Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:44, курсовая работа
Aнтон Павлович Чехов был не только классиком мировой литературы, но и врачом. В своих произведениях он дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир тяжелобольного, руководствуясь знаниями и опытом, полученными им в университете и в процессе учебной деятельности. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев.
Введение
Медицина в жизни А. П. Чехова
Врачебная деятельность А. П. Чехова
Антон Павлович Чехов - писатель или врач?
Медицина в творчестве А. П. Чехова
Телесный недуг в художественном изображении писателя
Заключение
Список литературы
Целую галлерею врачей опустившихся, невежественных, погрязших в пошлости окружающей их среды, показал в своих рассказах Чехов («Ионыч», «Палата № 6» и многие другие).
Чехов клеймил равнодушие таких врачей к человеку и его страданиям («Гусев», «Палата № б», «Интриги»).
Наряду с многими
В нескольких рассказах Чехов
показал фельдшеров своего времени
(«Суд», «Эскулапы», «Хирургия», «Горе»,
«Воры», «Скрипка Ротшильда»). Эти рассказы
отразили в себе одно из неблагополучий
медицинского дела времени Чехова:
фельдшерские места не только при
врачах, но и на самостоятельных
фельдшерских пунктах земство замещало
так называемыми «ротными»
Чехов был защитником врачей, не умевших и не желавших устраиваться. Он рисовал картину за картиной тяжелого правового положения врачей и их унизительной зависимости от земских заправил и от местных богатых помещиков и фабрикантов («Неприятность», «Зеркало», «Враги», «Княгиня»).
Он описывал тяжелую работу земских врачей, полную треволнений («Дядя Ваня», «Жена»), их жалкое материальное положение («Кошмар»): «Иной раз табачку купить не на что», - жалуется самоотверженно работающий земский врач Соболь («Жена»).
Своими рассказами Чехов призывал врачей тепло и сердечно относиться к больным («Беглец», «Случай из практики», «Рассказ старшего садовника»).
Только профессиональный медик мог создать образы врачей Астрова, Дымова, Соболя, Рагина, Старцева, написать «Палату № 6», «Скучную историю», «Случай из практики», «Ионыча», «Черного монаха». Точнее говоря, Чехов мог написать эти рассказы, только будучи врачом.
Рассказы Чехова "Палата №6", "Человек в футляре" со всей убедительностью показывают, что знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю лучше и глубже изображать психический мир человека.
"Палата №6"
В рассказе «Палата №6» Чехов рисует глухой провинциальный городок дореволюционной России. В земской больнице этого городка есть палата №6, в которой помещены психически больные люди. Обитатели этой палаты отданы в полную власть больничного сторожа Никиты, человека грубого, обирающего и безжалостно избивающего больных.
Чехов с большим реалистическим
мастерством нарисовал картины
жизни городка, больницы, палаты №6
Они воспринимались читателем как
символическое изображение
Рассказ "Палата №6" был восторженно
встречен передовыми людьми России того
времени. А.И.Ульянова-Елизарова
"Человек в футляре"
Среди сатирических образов, получивших необычайно большое социальное значение, выделяется образ учителя Беликова, главного героя рассказа "Человек в футляре". Учитель гимназии Беликов с его вечной боязнью "как бы чего не вышло", державший в страхе в течение многих лет не только гимназию, но и весь город, не случайно стал остро сатирическим социальным образом. В лепке этого образа Чехов проявил себя не только тонким психологом, но и художником, глубоко понимавшим жизнь современного ему общества.
Однако образ Беликова может представить социальный интерес лишь в том случае, если он не является образом психического больного. И.М.Гейзер пишет так: "Врачи-психиатры могут найти много интересного для себя в произведениях Чехова, и доктор М.П.Никитин, психиатр по специальности, мог с полным правом заявить, что психиатры должны считать Чехова своим союзником в деле обозначения тех язв, борьба с которыми составляет признание и задачи психиатров".
