Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:04, доклад
Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием капиталистического производства, формированием армии и флота, в связи с военно-политической обстановкой и созданием новой технической организационной основы для решения представших перед государством неотложных задач.
1 Биография
2 Профессиональная и научная деятельность
2.1 Некоторые научные труды
3 Интересные факты
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Медицина в России в период развитого
феодализма (XVIII в.)
Развитие феодального общества в России
в XVIII в. вступило в новую стадию, которая
характеризовалась господством крепостничества,
развитием капиталистического производства,
формированием армии и флота, в связи с
военно-политической обстановкой и созданием
новой технической организационной основы
для решения представших перед государством
неотложных задач. Возникает острая необходимость
в подготовке ученых, значительного числа
инженеров, учителей, способных обеспечить
решение задач, стоявших перед промышленностью,
армией, торговлей. Велико значение реформ,
направленных на дальнейшее совершенствование
управления медицинской помощью и создание
материальной базы для медицинских учреждений.
Вместо Аптекарского приказа в 1721 г. создается
Медицинская канцелярия, которая в 1763
г. была преобразована в Медицинскую коллегию.
Для изготовления хирургических инструментов
в 1718 г. организуется «инструментальная
изба».
В 1775 г. образуются "Приказы общественного
призрения", губернские врачебные управы,
открываются новые аптеки, вводятся должности
уездных лекарей, производится учет рождаемости
и смертности, производятся вскрытия умерших,
принимаются меры по санитарному надзору
за пищевыми продуктами. В 1801 г. было положено
начало организации оспопрививания методом
вакцинации, заменившим вариоляцию.
Петр I, являясь членом Парижской Академии
наук, имел обширные знания в области техники,
был хорошо знаком с естественными науками
и понимал огромное государственное значение
медицины. Он сам изучал анатомию, перевязывал
раны, умело производил некоторые хирургические
операции: пункцию живота, кровопускание
и др. Часто посещал операции, производимые
в госпиталях, присутствовал на вскрытиях.
Петр I овладел техникой удаления зубов
и нередко применял ее на практике. Он
всегда носил с собой два набора инструментов:
математический и хирургический (в последнем
находился пеликан и щипцы для удаления
зубов).
В Ленинградском музее антропологии и
этнографии хранится "Реестр зубам,
дерганым императором Петром I". В коллекции
содержится 73 зуба, удаленных лично Петром
I, причем большинство зубов относится
к молярам, т.е. к группе трудноудаляемых.
Однако, несмотря на искривленность корней,
переломов нет, что свидетельствует о
хорошем владении техникой удаления.
Начало новой полосы в развитии науки
и общественной мысли в России связано
с открытием в 1725 г. Академии наук. Возникновение
научной системы материалистической философии
связано с именем гениального русского
ученого М.В. Ломоносова (1711-1765). Философские,
естественнонаучные и общественно-политические
демократические взгляды ученого оказали
большое влияние на развитие естествознания
в России. Особенно важно для истории медицины
письмо, написанное М.В.Ломоносовым в 1761
г. графу И.И.Шувалову "О размножении
и сохранении российского народа", в
котором ученый выражает заботу о здоровье
народа и развитии медицины.
В подготовке врачебных кадров и развитии
медицины в России XVIII в. большую роль сыграли
госпитальные школы, открытые на базе
госпиталей, и медицинский факультет Московского
университета (1764). Первая госпитальная
школа была открыта при постоянном военном
госпитале в Москве (1707). Позднее такие
школы были открыты в Петербурге, Кронштадте,
Ревеле, Киеве и других городах России.
Это были высшие учебные заведения. Для
получения звания лекаря после прохождения
общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская
академия или духовное училище), в госпитальной
школе учеба продолжалась 5-7 лет, а иногда
и 11 лет. Через 3 года после сдачи экзаменов
ученику присваивалось звание подлекарь
(среднее между врачом и фельдшером), а
по окончании седьмого года подлекаря
производили в лекари. Ученики госпитальных
школ изучали анатомию, физиологию, оперативную
хирургию, фармакологию, судебную медицину,
неврологию, зубоврачевание с челюстно-лицевой
хирургией, челюстно-лицевой травматологией
и ортопедией. В каждой госпитальной школе
был анатомический театр с музеем.
