точку зрения, доставить слушателям
удовольствие и заставить слушателей
присоединиться к своей позиции. Каждой
из этих задач соответствует свой стиль:
простота аттицизма для доказательства;
средний стиль, гладкий, закругленный,
но не слишком искусственный очарует аудиторию,
а пышный стиль азианства склонит ее на
сторону говорящего. Совершенный оратор,
подобный Демосфену, не ограничивается
одним лишь простым стилем, как это делают
аттицисты, а пользуется всеми стилями
в соответствии с меняющейся задачей речи.
Идеи Цицерона не получили всеобщего признания
вплоть до конца 1 в. н.э., когда преподаватель
риторики Квинтилиан написал трактат
Воспитание оратора. Будущему адвокату
Цицерон рекомендовал делить речи на следующие
разделы: exordium (вступление), narratio (изложение
существенных фактов), probatio (доказательство),
frequentatio (краткое повторение), reprehensio (опровержение
доводов оппонента) и peroratio (заключение).
Философия. Цицерон не был оригинальным
мыслителем. В письме Аттику он характеризует
свои философские труды как apographa, т.е.
"списки". И все же его трактаты полезны
как раз потому, что они представляют,
в основном без всяких пристрастных искажений,
учения ведущих школ его времени, т.е. стоиков,
академиков и эпикурейцев. Так, к примеру,
первые две книги О долге (De officiis, традиционный
перевод Об обязанностях) излагают теорию
Панэтия, стоика 2 в. до н.э. Эклектизм Цицерона
перестанет удивлять нас, если мы вспомним,
что он вообще был склонен к компромиссам,
и его философия в целом совпадает с его
политическими принципами. Так, в трех
его "политических" произведениях,
О государстве (De republica, 54-51 до н.э.), О законах
(De legibus, не завершен) и О долге (44 до н.э.),
приверженность Цицерона доктрине естественного
права легла в основу его политических
лозунгов concordia ordinum (согласие сословий)
и consensus Italiae (сплочение Италии). Внимание
Цицерона неизменно привлекали прежде
всего проблемы этики, главный его труд
в этой области - О разграничении добра
и зла (De finibus bonorum et malorum, 45 до н.э.), диалог
в 5 книгах, представляющий отношение стоиков,
академиков и эпикурейцев к учению о высшем
благе. Горести, постигшие Цицерона к концу
жизни, побудили его написать книги о судьбе
и провидении, о старости и о дружбе. Главное
место среди них занимает диалог О природе
богов (De natura deorum), где опять-таки представлены
воззрения трех философских школ.
Поэзия. Как поэт Цицерон подвергался
осмеянию многих критиков, в частности
Ювенала, однако греческий историк Плутарх
в биографии Цицерона отмечает, что при
жизни Цицерон добился в этой области
такой же репутации, как и в риторике. В
поэзии он преимущественно оставался
консерватором, и, судя по всему, не одобрял
таких новаторов, как Катулл. Сохранились
довольно обширные фрагменты поэмы Цицерона
О моем консулате (De consulato suo), а также немало
отрывков из его переводов греческих авторов.
Литература. Плутарх. Цицерон. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Цицерон. Диалоги. М., 1966 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975 Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986 Грималь П. Цицерон. М., 1991 Цицерон. Речи, тт. 1-2. М., 1993 Цицерон. Письма, тт. 1-3. М., 1993 Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.
Основные проблемы творчества
Происхождение из небольшого италийского
муниципия, где с незапамятных времен
был укоренен род Туллиев, явилось биографической
основой для развитого Цицероном в трактатах
«Об ораторе» (I, 44) и «О законах» (II, 5) учения
о «двух родинах»: у каждого римского гражданина
две родины — по месту рождения и по гражданской
принадлежности, и «родина, которая нас
произвела на свет, нам не менее дорога
чем та, которая нас приняла». Здесь нашел
себе отражение капитальный факт истории
и культуры античного мира: сколь бы ни
были обширны позднейшие государственные
образования, монархии или империи, социально
и психологически реальной исходной ячейкой
общественной жизни оставался продолжавший
жить в их составе город-государство —
гражданская община («Об обязанностях»
I, 53). Поэтому республика Рима, охватившая
ко времени Цицерона огромные территории,
не исчерпывалась для него своим военно-политическим
и государственно-правовым содержанием.
