Медицина в жизни и творчестве А. П. Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Aнтон Павлович Чехов был не только классиком мировой литературы, но и врачом. В своих произведениях он дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир тяжелобольного, руководствуясь знаниями и опытом, полученными им в университете и в процессе учебной деятельности. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев.

Содержание работы

Введение
Медицина в жизни А. П. Чехова
Врачебная деятельность А. П. Чехова
Антон Павлович Чехов - писатель или врач?
Медицина в творчестве А. П. Чехова
Телесный недуг в художественном изображении писателя
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Медицина в жизни и творчестве А. П. Чехова.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

 

Целую галлерею врачей опустившихся, невежественных, погрязших в пошлости окружающей их среды, показал в своих  рассказах Чехов («Ионыч», «Палата  № 6» и многие другие).

 

Чехов клеймил равнодушие таких врачей к человеку и его  страданиям («Гусев», «Палата № б», «Интриги»).

 

Наряду с многими отрицательными образами врачей обрисованы Чеховым  несколько положительных (Астров в  «Дяде Ване», Соболь в «Жене», Дымов  в «Попрыгунье», Королев в «Случае из практики», врач в «Рассказе старшего садовника»).

 

В нескольких рассказах Чехов  показал фельдшеров своего времени («Суд», «Эскулапы», «Хирургия», «Горе», «Воры», «Скрипка Ротшильда»). Эти рассказы отразили в себе одно из неблагополучий медицинского дела времени Чехова: фельдшерские места не только при  врачах, но и на самостоятельных  фельдшерских пунктах земство замещало так называемыми «ротными» фельдшерами, т. е. фельдшерами очень низкой медицинской  и общей культуры. Их Чехов обычно изображал в смешном виде, как  круглых невежд, грубых, с огромным самомнением людей, напускавших  на себя вид ученых.

 

Чехов был защитником врачей, не умевших и не желавших устраиваться. Он рисовал картину за картиной тяжелого правового положения врачей и  их унизительной зависимости от земских  заправил и от местных богатых  помещиков и фабрикантов («Неприятность», «Зеркало», «Враги», «Княгиня»).

 

Он описывал тяжелую работу земских врачей, полную треволнений («Дядя Ваня», «Жена»), их жалкое материальное положение («Кошмар»): «Иной раз табачку  купить не на что», - жалуется самоотверженно работающий земский врач Соболь («Жена»).

 

Своими рассказами Чехов  призывал врачей тепло и сердечно относиться к больным («Беглец», «Случай  из практики», «Рассказ старшего садовника»).

 

Только профессиональный медик мог создать образы врачей Астрова, Дымова, Соболя, Рагина, Старцева, написать «Палату № 6», «Скучную историю», «Случай из практики», «Ионыча», «Черного монаха». Точнее говоря, Чехов мог  написать эти рассказы, только будучи врачом.

 

 

Рассказы Чехова "Палата №6", "Человек в футляре" со всей убедительностью показывают, что знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю лучше и глубже изображать психический мир человека.

"Палата №6"

В рассказе «Палата №6» Чехов рисует глухой провинциальный городок дореволюционной России. В земской больнице этого городка есть палата №6, в которой помещены психически больные люди. Обитатели этой палаты отданы в полную власть больничного сторожа Никиты, человека грубого, обирающего и безжалостно избивающего больных.

Чехов с большим реалистическим мастерством нарисовал картины  жизни городка, больницы, палаты №6 Они воспринимались читателем как  символическое изображение жизни  тогдашней России, русского народа, беспощадно угнетаемого самодержавием.

Рассказ "Палата №6" был восторженно  встречен передовыми людьми России того времени. А.И.Ульянова-Елизарова рассказывает о том, какое большое впечатление  произвело это произведение на Владимира  Ильича Ленина. "Когда я дочитал  вчера этот рассказ, - сказал ей Владимир Ильич, - мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей  комнате, я встал и вышел, У  меня было такое ощущение, точно  и я заперт в палате №6". Пользуясь  знанием психопатологии человека и  владея в совершенстве психологическим  анализом людей, утративших душевное равновесие, Чехов в "Палате №6 рисует картины  и образ, заключающие в себе большие  социальные обобщения.

"Человек в футляре"

Среди сатирических образов, получивших необычайно большое социальное значение, выделяется образ учителя Беликова, главного героя рассказа "Человек  в футляре". Учитель гимназии Беликов  с его вечной боязнью "как бы чего не вышло", державший в страхе в течение многих лет не только гимназию, но и весь город, не случайно стал остро сатирическим социальным образом. В лепке этого образа Чехов проявил себя не только тонким психологом, но и художником, глубоко понимавшим жизнь современного ему общества.

Однако образ Беликова может  представить социальный интерес  лишь в том случае, если он не является образом психического больного. И.М.Гейзер пишет так: "Врачи-психиатры могут  найти много интересного для  себя в произведениях Чехова, и  доктор М.П.Никитин, психиатр по специальности, мог с полным правом заявить, что  психиатры должны считать Чехова своим союзником в деле обозначения  тех язв, борьба с которыми составляет признание и задачи психиатров".

Как же расценивает М.П.Никитин  образ "Человека в футляре"?

"...для психиатров Беликов, - считает  М.П.Никитин, - кроме своего значения  как карикатуры, представляется, кроме  того, человеком душевнобольным. В  лице его мы узнаём знакомую  фигуру одного из тех преследуемых  преследователей, которые, не  будучи душевнобольными, нередко  играют видную и, в большинстве  случаев, печальную роль в общественной  жизни... Вопрос о них составляет  один из существенных вопросов  общественной психиатрии, и художнику,  который ставит подобный вопрос  перед обществом, мы считаем  себя вправе протянуть руку, как  соратнику" 

Рисуя Беликова, Чехов придал ему  ряд черт, отличающих его от окружавших его лиц, но заслуга художника-психолога  и заключается в том, что он выбирает характерные для своего героя черты и максимально  заостряет их.