В 1710 г. был написан труд Н.Л.Бидлоо "Наставление
для изучающих хирургию в анатомическом
театре", в котором содержится целая
глава, посвященная анатомии, физиологии,
лечению зубов и слизистой оболочки полости
рта, оперативным вмешательствам. В 1710
г. в России вводится звание "зубной
врач".
К концу XVIII века в связи с возрастанием
требований к подготовке врачебных кадров,
госпитальные школы были преобразованы
вначале в медико-хирургические училища
(1786), а затем в медико-хирургические академии
(1798).
Помимо лекарей, которые имели высшее
медицинское образование, в России готовились
кадры среднего медицинского персонала
- фельдшеры и цирюльники. Фельдшеры готовились
в фельдшерских школах (1741), цирюльники
готовились путем ученичества у полковых
лекарей, а также в госпиталях и больницах.
Сдав экзамен, цирюльники должны были
уметь производить операции по малой хирургии.
Кроме дипломированных цирюльников, которые
относились к среднему медицинскому персоналу,
было много цирюльников, не имевших медицинского
образования и занимавшихся шарлатанством
в медицине. Это были в основном иностранцы,
которые работали парикмахерами, вырезали
мозоли, делали кровопускания, удаляли
и заговаривали зубы. Хотя медицинская
практика для таких лиц была запрещена
в 1721 г., многие из них обходили этот запрет
из корыстных соображений.
Большой вклад в обеспечение учащихся
госпитальных школ русскими учебными
руководствами внес выдающийся деятель
отечественной медицины профессор акушерства
Нестор Максимович Максимович-Амбодик
(1744-1812). Среди его трудов большое количество
словарей по различным разделам медицины,
ботаники, учебных руководств по физиологии,
акушерству, зубоврачеванию. Им был сделан
перевод с немецкого учебника И.Ф.Шрейбера
"Руководство к познанию и врачеванию
болезней человеческих наружных и внутренних"
(1781), в котором затрагиваются вопросы
распространения цинги и ее проявлений
в полости рта, врожденные аномалии полости
рта, расщелины твердого неба. Другой перевод
Н.М.Макимовича-Амбодика - это книга И.И.Пленка
"Врачебное наставление о любострастных
болезнях " (1790) - учение о сифилисе, клинике,
диагностике и лечении проявлений сифилиса
в полости рта.
Из оригинальных работ Н.М.Максимовича-Амбодика
большое значение для развития медицины
имело "Искусство повивания или наука
о бабичьем деле" (1784-1786). Работа посвящена
подготовке акушеров, в ней подробно изложены
способы родоразрешения, акушерские инструменты
и особенности ухода за новорожденным
ребенком.
Выдающийся деятель отечественной медицины
Андрей Гаврилович Бахерахт (1724-1806) издал
монографию "Практические рассуждения
о цинготной болезни" (1786), в которой
показал значение алиментарного фактора
в этиологии цинги, описал клинические
проявления этого заболевания. В качестве
лечения А.Г.Бахерахт предлагал хирургическое
иссечение десен, а также полоскание отваром
сосновых шишек и употребление лимонного
и апельсинового соков. На основании работ
А.Г.Бахерахта было составлено наставление
по профилактике цинги на флоте, которое
предусматривало медицинские осмотры,
в том числе и моряков перед выходом в
море.
Несмотря на развитие клинической медицины,
основная масса населения была лишена
квалифицированной лечебной помощи. Имущие
слои населения городов получали помощь
у частнопрактикующих врачей (в большинстве
иностранцев), беднота же пользовалась
услугами знахарей, цирюльников и других
лиц, не имевших медицинского образования.
XVIII век был периодом бурного развития
медицинской науки в России. Среди врачей,
способствовавших утверждению в медицине
последовательных материалистических,
естественнонаучных представлений об
организме человека, о функциях его органов,
сущности патологических процессов, их течении,
лечении и исходе и способствовавших борьбе
с идеалистическими понятиями в медицине,
проникавшими из Западной Европы, были
Н.Л.Бидлоо (1672-1735). К.И. Щепин (1728-1770), С.Г.
Зыбелин (1735-1802), Д.С. Самойлович (1744-1805),
Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812).
