Медицина Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:44, реферат

Описание работы

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций *, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.

Файлы: 1 файл

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций.docx

— 19.89 Кб (Скачать файл)

Древний Восток явился колыбелью  всемирной истории человеческих цивилизаций *, классовых обществ  и государств. Здесь ранее, чем  где-либо на земном шаре, совершился переход  от первобытно-общинного строя к  раннему рабовладению.

Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и  Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В  других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние  сроки: в Индии-—в середине III тысячелетия  до н. э., в Китае — II тысячелетии  до н. э., у народов Восточного Средиземноморья— III—II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе— I тысячелетии  до н. э., в Америке— в I тысячелетии  н. э.

Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) >ъ странах древнего мира, с одной  стороны, имело общие черты, а  с другой -— в каждом регионе  земного шара были свои характерные  особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного  региона.

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих  государствах древнего мира основными  являются следующие:

—        изобретение     письменности    (с

IV тысячелетия    до н. э.)  и создание

(с конца    III тысячелетия   до   н. э.)

первых текстов медицинского содержа

ния (схемы) 3 ц 4);

—        формирование    двух   направле

ний врачевания: эмпирического  враче

вания,    основанного на практическом

опыте народа, и культового   (теурги

ческого), основанного на религиозных

верованиях;

—        развитие представлений о про

исхождении   болезней    (связанных  с

природой, морально-этических, религи

озно-мистических) ;

—        подготовка врачевателей (семей

ная традиция, обучение в  общих шко

лах при храмах);

—        создание древнейших    санитар-

но-технических сооружений;   развитие

гигиенических навыков;

—        развитие классового  подхода  к

врачеванию;

—        формирование  основ  врачебной

этики;

—        развитие взаимных    влияний и

преемственности в области  врачевания

между различными древними цивили

зациями. 

 

ВРАЧЕВАНИЕ  В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

(Шумер, Вавилония, Ассирия)  

 

История

Плодородная долина нижнего  Евфрата * в Передней Азии (так же, как ,и долина р. Нил в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Первые крупные поселки в Передней Азии (Иерихон в Палестине, Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирии и  т. д.) появились уже в VIII— VI тысячелетиях    до н. э.    Однако в цивилизации  они  не развились  и погибли, так и не став    государствами.

Древнейшие    города-государства   шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур   и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. (рис. 7).

С начала II тысячелетия' до н. э., после возвышения г. Вавилон в  Нижней Месопотамии, началась история  Вавилонского, царства, которое с  небольшими перерывами существовало в  течение 15 столетий ..(XX—XVI вв. до н. э. —  старовавилонский период, XVI—XII вв. до н. э. — средневави-лонский, или касситский, период и XI—VI вв. до н. э.— нововавилонский  период). В 538 г. Вавилонское царство  было захвачено персами и прекратило свое существование.

В  верхней  Месопотамии  с  XV  по VII   в. до н. э.    существовала другая великая держава    Месопотамии — Ассирийское    царство,    уничтоженное   в 614—605 гг. до н. э. в результате пашествия мидян.

Источники  по  истории   и   врачеванию

Об истории и врачевании древней Месопотамии     свидетельствуют     подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (табл. 5), а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.

Термин «Месопотамия» (греч. Междуречье, или Двуречье) введен греческим  историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, ок. 484— 425 гг. до н. э.), который  посетил страны бассейна Тигра и  Евфрата в середине V в. до н. э. 

 

ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРЕ (III тысячелетие до н. э.) 

 

История

С глубокой древности, земли  Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи — племена  восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали  называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде). Расцвет  шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.

Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху  расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали    шедевры    ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность — клинопись.

В период формирования клинописи  население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие месопотамские  тексты (2900—2500 гг. до н. э.) почти без  исключения написаны на шумерском языке. К концу III —началу II тысячелетия  до н. э. шумерский язык стал «мертвым»  языком ученых текстов, однако его не прекращали изучать до I в. н. э.

Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они -.назывались «домами  табличек» — э-дубба (аккад. e-dub-da). Сведений о преподавании медицинских  знаний в шумерских школах в настоящее  время не имеется.

Развитие медицинских  знаний

При археологических раскопках  одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная  табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст  записан на шумерском языке в  конце III тысячелетия до н. э. Таким  образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества.

Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные  средства прежде всего растительного  происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.

Шумерский врачеватель, составивший  табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта  — в ней нет ни единого слова  о богах или демонах; она не содержитзаклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:

Рецепт 12. Просеять и тщательно  перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное  место] крепким пивом [и] горячей  водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти  лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот  период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

Одна из месопотамских  табличек сохранила оттиск печати шумерского врачевателя Ур-лугаль-эдинне*, жившего.в  г. Лагаш в XXIV в. до н. э. На ней изображены инструменты для врачевания и  сосуды для лекарств (рис. 8).  

Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она  представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое  продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной  глиняной табличке и выполняла в  древнем Шумере функции появившейся  позднее подписи.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и  т. п. Самые строгие требования предъявлялись  к жрецу: перед статуей бога шумерский  жрец должен был появляться тщательно  вымытым и начисто выбритым с  головы до пят (одной из причин этого  обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о  том, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего  развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона.


Информация о работе Медицина Древнего Востока