Мартин Лютер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:27, реферат

Описание работы

В современном мире проводятся попытки реформирования многовековых уставов церкви. Поэтому изучение исторических предпосылок реформаторской деятельности является актуальным вопросом для современности.
В этом ракурсе деятельность Лютера является одной из наиболее значимых и прогрессивных. Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени. Лютер - не просто историческая фигура, он представил собой новый тип личности, харизмы и мышления. Это выразилось в новой интерпретации христианства, которое всегда находилось в зависимости от употребления слова[1].

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.32 Кб (Скачать файл)

Мартин Лютер

В современном мире проводятся попытки  реформирования многовековых уставов  церкви. Поэтому изучение исторических предпосылок реформаторской деятельности является актуальным вопросом для современности.

В этом ракурсе деятельность Лютера является одной из наиболее значимых и прогрессивных. Согласно Максу  Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и  послужила поворотным моментом в  зарождении капитализма и определила дух Нового Времени. Лютер - не просто историческая фигура, он представил собой  новый тип личности, харизмы и  мышления. Это выразилось в новой  интерпретации христианства, которое  всегда находилось в зависимости  от употребления слова[1]. 
Историография темы представлена работами Ревуненковой Н.В., Гараджи В.И., Гейсера Л. , Лейна Т. и др., в которых рассмотрен период реформации и деятельность Лютера. Конкретно влияние Лютера на формирование протестантизма изучили Штерн Л., Эпиштейн А.Д., Соловьев Э.Ю., Брендлер Г. 
Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura. Дословно звучит как: «спасение только верой, благодатью и Библией»[3]. Отдельное место в идеологии Лютера занимает концепция «призвания», т.е призвания к определенному роду деятельности и способу жизни (материальное состояние, профессия, семья и т.д.). В соответствии с этим родом деятельности, человек наделялся и системой талантов или способностей. Также Лютер настаивал, что человек не должен отворачиваться от сложившейся ситуации, а должен исполнять свой долг и призвание в мире. Реформатор также делал акцент на то, что в глазах Бога нет труда благородного или презренного[2]. 
Если взглянуть глубже, то можно заметить, что данная концепция связана со знаменитым трудом Лютера - переводом на немецкий язык Библии (1522—1542 годы), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка, а именно «пребывай в труде (призвании) своем»[2]. 
«Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер[3]. Это очередной тезис реформатора, которым он стремился предотвратить проблему, которая главенствовала в средневековом обществе - проблему узурпации духовной власти священниками. Он отвергал идею посредничества священников между богом и человеком. По его мнению они должны были лишь направлять паству, показывать своим способом жизни и верой образ истинных христиан, за которыми потянулся бы народ. По мнению Лютера, все члены церкви, духовные и миряне, имеют одинаковые права, как христиане; все приобретают в крещении духовное звание, и так называемое духовенство отличается от мирян только тем, что оно избрано "ведать в общине слово Божье и таинства". Таким образом, все различие между теми и другими заключается только в должности, и если священник почему-либо отставлен от своей должности, то становится таким же крестьянином или бюргером, как и другие. Тем же положением о всеобщем священстве христиан разрушается вторая церковная истина. Т.е. теперь во всех духовных делах римский папа не должен стоять выше, чем другой истинный христианин. Следовательно, каждый в равной степени может понимать Священное Писание не хуже главы церкви. Опровержение этой догмы можно найти в дискуссии Лютера с Иоганном Майером Экком, знаменитым богословом, в 1519 году. В этом разговоре реформатор строил свои доказательства, опираясь на метод анализа и сравнения. Он противопоставил католицизму греческую или другими словами православную церковь, которая по своей сути тоже христианская, но обходилась без главенства папы с его безграничными полномочиями[4]. 
Лютер выдвинул тезис непогрешимости Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили несколько другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенции рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. В своем обращении «К христианскому дворянству немецкой нации», которое было издано после демонстративного сожжения папской буллы 1520 года, предававшей Лютера анафеме, он объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации[2]. 
Интересным фактом является снятие официальным Ватиканом обвинений Лютера в ереси. В сентябре 2008 года Папа Римский Бенедикт XVI обнародовал документ, в котором с крупнейшего немецкого теолога Мартина Лютера, отлученного от церкви в 1520 году, будут сняты обвинения в ереси. 
По словам К. Маркса, «... Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению»[2]. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. «Вера, подобна свету, всегда должна быть простой и прямой»[3],- утверждает реформатор. Свои действия он обьяснял народу, как благоверные – «Беспорядки - это язык невыслушанных» [3].

 

 

Кальвин

Рассмотрев истоки, жизнь  и труды людей, причастных к возникновению  учения о безусловном предопределении, их мысли, чувства и основные события, мы видим результат этого уклонения  в ересь. Доктрина предопределения  была предана анафеме на Иерусалимском  соборе 1672г. а его последователи  были извержены из числа верных Церкви.

Это жесткое, даже жуткое учение, лишает человека возможности быть действительно  Божиим чадом, на которого

Тот распространяет Свою Любовь и Милость. Человек становится безвольной марионеткой в руках Кукловода, Который абсолютно решает судьбу куклы.

Он решает, когда ей жить, а когда умереть, когда смеяться, когда плакать, когда двигаться, а когда замереть. Одних кукол  Он вешает на полку и продолжает ими играть, а других бросает в  огонь по своему произволению.

Однобокость этого учения очевидна при ближайшем стороннем  рассмотрении.

Свобода воли человека присутствует в Библии в тексте очень часто. Условность предопределения утверждается многими местами Священного Писания1, предвидение является причиной предопределения2 и благодать Божья подается каждому человеку, является спасительной для всех людей3 и она не является непреодолимой4.

Бог желает спасения всем людям5 и поэтому призывает к спасению всех людей6, призывает, но не принуждает. Современные кальвинистсткие богословы отрешились от теории безусловного двойного предопределения в интерпритации Кальвина, но суть учения не поменялась.

1 Мф 25, 34-36, 41-43

2 Рим. 8, 29-30

3 Тит 2,11

4 Деян 7,51

5 1 Тим, 2,4.

6 Рим 9,24.


Информация о работе Мартин Лютер