Как же расценивает М.П.Никитин образ "Человека в футляре"?
"...для психиатров Беликов, - считает
М.П.Никитин, - кроме своего значения
как карикатуры, представляется, кроме
того, человеком душевнобольным. В
лице его мы узнаём знакомую
фигуру одного из тех
Рисуя Беликова, Чехов придал ему ряд черт, отличающих его от окружавших его лиц, но заслуга художника-психолога и заключается в том, что он выбирает характерные для своего героя черты и максимально заостряет их.
"У этого человека наблюдалось
постоянное и непреодолимое
Это не черты психического больного.
Это черты человека, которому трудно
найти контакт с окружающими.
И лечение такой болезни
Телесный недуг в
Французский врач Анри Бернар Дюкло посвятил свою докторскую диссертацию теме "Антон Чехов - врач и писатель".
"В творчестве Чехова, - писал
Дюкло, - множество больных, есть
и описания отдельных случаев
и клинические наблюдения. Но
нас интересуют не
Для изображения больного Чехов
никогда не прибегал к детализации,
как это делали И. С. Тургенев, Л. Н.
Толстой и другие. Рисуя образ
больного человека, писатель использовал
ту манеру, которую он открыл в литературе,
- изображение пейзажа или
Вторая деталь: больного учителя ожидают на банкете у директора фабрики, где его должны чествовать, но у самого входа в квартиру к директору он вдруг закашлялся. От кашлевых толчков с головы слетела фуражка, из рук вывалилась палка. Выбежавшие из квартиры нашли его сидящим на ступени и обливающимся потом... Писатель нарисовал портрет очень больного человека.
В рассказе "Чёрный монах" психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку.
"У него горлом шла кровь.
Он плевал кровью, но случалось
раза два в месяц, что она
текла обильно, и тогда он
чрезвычайно слабел и впадал
в сонливое состояние. Эта
Описанные в "Чёрном монахе" ощущения Коврина, предшествующие кровотечениям, были хорошо знакомы писателю. Поэтому он так правдиво передаёт то беспокойство, похожее на страх, которое предшествует кровоизлиянию из лёгкого. Писателю были знакомы также слабость и сонливое состояние, наступающие после кровотечения. Слова - "эта болезнь не особенно пугала..." и т.д. повторяют рассуждения Чехова о своём недуге.
Медицинское образование и врачебная практика позволяли Чехову расширять круг своих наблюдений и брать из того, что он видел, самое необходимое для своего литературного творчества.
Заключение
Антон Павлович Чехов близок и дорог нам как величайший земляк и замечательный писатель. Но не следует забывать, что Чехов, несомненно, был образованным врачом своего времени. Медицинские, естественнонаучные знания обогатили его творчество и позволили ему глубже проникнуть в психологию своих героев, вернее изображать её.
Воспитанный на передовых идеях русской медицины, Чехов в своих художественных произведениях раскрывал причины массовых болезней и показывал, что пути их преодоления лежат в изменении социальных условий жизни трудящихся масс, в оздоровлении условий их труда и быта.
Чехову в своих произведениях удалось изобразить больного человека с помощью слов и выражений, понятных для рядового читателя, не прибегая к помощи научных терминов и определений. В этом-то и заключается главный талант Чехова-писателя и Чехова-врача.
Список литературы:
1. Бычков Ю. А. Лучший из людей. Мелиховские годы Чехова. 1892-1899 : книга-альбом / Ю. А. Бычков. – М. : Гелиос АРВ, 2004. – 319 с. : ил.
2. Мирский М. Б. Доктор Чехов / М. Б. Мирский. - М. : Наука, 2003. - 238 с. : ил.
3. Шубин Б.М. Доктор А.П.Чехов. - М., 1979. -160 с.
4. http://chehov.niv.ru/chehov/
Информация о работе Медицина в жизни и творчестве А. П. Чехова