Медицина и фармакология Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Истоками для создания современной медицинской базы стали знания, которые передавались из поколения в поколение, записывались, систематизировались, развивались теоретиками и практиками. Однако, откуда появились самые первые знания о том, как облегчить боль, лечить ту или иную травму или болезнь, и какие природные ресурсы могут в этом помочь?

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 2
Периодизация истории Древнего Египта………………………………......... 3
Глава 1. Источники по медицине Древнего Египта……………………….... 5
1.1. Медицинские папирусы……………………………………………....... 5
1.2. Содержание медицинских папирусов……………………………….... 6
Глава 2. Мифология и Древнеегипетская медицина…………………….… 11
2.1. Лечение с помощью магии………………………………………….... 11
2.2. Мифология и врачевание…………………………………………..…. 12
2.3. Патологоанатомия……………………………………………...……... 15
Глава 3. Узкие направления Древнеегипетской медицины…………….… 20
3.1. Фармакология……………………………………………………...….. 20
3.2. Физиология………………………………………………………...….. 21
3.3. Хирургия…………………………………………………………...….. 22
3.4. Гинекология……………………………………………………...……. 23
3.5. Акушерство………………………………………………………...….. 26
3.6. Стоматология……………………………………………………..…... 30
Заключение………………………………………………………………...…. 34
Список литературы……………………………………………………...……

Файлы: 1 файл

История.docx

— 62.03 Кб (Скачать файл)

Процедура принятия родов  описана в папирусе Весткар: «…И  встала Исида перед ней (роженицей), а Нефтида позади нее, а Хекет  ускорила роды…» Месхенет провозгласила  судьбу новорожденного, а бог Хнум укрепил его тело… «Омыли его  богини, обрезав пуповину, и положили на ложе из кирпичей…»

Примечательно, что в отдаленных районах Армении долго сохранялась  древняя практика родов. С началом  потужной деятельности роженица становилась  на колени, с обеих сторон ее поддерживали под руки две женщины, а главная  хранительница акушерских знаний и  традиций — «повитуха» или «бабка», сидя позади роженицы, обеими руками сдавливала ей ягодицы, осуществляя таким образом  защиту промежности.

Практика родов в положении  на коленях, возможно, объясняет, почему слова «колени» и «роды» в языках многих народов имеют один корень. Видимо, и в русском языке неслучайно появились такие слова, как «поколение»  и упоминание слова «колено» во фразе  «12 колен Израилевых». Помимо родов в положении на коленях в более позднее время в Египте женщины рожали, сидя в специальном кресле.

После обрезания пуповины рот младенца, заполненный слизью, очищался мизинцем акушерки, и новорожденный  издавал свой первый крик. Даже в  наши дни некоторые акушеры, чтобы  убедиться в отсутствии аномалий во рту и на нёбе новорожденного, используют свой мизинец. Небольшие  размеры, мягкость и повышенная чувствительность как нельзя лучше подходят для  этих целей.

Для древних египтян касание  мизинцем нёба младенца, зачем следовал его крик, явилось основой своеобразного  ритуала, называемого «открытие  уст». По их представлениям, после смерти человек переходит в другой мир, и для того, чтобы в ином мире он смог открыть уста, рта мумии или скульптурного изображения умершего следовало коснуться специальным ножом, напоминающим согнутый мизинец.

Можно легко убедиться, что  по очертаниям согнутый мизинец напоминает созвездие Большой Медведицы.

Видимо, аналогия со звездами и заставила египтян делать ритуальные ножи для этих целей из «звездного»  материала. В некоторых захоронениях фараонов найдены ритуальные ножи из метеоритного железа.

Египетский ритуал «открытия  уст» имеет аналогию в ранней месопотамской  цивилизации. Сохранились документальные подтверждения совершения подобного  ритуала в Месопотамии над  статуями богов перед их размещением  в храмах. По мнению профессора А. Килмера (A. Kilmer), происхождение этого ритуала  связано с акушерской практикой  очистки от слизи рта новорожденного.

Помимо общих элементов  в ритуале освящения статуй, в  использовании кирпичей при рождении ребенка в положении на коленях, учеными обнаружено множество других совпадений в акушерстве у разных народов. Так, профессор Г. Франкфорт (Н. Frankfort) обратил внимание на то, что  месопотамская богиня новорожденных  Нингурсаг и египетская Месхенет имеют идентичные головные уборы. При  внимательном изучении выяснилось, что  головной убор богинь напоминает нож, используемый в этих странах для  обрезания пуповины новорожденного.

