Представление
о масонских ландмарках появляется в масонских
инструкциях ещё в 1723
году, и считается адаптацией предписаний
оперативных масонских гильдий. В 1858
году, Альберт
Макей изложил 25 ландмарок.
В 1863
году Джордж Оливер опубликовал Сокровищницу масонов, в которой
было перечислено 40 ландмарок.
Некоторые американские великие ложи
попытались перечислить ландмарки;
количество оказались совершенно разным:
от Западной Вирджинии (семь) и Нью-Джерси
(десять) до Невады (тридцать девять) и
Кентукки (пятьдесят четыре).
Организационная структура
«Великая ложа» и «великий восток» в
каждой стране являются независимыми
и суверенными организациями,
которые управляют масонством в определённой
стране, штате или географической местности,
и называются юрисдикциями. Не существует
ни одной организации, которая правила
бы всем мировым масонством; отношения
между разными юрисдикциями зависят только
от взаимопризнания.
Масонская ложа
Ложа является основной организационной
единицей масонства. Каждая новая ложа
должна иметь «ордер» или «хартию», выданную
великой ложей, которая даёт ей право собираться
и проводить работы. Кроме очень малого
числа лож, существующих «с незапамятных времен»,
предшествующих образованию «великих
лож», масоны, которые собираются в ложе,
не предъявляя этого документа (например,
в лагерях военнопленных) считаются нелегальными
и нерегулярными.
Ложа должна собираться регулярно
в постоянном месте и согласно оглашенным
датам собраний. Она избирает, посвящает
и повышает своих членов и офицеров; она
накапливает и управляет своими имуществом
и собственностью, в том числе протоколами
и отчетами; и может владеть своим «храмом», арендовать его или использовать
совместно. Как любая другая организация,
она имеет официальный бизнес, чтобы организовывать
собрания и деятельность (во всяком случае
так дело обстоит в США и Европе; в России
и многих других странах такая практика
пока что отсутствует), ежегодные общие
собрания и комиссии, благотворительные
фонды, переписку и доклады, членство и
взносы, счета и налоговые декларации,
специальные мероприятия и организацию
питания, и так далее. Форма деятельности,
её способ и уровень активности индивидуален
для каждой ложи.
Человек может стать масоном,
то есть пройти посвящение, только в ложе,
пожизненным членом которой он часто становится.
Мастер масон может, как правило, посещать
любые собрания любой дружественной юрисдикции
по своему желанию; также, ложа может официально
оказывать гостеприимство. Посетитель
должен сначала проверить регулярность
ложи, и должен быть способен доказать
этой ложе собственную регулярность; ему
может быть отказано в приеме, если будет
решено, что он может нарушить гармонию
в ложе. Если он желает посещать одну и
ту же ложу постоянно, он может присоединиться
к ней и платить взносы.
Большинство лож состоят из
масонов, которые живут или работают в
данном городе или рядом с ним. Другие
ложи состоят из масонов, которые разделяют
определённые интересы, имеют одинаковую
профессию или происхождение. Условием
для членства могут быть общие школы, университеты,
военные части, масонские должности или
степени, направления в искусстве, профессии,
хобби. В некоторых ложах условия основания
и имя представляют лишь исторический
интерес, так как с течением времени братство
ушло от того, что оно представляло собой
во времена основателей; в других же ложах
членство остаётся престижным.
Существуют специальные «исследовательские
ложи», членами которых могут быть лишь
мастера масоны, которые занимаются исследованиями масонства (его
историей, философией и т. д.). Исследовательские ложи
являются полностью полномочными, но обычно
не посвящают новых кандидатов. В ОВЛА наставляющие ложи могут быть
созданы из любой обычной ложи для изучения
и репетиций масонских ритуалов.
Правильно говорить, что масоны
«встречаются как ложа», а не «в ложе»,
потому что слово «ложа» относится
в большей мере к собирающимся людям, а
не к месту собрания. Однако, масонские
храмы часто также называют «ложами».
Согласно масонской традиции, средневековые европейские каменщики собирались,
ели и находили приют в нерабочее время
в «домиках» (англ. lodge) у южной стороны
стройки, там, где Солнце нагревало камни в течение дня.
Часть собраний, относящаяся к «Праздничному
совету» (или «Общественному совету») поэтому
иногда называется югом. Ранние ложи часто
собирались в тавернах или любых других пригодных
для этого постоянных местах с приватной
комнатой.