Семён Герасимович Зыбелин (25 августа [5 сентября] 1735 — 26 апреля [8 мая] 1802, Москва) — российский медик, один из первых русских профессоров медицины в Московском университете.
Первоначальное образование
получил в Славяно-греко-
В течение 15 лет он состоял бесплатным врачом при университетской больнице; завещал университету свою библиотеку, которая была передана Физико-медицинскому обществу[1].
На его надгробии выбита эпитафия:[2]
|
По сердцу и
уму се истинный мудрец, |
|
Брат Семёна Зыбелина Алексей Герасимович Зыбелин был архиепископом Казанским.
В 1954 году в Москве были изданы его избранные произведения.
Не́стор (Нестер) Макси́мович Амбоди́к-Максимо́вич (7 ноября (27 октября) 1744 — 5 августа (24 июля) 1812) — российский учёный-акушер, медик, педиатр, ботаник, фитотерапевт, геральдист. Доктор Страсбургского университета, профессор акушерства.
Содержание
|
Биография
Экслибрис Н. М. Амбодик-Максимовича
Нестор родился в селе Веприк (совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина), в семье священника, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Он получил домашнее начальное образование, затем учился в Киевской духовной академии, которую закончил в 1768 году. На следующий год Нестор поступил в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.
В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив 26 сентября 1775 года докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.
По возвращении в Санкт-
В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург. 10 мая 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года — в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.
В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.
В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.
Профессиональная и научная деятельность
Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям. Фантом женского таза с деревянной куклой-ребёнком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам.
Н. М. Максимович издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» — первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения до сих пор не утратили своей актуальности, например, описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами.
Нестор Максимович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода, при котором первой вставляется передняя часть или задняя часть теменной кости. Он одним из первых в России внедрил в практику наложение акушерских щипцов при операциях. Принцип операции при ножном предлежании плода актуален и сегодня.
Максимович был сторонником
по возможности естественного
|
…Искусная и проворная бабка и благоразумный врач не о снискании тщетной себе славы, но о всеобщей пользе пекущиеся, больше могут сделать при родах одними своими руками, чем всеми прочими искусственными фудиями (инструментами). |
|
Особое значение учёный придавал
патологии беременности, а также
образу жизни будущей матери. Широкое
распространение получил
Н. М. Амбодик-Максимович получил наименование «отца русского акушерства».
«ИЗБРАННЫЕ ЕМБЛЕМЫ И СѴМВОЛЫ» (титульный лист, 1811 год)
Часть 5 «Искусства повивания» Нестора Максимовича, фактически, является первым руководством по педиатрии на русском языке. Он также является автором первых в Российской империи медицинских словарей и создателем российской медицинской терминологии.
Нестора Максимовича считают также основоположником российской фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний, высказывая передовую по тому времени мысль:
|
Чем больше с природой согласно будет врачевание приключающихся человеческому роду болезней, тем больших успехов от врачебной науки и вящей пользы от употребляемых лекарств впредь ожидать можно. |
|
В 1784 году учёным была издана книга «Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Её Императорского величества Екатерины II в 1784 году профессором Н. Амбодиком», представляющая собой богатейшее собрание описаний лекарственных растений.
Помимо акушерства и медицины Нестор Максимович занимался геральдикой. В 1811 году в Императорской типографии Санкт-Петербурга вышла его книга «Избранные емблемы и символы на российском, латинском, французском, немецком и английском языках объясненные, прежде в Амстердаме, а потом во граде Св. Петра 1788 года, с приумножением изданные Статским Советником Нестором Максимовичем Амбодиком». В этом третьем переиздании петровских «Символов и эмблемат» 1705 года, отпечатанных в Амстердаме, Н. Максимович перепечатал полностью офортом все 840 изображений из первого издания, добавил 70 страниц римской пагинации с объяснениями, иконологическими описаниями изображений, краткими толкованиями изображений, а также описанием государственных гербов Российской Империи. Всё это он украсил большими, гравированными виньетками, авторство которых установить не удалось.
Некоторые научные труды
«Анатомо-физиологический словарь, на российском, латинском и французском языках, с кратким описанием сих (анат. и физиол.) наук» (титульный лист, 1783 год)
Информация о работе Медицина в России в период развитого феодализма XVIII века