Некоторые древнеегипетские памятники дают основание предполагать существование связи между актом  деторождения и танцами. Так, на рельефе  в гробнице Мереру-ка (Саккара) в  зале принцессы Уатетхетор изображены фигуры танцующих женщин и наблюдающая  за ними принцесса. Характерно, что на всех других рельефах, воспроизводящих события повседневной жизни, принцесса Уатетхетор изображена вместе со своим сыном, а на рельефе с танцующими женщинами фигура сына отсутствует. Видимо, танцы предназначались только для женщин. Понять смысл этого изображения помогают иероглифические надписи:

Видишь сосуд, извлеки  из него содержимое. Смотри, это таинство «хенерет»! О! Четыре! Давай! Поднатужься! Это должно случиться сегодня. Поторопись! Поторопись!

Четыре в этом тексте, без сомнения, означает количество кирпичей, на которые опирается роженица.

3.6 Стоматология

Об уровне развития в Древнем  Египте отрасли медицины, разрабатывающей  способы лечения болезней полости  рта и зубов, существует два диаметрально противоположных суждения.

Большинство специалистов по истории медицины утверждают, что  фундамент стоматологии был заложен  в начале I тысячелетия до н.э. одновременно этрусками, населявшими Апеннинский  полуостров, и финикийцами, проживавшими на восточном побережье Средиземного моря в городах-государствах Сидон, Библ и Тир. Что касается Египта, то там якобы ранее I тысячелетия  до н.э. не обнаружено каких-либо следов конкретной деятельности врача-дантиста.

Немногочисленная группа египтологов доказывает существование  в Древнем Египте специализации  врачей по оказанию терапевтической, хирургической  и ортопедической помощи при заболеваниях зубов еще в начале III тысячелетия  до н.э. Следует сразу же отметить, что при этом ссылки делаются на единичные, случайно обнаруженные находки, которые в настоящее время хранятся в музеях.

В данном разделе приведены  в основном обобщенные выводы из научной  публикации Роберта Вуд Лея, в  которой проанализировано состояние  зубов более 200 мумий, находящихся  в музеях Северной Америки.

Согласно данному исследованию, эмаль зубов большинства мумий  хорошо сформирована. Она обычно имеет  белый цвет со светло-коричневым оттенком. У большинства индивидуумов эмаль  исключительно гладкая с прекрасным перламутровым или восковым глянцевым  блеском, кремовым или беловатым  оттенком. Создается впечатление, что  этим зубам оказывалось гигиеническое  внимание. Иногда на третьем коренном зубе наблюдается зазубренность  эмали. Острые элементы зуба часто разрушены  глубокими канавками, но это не приводит к разрушению эмали и кариесу.

Особенностью зубов древних  египтян является то, что эмаль  малых и больших коренных зубов  заканчивается по четкой горизонтальной линии вдоль шейки, тенденция  проникновения эмали от шейки  зубов по направлению к корню  отсутствует, что характерно также  для зубов американских индейцев и представителей монголоидных групп. По мнению некоторых антропологов, такая морфология зубов может  явиться своеобразным расовым признаком.

Представление о размерах зубов древних египтян может  дать описание случайно выбранного зуба одной из мумий (период — Древнее  царство, возраст — женщина 17 лет); центральный резец широкий, имеет  размер 9 мм, толщина у шейки зуба — 7,5 мм, высота коронки зуба — 12 мм. Различие в размерах между центральными и боковыми резцами существенное. Боковые резцы имеют характерную  треугольную ямку, сформированную низкими  широкими маргинальными кромками.

Наиболее распространенная патология зубов древних египтян  — истирание, постепенное исчезновение твердой основы зуба из-за жевания  пищи. Всего существует три степени  истирания: первая — до обнажения  дентинового слоя на кончиках зубов, вторая — истирание кончиков и  остатков слоя эмали в нижних частях желобков зубов, третья — уменьшение коронки зуба почти до шейки. Изучение зубов мумий выявило такое явление. Медленное постепенное истирание стимулирует пульпу образовывать новый наружный дентиновьгй слой. В таких зубах пульпа успешно блокирует процесс истирания, угрожающий обнажением. Сокращение зубных канальцев и отложение кальция приводит к тому, что дентиновый слой становится достаточно твердым.

Однако защитная реакция  зубной ткани может и не справиться с истиранием, если в пище имеются  абразивные добавки. Истирание в  большей степени проявляется  на первом коренном зубе, который прорезается  в шесть лет и занимает ключевую позицию в зубном ряду при жевании  пищи.

