Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:27, реферат
В современном мире проводятся попытки реформирования многовековых уставов церкви. Поэтому изучение исторических предпосылок реформаторской деятельности является актуальным вопросом для современности.
В этом ракурсе деятельность Лютера является одной из наиболее значимых и прогрессивных. Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени. Лютер - не просто историческая фигура, он представил собой новый тип личности, харизмы и мышления. Это выразилось в новой интерпретации христианства, которое всегда находилось в зависимости от употребления слова[1].
Мартин Лютер
В современном мире проводятся попытки реформирования многовековых уставов церкви. Поэтому изучение исторических предпосылок реформаторской деятельности является актуальным вопросом для современности.
В этом ракурсе деятельность Лютера
является одной из наиболее значимых
и прогрессивных. Согласно Максу
Веберу, лютеранская проповедь не
только дала толчок Реформации, но и
послужила поворотным моментом в
зарождении капитализма и определила
дух Нового Времени. Лютер - не просто
историческая фигура, он представил собой
новый тип личности, харизмы и
мышления. Это выразилось в новой
интерпретации христианства, которое
всегда находилось в зависимости
от употребления слова[1].
Историография темы представлена работами
Ревуненковой Н.В., Гараджи В.И., Гейсера
Л. , Лейна Т. и др., в которых рассмотрен
период реформации и деятельность Лютера.
Конкретно влияние Лютера на формирование
протестантизма изучили Штерн Л., Эпиштейн
А.Д., Соловьев Э.Ю., Брендлер Г.
Основополагающие принципы учения Лютера:
sola fide, sola gratia и sola scriptura. Дословно звучит
как: «спасение только верой, благодатью
и Библией»[3]. Отдельное место в идеологии
Лютера занимает концепция «призвания»,
т.е призвания к определенному роду деятельности
и способу жизни (материальное состояние,
профессия, семья и т.д.). В соответствии
с этим родом деятельности, человек наделялся
и системой талантов или способностей.
Также Лютер настаивал, что человек не
должен отворачиваться от сложившейся
ситуации, а должен исполнять свой долг
и призвание в мире. Реформатор также делал
акцент на то, что в глазах Бога нет труда
благородного или презренного[2].
Если взглянуть глубже, то можно заметить,
что данная концепция связана со знаменитым
трудом Лютера - переводом на немецкий
язык Библии (1522—1542 годы), в котором ему
удалось утвердить нормы общенемецкого
национального языка, а именно «пребывай
в труде (призвании) своем»[2].
«Человек спасает душу не через Церковь,
а через веру» — писал Лютер[3]. Это очередной
тезис реформатора, которым он стремился
предотвратить проблему, которая главенствовала
в средневековом обществе - проблему узурпации
духовной власти священниками. Он отвергал
идею посредничества священников между
богом и человеком. По его мнению они должны
были лишь направлять паству, показывать
своим способом жизни и верой образ истинных
христиан, за которыми потянулся бы народ.
По мнению Лютера, все члены церкви, духовные
и миряне, имеют одинаковые права, как
христиане; все приобретают в крещении
духовное звание, и так называемое духовенство
отличается от мирян только тем, что оно
избрано "ведать в общине слово Божье
и таинства". Таким образом, все различие
между теми и другими заключается только
в должности, и если священник почему-либо
отставлен от своей должности, то становится
таким же крестьянином или бюргером, как
и другие. Тем же положением о всеобщем
священстве христиан разрушается вторая
церковная истина. Т.е. теперь во всех духовных
делах римский папа не должен стоять выше,
чем другой истинный христианин. Следовательно,
каждый в равной степени может понимать
Священное Писание не хуже главы церкви.
Опровержение этой догмы можно найти в
дискуссии Лютера с Иоганном Майером Экком,
знаменитым богословом, в 1519 году. В этом
разговоре реформатор строил свои доказательства,
опираясь на метод анализа и сравнения.
Он противопоставил католицизму греческую
или другими словами православную церковь,
которая по своей сути тоже христианская,
но обходилась без главенства папы с его
безграничными полномочиями[4].
Лютер выдвинул тезис непогрешимости
Священного Писания, а авторитет Священного
предания и соборов ставил под сомнение.
Стоит добавить, что выступления против
папства были и раньше. Однако они носили
несколько другой характер. Возглавленные
гуманистами выступления против индульгенции
рассматривали проблему с точки зрения
человечности. Лютер же критиковал догмы,
то есть христианский аспект учения. В
своем обращении «К христианскому дворянству
немецкой нации», которое было издано
после демонстративного сожжения папской
буллы 1520 года, предававшей Лютера анафеме,
он объявляет, что борьба с папским засильем
является делом всей немецкой нации[2].
Интересным фактом является снятие официальным
Ватиканом обвинений Лютера в ереси. В
сентябре 2008 года Папа Римский Бенедикт
XVI обнародовал документ, в котором с крупнейшего
немецкого теолога Мартина Лютера, отлученного
от церкви в 1520 году, будут сняты обвинения
в ереси.
По словам К. Маркса, «... Лютер победил
рабство по набожности только тем, что
поставил на его место рабство по убеждению»[2].
Он разбил веру в авторитет, восстановив
авторитет веры. «Вера, подобна свету,
всегда должна быть простой и прямой»[3],-
утверждает реформатор. Свои действия
он обьяснял народу, как благоверные –
«Беспорядки - это язык невыслушанных»
[3].
Кальвин
Рассмотрев истоки, жизнь
и труды людей, причастных к возникновению
учения о безусловном предопределении,
их мысли, чувства и основные события,
мы видим результат этого
Это жесткое, даже жуткое учение, лишает человека возможности быть действительно Божиим чадом, на которого
Тот распространяет Свою Любовь и Милость. Человек становится безвольной марионеткой в руках Кукловода, Который абсолютно решает судьбу куклы.
Он решает, когда ей жить, а когда умереть, когда смеяться, когда плакать, когда двигаться, а когда замереть. Одних кукол Он вешает на полку и продолжает ими играть, а других бросает в огонь по своему произволению.
Однобокость этого учения очевидна при ближайшем стороннем рассмотрении.
Свобода воли человека присутствует в Библии в тексте очень часто. Условность предопределения утверждается многими местами Священного Писания1, предвидение является причиной предопределения2 и благодать Божья подается каждому человеку, является спасительной для всех людей3 и она не является непреодолимой4.
Бог желает спасения всем людям5 и поэтому призывает к спасению всех людей6, призывает, но не принуждает. Современные кальвинистсткие богословы отрешились от теории безусловного двойного предопределения в интерпритации Кальвина, но суть учения не поменялась.
1 Мф 25, 34-36, 41-43
2 Рим. 8, 29-30
3 Тит 2,11
4 Деян 7,51
5 1 Тим, 2,4.
6 Рим 9,24.