Он видел в ней форму жизни, интенсивно
переживаемую непосредственную ценность,
а ее основой считал солидарность граждан,
способность каждого, поняв интересы общины
и государства, поступать в соответствии
с ними. Все дело было в том, чтобы эти интересы
им правильно объяснить, доказать и убедить
силой слова, — красноречие было для Цицерона
формой духовной самореализации, залогом
общественного достоинства гражданина,
политического и духовного величия Рима
(Брут, 1-2; 7).
К вершинам красноречия вели два пути.
Один состоял в служении словом государству
и его интересам на основе бескорыстной
им преданности, гражданской доблести
(virtus) и обширных познаний в политике, праве,
философии (О нахождении материала I, 2;
Об ораторе III, 76); другой путь состоял в
овладении формальными приемами, которые
позволяли оратору убедить любую аудиторию
принять нужное ему решение (О нахождении
материала I, 2-5; Об ораторе 158; речь в защиту
Клуэнция 139); искусство этого последнего
рода обозначалось в Риме греческим по
происхождению термином риторика.Стремление
Цицерона соединять в обучении оратора,
как и в любом обучении вообще, высокое
духовное содержание с практическими
приемами обеспечило ему важное место
в теории и истории педагогики. Однако,
в конкретных условиях Древнего Рима обе
эти стороны дела становились все менее
совместимы: кризис республики в 1 веке,
приведший к замене ее империей, как раз
и состоял в том, что ее политическая практика
все яснее оказывалась ориентирована
на интересы лишь правящей верхушки города
Рима и приходила во все более острый конфликт
с интересами развития государства в целом
и с его консервативной системой ценностей.
Нравственная перспектива, с одной стороны,
и обеспечение непосредственных интересов,
будь то государственного руководства,
клиента в суде или своих личных, с другой,
находились в постоянном и углубляющемся
противоречии, а единство virtus и политической
— даже шире: жизненной — практики все
больше раскрывалось как черта не реального,
а идеального Рима, как его художественно-философский
образ.
Все узловые моменты деятельности Цицерона
и его творчества, равно как восприятие
его последующими веками, связаны с этим
противоречием.
Моральный кодекс Римской республики
основывался на консервативной верности
традициям общины, на законности и праве
и уважении к успеху, достигнутому на их
основе. Цицерон стремился быть верным
этой системе норм и как государственный
деятель и оратор неоднократно ей следовал.
Но верный кодексу сенатской знати, которая
все отчетливей стремилась — и с большим
успехом — использовать этот кодекс в
свою пользу, Цицерон столь же часто обращался
и к чисто риторическим приемам и строил
речи в защиту не моральных норм, а выгоды:
см. согласие выступить двумя годами раньше
заговора Катилины в его же защиту, речь
в защиту бесспорно преступных Гая Рабирия
или Анния Милона и др. Эта непоследовательность
ставилась ему в вину и рассматривалась
как основополагающая его черта гуманистами
Возрождения и учеными историками 19 века
(Т. Моммзен и его школа).
На фоне практической деятельности политика
и судебного оратора в Цицероне жила и
нарастала потребность в преодолении
указанного коренного противоречия. Одним
из путей было для Цицерона постоянное
обогащение своей теории красноречия
греческой философией, а римской традиции
и системы ценностей в целом — духовным
опытом Эллады. Он трижды подолгу живал
в Греции, много переводил с греческого,
постоянно ссылается на греческих мыслителей,
называет Платона «нашим божеством» (Письма к
Аттику IV, 16), видит достоинство римского
магистрата в его способности руководствоваться
в своей деятельности практическими интересами
сенатской республики, но в то же время
и философией (письмо к Катону, январь
50 г.), «а так как смысл и учение всех наук,
которые указывают человеку верный путь
в жизни, содержится в овладении той мудростью,
которая у греков называется философией,
то ее-то я и почел нужным изложить на латинском
языке» (Тускуланские беседы I, 1). Содержанием
сочинений Цицерона в 40-е гг. становятся
политика и красноречие особого рода —
насыщенные философией и правом, становятся
образы Рима и римлян былых времен, суммирующие
в идеализованном виде духовные традиции
греко-римской античности. В годы гражданской
войны и диктатуры эта идейная позиция
окончательно раскрывалась как независимая
от жизненной практики норма культуры,
(Письма к Аттику IX, 4, 1 и 3; «Катон» 85; «Лелий»
99 и 16), но призванная в ней жить и ее корректировать.
Эта сторона мысли и деятельности Цицерона
стала в 20 в. основой в оценке и исследовании
его наследия (после появления коллективной
статьи о нем в «Реальной энциклопедии
по изучению классической древности»
Паули-Виссова (1939) и работ, на ней основанных.
Цитаты