Медицина в России в период развитого феодализма XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:04, доклад

Описание работы

Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием капиталистического производства, формированием армии и флота, в связи с военно-политической обстановкой и созданием новой технической организационной основы для решения представших перед государством неотложных задач.

Содержание работы

1 Биография
2 Профессиональная и научная деятельность
2.1 Некоторые научные труды
3 Интересные факты
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки

Файлы: 1 файл

Медицина в России в период развитого феодализма.docx

— 121.71 Кб (Скачать файл)

Медицина в России в период развитого  феодализма (XVIII в.) 
 
Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием капиталистического производства, формированием армии и флота, в связи с военно-политической обстановкой и созданием новой технической организационной основы для решения представших перед государством неотложных задач. Возникает острая необходимость в подготовке ученых, значительного числа инженеров, учителей, способных обеспечить решение задач, стоявших перед промышленностью, армией, торговлей. Велико значение реформ, направленных на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений. Вместо Аптекарского приказа в 1721 г. создается Медицинская канцелярия, которая в 1763 г. была преобразована в Медицинскую коллегию. Для изготовления хирургических инструментов в 1718 г. организуется «инструментальная изба». 
 
В 1775 г. образуются "Приказы общественного призрения", губернские врачебные управы, открываются новые аптеки, вводятся должности уездных лекарей, производится учет рождаемости и смертности, производятся вскрытия умерших, принимаются меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами. В 1801 г. было положено начало организации оспопрививания методом вакцинации, заменившим вариоляцию. 
 
Петр I, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Он сам изучал анатомию, перевязывал раны, умело производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и др. Часто посещал операции, производимые в госпиталях, присутствовал на вскрытиях. 
 
Петр I овладел техникой удаления зубов и нередко применял ее на практике. Он всегда носил с собой два набора инструментов: математический и хирургический (в последнем находился пеликан и щипцы для удаления зубов). 
 
В Ленинградском музее антропологии и этнографии хранится "Реестр зубам, дерганым императором Петром I". В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично Петром I, причем большинство зубов относится к молярам, т.е. к группе трудноудаляемых. Однако, несмотря на искривленность корней, переломов нет, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления. 
 
Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России связано с открытием в 1725 г. Академии наук. Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем гениального русского ученого М.В. Ломоносова (1711-1765). Философские, естественнонаучные и общественно-политические демократические взгляды ученого оказали большое влияние на развитие естествознания в России. Особенно важно для истории медицины письмо, написанное М.В.Ломоносовым в 1761 г. графу И.И.Шувалову "О размножении и сохранении российского народа", в котором ученый выражает заботу о здоровье народа и развитии медицины. 
 
В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы, открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном военном госпитале в Москве (1707). Позднее такие школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и других городах России. 
 
Это были высшие учебные заведения. Для получения звания лекаря после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе учеба продолжалась 5-7 лет, а иногда и 11 лет. Через 3 года после сдачи экзаменов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в лекари. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, оперативную хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубоврачевание с челюстно-лицевой хирургией, челюстно-лицевой травматологией и ортопедией. В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем. 
 
В 1710 г. был написан труд Н.Л.Бидлоо "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре", в котором содержится целая глава, посвященная анатомии, физиологии, лечению зубов и слизистой оболочки полости рта, оперативным вмешательствам. В 1710 г. в России вводится звание "зубной врач". 
 
К концу XVIII века в связи с возрастанием требований к подготовке врачебных кадров, госпитальные школы были преобразованы вначале в медико-хирургические училища (1786), а затем в медико-хирургические академии (1798). 
 
Помимо лекарей, которые имели высшее медицинское образование, в России готовились кадры среднего медицинского персонала - фельдшеры и цирюльники. Фельдшеры готовились в фельдшерских школах (1741), цирюльники готовились путем ученичества у полковых лекарей, а также в госпиталях и больницах. Сдав экзамен, цирюльники должны были уметь производить операции по малой хирургии. Кроме дипломированных цирюльников, которые относились к среднему медицинскому персоналу, было много цирюльников, не имевших медицинского образования и занимавшихся шарлатанством в медицине. Это были в основном иностранцы, которые работали парикмахерами, вырезали мозоли, делали кровопускания, удаляли и заговаривали зубы. Хотя медицинская практика для таких лиц была запрещена в 1721 г., многие из них обходили этот запрет из корыстных соображений.  
 
