Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:26, реферат
Китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.
В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.
При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии присвоихсмелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.
Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.
Значительное место в китайской медицине всегда занимала превентивная медицина. Идея предотвращения болезней стояла в самом начале дошедшего до нас врачебного наследства Древнего Китая. Так, например, содержанием одного из диалогов в первой главе книги «Нэй-Цзин» является вопрос о том, как человек может сохранять свое здоровье. По этой причине гигиенические мероприятия и борьба с паразитами постоянно играли важную роль в китайской истории. В период Танской династии (618-907 гг. н.э.) китайским врачам уже было известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные изолировались от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как считают на Западе. Противооспенная прививка была открыта в Китае и впервые использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях профилактики. Китайская книга «Новая книга о прививках против оспы» (Чжун-тоу Хин-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI веке в некоторых странах Европы и Азии.
И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.
Под влиянием западных колониальных
держав с середины XIX века начался
упадок традиционной медицины в Китае.
Господствующая верхушка страны начала
отдавать предпочтение западной медицине;
традиционная китайская медицина подвергалась
дискриминации как примитивная
и отсталая и начала приходить
в упадок. Дело дошло до настоящего
подавления китайской медицины при
гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.).
Лишь после прихода к власти Мао
Цзэдуна произошло возрождение
традиционной медицины, которое принесло
ей снова мировое признание. В
настоящее время в КНР
Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279 гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11различныхнаправлений:
1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
2. Общая медицина (Цзэ-и).
3. Педиатрия (Хао-фэн-май).
4. Лечение параличей (Фэн-га).
5. Гинекология (Фу-гэ).
6. Офтальмология (Ян-гэ).
7. Стоматология (Гоу-ци).
8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
9. Ортопедия (Чжен-гу).
10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура (Чжень-цзю).
В настоящее время китайская
медицина делится на девять специализированных
областей: терапия, внешняя медицина,
гинекология, педиатрия, офтальмология,
ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура.
Каждая из этих областей охватывает большой
объем знаний, который должен изучаться
особо в качестве врачебной специальности.
Единственным из всего этого, что
стало известно на Западе, является
иглоукалывание и прижигание, «акупунктура».
Все эти различные специальные
области имеют общую
Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:
1. Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
3. Банки (Хуа-гуань).
4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа) (Шуй-лао).
6. Бальнеотерапия (Ю-фа).
7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
9. Грязи (Ни-лео).
10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).
11. Массаж (Дуй-на).
12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей) (Ни-жи).
14. Надрезы кожи (Га-чжи).
Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.
В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:
1. Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).
2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.
Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».
А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».
При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.
Целостный подход к анализу явлений
Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:
1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого.
2. Признания целостности
взаимоотношения между
Человеческое тело как органически единое целое
Китайская медицина исходит
из того, что различные части
Так, например, сердце связано
через систему каналов с тонким
кишечником, оно ведает* кровеносными
сосудами. Ключом к пониманию его
состояния является поверхность
языка. Легкие находятся в связи
с толстым кишечником, они отвечают
за кожу и волосяной покров тела.
Ключом к пониманию их состояния
является нос. Селезенка связана
через систему каналов с
Отклонения от нормы в работе внутренностей отражаются согласно представлениям китайской медицины через систему каналов на поверхности тела. С другой стороны, болезни, проникающие внутрь через поверхность тела, могут распространяться дальше по канальным сосудам. Наполнительные и полые органы также могут оказывать воздействие друг на друга через систему каналов. Учитывая взаимосвязь,китайский врач при установлении причин заболевания делает на основе оценки состояния так называемых пяти отверстий (язык, нос, рот, глаза, уши), внешнего вида, цвета лица и пульса заключение об изменениях внутри организма. Таким образом можно установить, находятся ли внутренние органы в состоянии опорожнения (Ху) или наполнения (Шиа), сильны и обильны (Чэн) или слабы (Шуай) ци и кровь, каково соотношение между защитными силами организма (Чжан) и болезнетворным началом (Хэ) и т.д.
В соответствии с тем же подходом в практике китайской медицины используется метод лечения «охлаждение печени» (Цин-гань), если пациент жалуется на жжение в глазах, имеющих покрасневший воспаленный вид. Метод «охлаждения сердца» (Цин-синь) и «отвода огня тонкого кишечника» (Хэ Сяо-чан-хуо) применяется, если пациент жалуется на появление пузырьков во рту и на языке. Гриппозную инфекцию и кашель можно вылечить, способствуя функции «расширения» (Хуань) легких. При болезнях кожи, фурункулезе и других признаках заболевания на поверхности тела применяются методы «внутреннего поддержания» (Дуо-ли) и «внутреннего уничтожения» (Нэй сяо), что также основано на теории целостности, лежащей в основе китайской медицины, согласно которой внутреннее состояние и внешний вид человеческого тела образуют нераздельное целое.
Взаимоотношения между человеком и природой
Рассмотренный в предыдущем разделе целостный подход к анализу явлений не ограничивается только человеком. Для китайской медицины последний является составной частью окружающей его природы и находится в постоянных взаимоотношениях с рассматриваемым как единое целое окружающим миром, в живом обмене с Вселенной. Таким образом, и для традиционной китайской медицины является само собой разумеющимся, что человек получает все необходимые для существования предпосылки из окружающей его природы. В книге «Су-вэнь» мы читаем: «Жизнь человека образована из ци неба и земли и находится под влиянием четырех времен года». Аналогичную мысль находим в 9-й главе того же труда: «Небо питает человека пятью ци (воздействие погодных условий), земля обеспечивает его пятью различными вкусами (речь идет о видах зерновых)».
Продукты питания, необходимый
для дыхания воздух человек получает
из окружающей его природы, к условиям
которой он должен приспосабливаться
в желании иметь более