"У этого человека наблюдалось  постоянное и непреодолимое стремление  окружить себя оболочкой, создать  себе, так сказать, футляр, который  уединил бы его, защитил бы  от внешних влияний. Действительность  раздражала его, пугала, держала  в постоянной тревоге". И дальше: "Ложась спать, он укрывался  с головой... И было страшно  под одеялом. Он боялся, как  бы чего не вышло...".

Это не черты психического больного. Это черты человека, которому трудно найти контакт с окружающими. И лечение такой болезни осуществляется, прежде всего, воздействием общества.

Телесный недуг в художественном изображении писателя

Французский врач Анри Бернар Дюкло  посвятил свою докторскую диссертацию  теме "Антон Чехов - врач и писатель".

"В творчестве Чехова, - писал  Дюкло, - множество больных, есть  и описания отдельных случаев  и клинические наблюдения. Но  нас интересуют не патологические  и эпидемиологические подробности,  а то уменье, с каким Чехов  несколькими штрихами, несколькими  словами, даже не прибегая к  научным терминам, даёт возможность  читателю-медику распознать симптомы  болезни и поставить диагноз.  Если бы автор сам не был  врачом, он поступал бы прямо  противоположным образом: он называл  бы болезнь, не вдаваясь в  подробности, или взял бы какое-нибудь  руководство по патологии и  выписывал оттуда различные симптомы, ничего в них не понимая,  как это делал Золя... Писателю  недостаточно видеть людей, он  должен уметь наблюдать и схватывать  их важнейшие черты. Так именно  и поступает Чехов, который  избегает приводить диагноз болезни  и чаще всего заменяет медицинскую  терминологию выражениями, почерпнутыми  из бытовой речи. В этом сказывается  манера Чехова: объективное и  точное описание характерных  деталей без явного показа  авторского отношения" 

Для изображения больного Чехов  никогда не прибегал к детализации, как это делали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и другие. Рисуя образ  больного человека, писатель использовал  ту манеру, которую он открыл в литературе, - изображение пейзажа или человека несколькими скупыми, но характерными только для такого пейзажа или  только для такого человека штрихами. Эту манеру Чехов применил также  при изображении больного человека. Так, например, описывая страдающего  чахоткой учителя в одноимённом  рассказе, он не даёт трафаретный портрет  истощённого человека с красными пятнами на лице и блестящими глазами, как это было принято до него. Он приводит такие черты: больной  утомился при надевании парадного  костюма. Когда же больному принесли штиблеты, то у него не хватило сил  натянуть их на ноги, пришлось полежать и выпить воды.

Вторая деталь: больного учителя  ожидают на банкете у директора  фабрики, где его должны чествовать, но у самого входа в квартиру к  директору он вдруг закашлялся. От кашлевых толчков с головы слетела  фуражка, из рук вывалилась палка. Выбежавшие из квартиры нашли его сидящим  на ступени и обливающимся потом... Писатель нарисовал портрет очень  больного человека.

В рассказе "Чёрный монах" психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку.

"У него горлом шла кровь.  Он плевал кровью, но случалось  раза два в месяц, что она  текла обильно, и тогда он  чрезвычайно слабел и впадал  в сонливое состояние. Эта болезнь  не особенно пугала его, так  как ему было известно, что  его покойная мать жила с  точно такой же болезнью десять  лет, даже больше; и доктора  уверяли, что это не опасно  и советовали только не волноваться,  вести правильную жизнь и поменьше  говорить".

Описанные в "Чёрном монахе" ощущения Коврина, предшествующие кровотечениям, были хорошо знакомы писателю. Поэтому  он так правдиво передаёт то беспокойство, похожее на страх, которое предшествует кровоизлиянию из лёгкого. Писателю были знакомы также слабость и  сонливое состояние, наступающие после  кровотечения. Слова - "эта болезнь  не особенно пугала..." и т.д. повторяют  рассуждения Чехова о своём недуге.

Медицинское образование и врачебная  практика позволяли Чехову расширять  круг своих наблюдений и брать  из того, что он видел, самое необходимое  для своего литературного творчества.

 

 

 

 

Заключение

Антон Павлович Чехов близок и дорог  нам как величайший земляк и замечательный  писатель. Но не следует забывать, что  Чехов, несомненно, был образованным врачом своего времени. Медицинские, естественнонаучные знания обогатили его творчество и позволили ему глубже проникнуть в психологию своих героев, вернее изображать её.

Воспитанный на передовых идеях  русской медицины, Чехов в своих  художественных произведениях раскрывал  причины массовых болезней и показывал, что пути их преодоления лежат  в изменении социальных условий  жизни трудящихся масс, в оздоровлении условий их труда и быта.

Чехову в своих произведениях  удалось изобразить больного человека с помощью слов и выражений, понятных для рядового читателя, не прибегая к помощи научных терминов и определений. В этом-то и заключается главный  талант Чехова-писателя и Чехова-врача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Бычков Ю. А. Лучший из людей. Мелиховские годы Чехова. 1892-1899 : книга-альбом / Ю. А. Бычков. – М. : Гелиос АРВ, 2004. – 319 с. : ил.

2. Мирский М. Б. Доктор Чехов / М. Б. Мирский. - М. : Наука, 2003. - 238 с. : ил.

3. Шубин Б.М. Доктор А.П.Чехов. - М., 1979. -160 с.

4. http://chehov.niv.ru/chehov/bio/biografiya.htm

 


Информация о работе Медицина в жизни и творчестве А. П. Чехова