Большой вклад в обеспечение учащихся госпитальных школ русскими учебными руководствами внес выдающийся деятель отечественной медицины профессор акушерства Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812). Среди его трудов большое количество словарей по различным разделам медицины, ботаники, учебных руководств по физиологии, акушерству, зубоврачеванию. Им был сделан перевод с немецкого учебника И.Ф.Шрейбера "Руководство к познанию и врачеванию болезней человеческих наружных и внутренних" (1781), в котором затрагиваются вопросы распространения цинги и ее проявлений в полости рта, врожденные аномалии полости рта, расщелины твердого неба. Другой перевод Н.М.Макимовича-Амбодика - это книга И.И.Пленка "Врачебное наставление о любострастных болезнях " (1790) - учение о сифилисе, клинике, диагностике и лечении проявлений сифилиса в полости рта. 
 
Из оригинальных работ Н.М.Максимовича-Амбодика большое значение для развития медицины имело "Искусство повивания или наука о бабичьем деле" (1784-1786). Работа посвящена подготовке акушеров, в ней подробно изложены способы родоразрешения, акушерские инструменты и особенности ухода за новорожденным ребенком. 
 
Выдающийся деятель отечественной медицины Андрей Гаврилович Бахерахт (1724-1806) издал монографию "Практические рассуждения о цинготной болезни" (1786), в которой показал значение алиментарного фактора в этиологии цинги, описал клинические проявления этого заболевания. В качестве лечения А.Г.Бахерахт предлагал хирургическое иссечение десен, а также полоскание отваром сосновых шишек и употребление лимонного и апельсинового соков. На основании работ А.Г.Бахерахта было составлено наставление по профилактике цинги на флоте, которое предусматривало медицинские осмотры, в том числе и моряков перед выходом в море.  
 
Несмотря на развитие клинической медицины, основная масса населения была лишена квалифицированной лечебной помощи. Имущие слои населения городов получали помощь у частнопрактикующих врачей (в большинстве иностранцев), беднота же пользовалась услугами знахарей, цирюльников и других лиц, не имевших медицинского образования.  
 
XVIII век был периодом бурного развития медицинской науки в России. Среди врачей, способствовавших утверждению в медицине последовательных материалистических, естественнонаучных представлений об организме человека, о функциях его органов, сущности патологических процессов, их течении, лечении и исходе и способствовавших борьбе с идеалистическими понятиями в медицине, проникавшими из Западной Европы, были Н.Л.Бидлоо (1672-1735). К.И. Щепин (1728-1770), С.Г. Зыбелин (1735-1802), Д.С. Самойлович (1744-1805), Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812).

Семён Герасимович  Зыбелин (25 августа [5 сентября] 1735 — 26 апреля [8 мая] 1802, Москва) — российский медик, один из первых русских профессоров медицины в Московском университете.

Первоначальное образование  получил в Славяно-греко-латинской академии. Поступил в Московский университет сразу же по его открытии в 1755 году, изучал философские, юридические и филологические науки. Обучаясь в университете, он в то же время преподавал латинский язык в университетской гимназии. В университете он слушал лекции по русской и латинской словесности у профессора Поповского, по арифметике и геометрии у профессора Барсова, по логике, метафизике и нравоучительной философии у профессора Фроммана и по естественному, общенародному, римскому праву и всеобщей истории у профессора Дильтея. В 1758 году был послан за границу изучать медицину. Сначала обучался в Кенигсберге; с 1763 года — в Лейдене, где в 1764 году защитил диссертацию «De saponibus medicis nativis ex triplici regno naturae petitis» и получил степень доктора медицины. В 1765 году по возвращении в Россию был назначен экстраординарным профессором по кафедре теоретической медицины московского университета. В 1768 году был произведён в ординарные профессоры. Он читал самые разные медицинские предметы и был известен как один из самых красноречивых лекторов. Ведя преподавание на русском языке (а не на латыни, как было принято), Зыбелин способствовал созданию правильного и точного языка для врачебной науки. Он ввёл на лекциях демонстрацию опытов. В 1771 году был одним из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. 21 марта 1784 года был избран членом Российской академии.

В течение 15 лет он состоял  бесплатным врачом при университетской  больнице; завещал университету свою библиотеку, которая была передана Физико-медицинскому обществу[1].

На его надгробии выбита эпитафия:[2]

По сердцу и  уму се истинный мудрец, 
Он славы не искал, но был наук красою, 
Любовь ко ближнему была его душою; 
Из тихих дней его она сплела венец 
Для муз отечества, который не увянет, - 
Зыбелин вечно жить своею пользой станет


 
Брат Семёна Зыбелина Алексей Герасимович Зыбелин был архиепископом Казанским.

В 1954 году в Москве были изданы его избранные произведения.

Не́стор (Нестер) Макси́мович Амбоди́к-Максимо́вич (7 ноября (27 октября) 1744 — 5 августа (24 июля) 1812) — российский учёный-акушер, медик, педиатр, ботаник, фитотерапевт, геральдист. Доктор Страсбургского университета, профессор акушерства.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Профессиональная и научная деятельность
    • 2.1 Некоторые научные труды
  • 3 Интересные факты
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Экслибрис Н. М. Амбодик-Максимовича

Нестор родился в селе Веприк (совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина), в семье священника, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Он получил домашнее начальное образование, затем учился в Киевской духовной академии, которую закончил в 1768 году. На следующий год Нестор поступил в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.