Масонские должности
Каждая масонская ложа избирает определённых офицеров
для выполнения необходимых функций в
работе ложи. Досточтимый мастер (по сути, президент ложи) всегда является избираемым
офицером. Большинство юрисдикций также
избирают старших и младших смотрителей
(вице-президентов), секретаря и казначея. Во всех
ложах также есть привратник (охраняющий дверь в ложу во
время её заседания), иногда избираемый,
а иногда назначаемый Досточтимым мастером.
Кроме этих избираемых офицеров, ложи
имеют различных назначаемых офицеров,
таких как дьякон, цеховой староста (Steward)
и капеллан (избирающийся для проведения
неконфессиональной молитвы во время собраний; часто, но
не всегда — священник). Особые «офицеры» и их функции
отличаются в разных юрисдикциях.
Многие офицерские должности
также присутствуют на уровне «местных»
или великих лож с добавлением слова великий
в названии. Например, каждая ложа имеет
младшего смотрителя, а Великая ложа —
великого младшего смотрителя (или иногда
младшего великого смотрителя). Кроме
того, существует ряд офицеров, которые
существуют только на уровне великих лож[63].
Масонские градусы
Сертификат (диплом) мастера-масона,
подобные документы выдавались (и иногда
выдаются сейчас) после возвышения члена
ложи в 3-ю степень.
Основное содержание масонской
нравственно-этической и философской
системы содержится в трёх основных степенях
или градусах: ученика, подмастерья, мастера
(в некоторых версиях это ученик, товарищ
и мастер). Человек, вступающий в ложу,
последовательно проходит эти степени,
как правило, с определённым промежутком
времени между присвоением каждой из них.
Базовые элементы нравственно-этической
системы масонства содержатся в 1-й степени —
степени Ученика, внимание посвящаемого
обращается на необходимость углублённого
самопознания, саморазвития и самосовершенствования,
работы над собой и своими недостатками.
Во 2-й степени — степени подмастерья внимание
посвящаемого обращается на окружающий
мир, философию его восприятия, активность
в нём, содержание степени апеллирует
к разуму человека, проходящему через
неё.
Наиболее важная и драматическая
3-я степень — степень мастера посвящена
тематике смерти, её основой является
история о смерти Мастера Хирама — легендарного руководителя
строительством Храма Соломона, убитого тремя подмастерьями,
недовольными их положением среди строителей
Храма. Мастер Хирам из легенды имеет прообраз в Библии, Хирама — мастера по меди или Хирама
Абифа, однако рассказ о его смерти
имеет полностью масонское происхождение
и не связан с библейским текстом.
Содержание трёх степеней может
отличаться в деталях в ложах разных стран
и юрисдикций (Великих лож), ложах различных
уставов, однако в целом деление масонства
на три градуса, легендарное содержание
3-й степени являются традиционными, закрепляются
стандартами регулярности и ландмарками.
Заключение.
Внутренняя политика Александра
I менялась. Это касалось и отношения к
масонам. Первоначально, в 1821, были закрыты
ложи в Польше. В декабре того же года по
доносу одного из служащих остановлены
работы ложи А. Ф. Лабзина. Тогда же был
наложен запрет на распространение масонских
песен и других сочинений подобного рода.
1 августа 1822 последовал высочайший рескрипт
на имя гр. В. П. Кочубея о закрытии всех
лож России. Причиной это были занятия
братьев «сокровенно предметами политическими».
Многие из декабристов были членами различных
масонских лож, организационная структура
ранних декабристских организаций «Союза
спасения» и «Ордена русских рыцарей»
отчасти воспроизводила структуру лож.
Будущие декабристы участвовали в работе
лож, известных правительству и неизвестных.
21 апреля 1826 одним из первых рескриптов
на имя министра внутренних дел Николай
I подтвердил запрещение деятельности
масонских лож. Однако масонские братья
собирались тайно.
Совершенно очевидно, что масонское мировоззрение
оказалось устойчивой формой сознания
в русском обществе, если с момента его
гражданского рождения насчитывается
90 лет. Но и после запрещения масонских
лож в 1822 году их идеи не угасли, найдя
свое продолжение в последующих десятилетиях
19—20 вв. Ничто так не говорит о укорененности
масонства в русскую почву, как следование
традициям и развитие этих традиций. Это
является одной из причин выделения масонского
философского мировоззрения как национального
явления.