В Древнем Египте пищу с  многочисленными абразивными добавками  употребляли с додинастического периода и почти до времени  правления фараонов XVIII династии (1570—1339 гг. до н.э.). Абразивные добавки попадали в пищу при перетирании в муку ячменя и проса (мельчайшие частицы  от жерновов), в муку попадала песчаная пыль при ветрах из пустыни. Поедание волокон клубней также ускоряло процесс истирания. Вместе с тем  следует особо отметить, что абразивные добавки в пище оказывали и  благоприятное воздействие, они  препятствовали образованию зубного  камня. Примечательно, что в древности  в рационе питания даже высших правителей страны было достаточно много  различных абразивных добавок. В  качестве примера часто приводят описание состояния зубов фараона XVII династии Секвененра, погибшего  в молодом возрасте на поле боя. (Мумия фараона была найдена в тайном захоронении в Дейр эль-Бахри в 1875 г. и в настоящее время находится в Египетском музее в Каире.) У этого фараона полный набор здоровых зубов, совершенно без признаков зубного камня, третьи коренные зубы с обеих сторон практически истерты, а остальные подвергнуты равномерному истиранию.

Заметные изменения в  рационе питания древних египтян  происходят начиная со времени правления  фараонов XVIII династии. Пища египтян, особенно представителей привилегированных  слоев, становится более изысканной, процесс истирания зубов проявляется  в меньшей степени и сравним  с существующим ныне положением.

Подводя итог, Р. Вуд Лей  отмечает, что у древних египтян  кончики зубов истирались к 35 годам  жизни, к 50 годам истирание до пульпы наблюдалось редко на одном, а  чаще на четырех коренных зубах. В  более зрелом возрасте почти все  зубы истирались до пульпы.

В исследовании Роберта Вуд  Лея отмечено, что из более чем  двухсот мумий только у 28 наблюдался кариес зубов. В возрастном отношении  это ребенок 7 лет, семь лиц молодого возраста, остальные — люди зрелого  возраста. Другими словами, кариес наблюдался в основном у пожилых людей. Во временном отношении это 2 мумии  додинастического периода, 17 — Древнего и Среднего царства и 9 — более  позднего периода.

  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   После близкого знакомства с историей медицины и фармакологии Древнего Египта возникает ощущение, что современная медицина не открыла ничего нового, а только развила уже известные знания и методы лечения. В то далёкое для нас время было открыто практически всё то, чем мы пользуемся сейчас, но в немного изменённом виде. Конечно же, никто из современных врачей не выпишет вам, при ране мягких тканей, прикладывать сырое мясо, а затем замазать рану жиром и мёдом, ведь на смену этим природным средствам пришли фармакологические аналоги. Но ведь методика сохраняется и по сей день. Если исключить аргоновые лазеры и высокоточные роботизированные хирургические установки, и рассмотреть только «холодные» инструменты современного хирурга, а потом сравнить их в Древнеегипетскими аналогами, разница в их форме и назначении будет минимальной. А если учесть, что не все медицинские папирусы сохранились до наших дней, и, что более вероятно, не все сохранившиеся были найдены, то существует вероятность, что медицина Древнего Египта была гораздо более развитой, чеи принято сейчас считать. Но ответ на этот вопрос нам могут дать только последующие археологические открытия.

 

 

Список использовавшейся литературы и источников:

Булгаков Б. Древнеегипетская медицина // Врачебное дело, № 21, 1926. С. 1761–1767.

Булгаков Б. Древнеегипетская медицина. Харьков, 1926.

Багдасарьян С.М. Очерки медицины Древнего Востока и медицина Древнего Египта // Вопросы истории медицины. Вып. 6, 1959. С. 5–21.

Марченко Ю.Ф. Очерки по древнеегипетской медицине. М., 1997, 2000.

Перепечин Д.В. Хирургия Древнего Египта // Молодые ученые Волго-Уральского региона на рубеже веков. Т. 2. Уфа, 2001. С. 199–200.

Стучевский И.А. Научная  мысль в древнем Египте. Медицина // Культура Древнего Египта. М., 1976. С. 250–260.

М. А. Коростовцев. Религия  древнего Египта. СПб., 2000. с 49, 50.

Т. С. Сорокина. Врачевание в древнем  Египте. // История медицины. М., 2005. с 62-81.

 

Интернет-ресурсы:

http://www.egyptology.ru

1 М. А. Коростовцев. Религия древнего Египта. СПб., 2000. с 49, 50.

 

Минск, 2010

 


Информация о работе Медицина и фармакология Древнего Египта