В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив 26 сентября 1775 года докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.

По возвращении в Санкт-Петербург в сентябре 1776 года и сдачи экзамена в Медицинской Коллегии Н. Максимович получил право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург. 10 мая 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года — в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.

В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Профессиональная  и научная деятельность

Нестор Максимович ввёл новые  наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия  на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как  нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным  акушерским приёмам и операциям. Фантом женского таза с деревянной куклой-ребёнком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты  были изготовлены по его собственным  моделям и рисункам.

Н. М. Максимович издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» — первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения до сих пор не утратили своей актуальности, например, описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами.

Нестор Максимович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода, при котором первой вставляется передняя часть или задняя часть теменной кости. Он одним из первых в России внедрил в практику наложение акушерских щипцов при операциях. Принцип операции при ножном предлежании плода актуален и сегодня.

Максимович был сторонником  по возможности естественного протекания родов, он основоположник бережного  ведения родового процесса, в основе которого лежит выжидательная тактика, которой придерживаются и современные  акушеры. Ему принадлежит следующее  выражение:

…Искусная и проворная  бабка и благоразумный врач не о снискании тщетной себе славы, но о всеобщей пользе пекущиеся, больше могут сделать при родах одними своими руками, чем всеми прочими искусственными фудиями (инструментами).


Особое значение учёный придавал патологии беременности, а также  образу жизни будущей матери. Широкое  распространение получил предложенный им метод массажа матки на кулаке с целью её сокращения, предупреждающий возможное послеродовое кровотечение. Подобный массаж применяется и в современной акушерской практике.

Н. М. Амбодик-Максимович получил наименование «отца русского акушерства».

«ИЗБРАННЫЕ ЕМБЛЕМЫ И  СѴМВОЛЫ» (титульный лист, 1811 год)

Часть 5 «Искусства повивания» Нестора Максимовича, фактически, является первым руководством по педиатрии на русском языке. Он также является автором первых в Российской империи медицинских словарей и создателем российской медицинской терминологии.

Нестора Максимовича считают  также основоположником российской фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний, высказывая передовую по тому времени мысль:

Чем больше с природой согласно будет врачевание приключающихся человеческому роду болезней, тем  больших успехов от врачебной  науки и вящей пользы от употребляемых  лекарств впредь ожидать можно.


В 1784 году учёным была издана книга «Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Её Императорского величества Екатерины II в 1784 году профессором Н. Амбодиком», представляющая собой богатейшее собрание описаний лекарственных растений.

Помимо акушерства и медицины Нестор Максимович занимался геральдикой. В 1811 году в Императорской типографии Санкт-Петербурга вышла его книга «Избранные емблемы и символы на российском, латинском, французском, немецком и английском языках объясненные, прежде в Амстердаме, а потом во граде Св. Петра 1788 года, с приумножением изданные Статским Советником Нестором Максимовичем Амбодиком». В этом третьем переиздании петровских «Символов и эмблемат» 1705 года, отпечатанных в Амстердаме, Н. Максимович перепечатал полностью офортом все 840 изображений из первого издания, добавил 70 страниц римской пагинации с объяснениями, иконологическими описаниями изображений, краткими толкованиями изображений, а также описанием государственных гербов Российской Империи. Всё это он украсил большими, гравированными виньетками, авторство которых установить не удалось.

Некоторые научные  труды

«Анатомо-физиологический  словарь, на российском, латинском и  французском языках, с кратким  описанием сих (анат. и физиол.) наук» (титульный лист, 1783 год)

  • «De hepate humano» (Diss. Argento r ati, 1775)
  • «Искусство запелёнывания» (СПб, 1784—1786)
  • «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле и т. д., на 6 ч. разделенная и многими рисунками снабденная» (СПб, 1784—1786)
  • «Врачебное веществословие или описание целительных растений во врачевстве употребляемых etc.» (4 ч. с 134 рис., СПб., 1783—1789)
  • «Анатомо-физиологический словарь, на российском, латинском и французском языках, с кратким описанием сих (анат. и физиол.) наук» (СПб., 1783)
  • «Словарь медико-хирургический на латинском и российском языках собранный» (СПб., 1780)
  • «Физиология или естественная история о человеке и проч.»
  • «Первоначальные основания ботаники, руководствующие к познанию растений» (СПб., 1795) — первая русская ботаника
  • «Новый ботанический словарь на российском, латинском и немецком языках» (СПб., 1795—1804; 2 изд. 1808)

Информация о работе Медицина в России в период развитого феодализма XVIII века