Механизм фашистских диктатур в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследовать механизм фашистских диктатур Германии и Японии, выполняя при этом ряд следующих задач:
- раскрыть понятие «фашизм» и его черты;
- исследовать организацию фашистского государства в Германии, его армию и систему карательных органов;
- раскрыть роль партии в государственном механизме фашистской Германии и способы организации общества корпоративного государства;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
4
Глава 1
Понятие «фашизм» и его черты………………………………
6
Глава 2
Механизм фашистских диктатур в Германии……………….
12

2.1
Организация фашистского государства в Германии. Армия. Система карательных органов………………………………..

12

2.2
Роль партии в государственном механизме. Способы организации общества корпоративного государства……………………………………………………..


17
Глава 3
Механизм фашистских диктатур в Японии…………………
24

3.1
Организация фашистского государства в Японии. Армия в системе власти…………………………………………………

24

3.2
Организация общества. Роль «Ассоциации помощи Трону». Новая экономическая структура……………………

30
Заключение………………………………………………………………….
34
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

макет.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

В общей сложности в путче 1936 г. участвовало около полутора тысяч солдат и офицеров. Взяв под контроль центр Токио, они в дальнейшем вели себя пассивно. Ими был выпущен манифест, в котором говорилось о продажности японского руководства и необходимости защитить императора и спасти японский дух, но что делать потом, было неясно. Однако сочувствие заговорщикам в генеральской среде было настолько сильным, что, несмотря на бездействие мятежников, поначалу никто не решался выступить против них. Устранился от вмешательства в эту историю даже военный министр. Лишь на третий день, раздраженный неспособностью генералитета справиться с мятежом, направленным, в частности, и против его ближайшего окружения, император приказал армии предпринять немедленные действия.

Мятеж удалось подавить, воспользовавшись соперничеством между армией и флотом. (Во время мятежа было убито по крайней мере три адмирала.) Объединенный флот вошел в Токийскую бухту и объявил о своем намерении высадить десант. И тогда армейскому руководству пришлось переменить тон. 29 февраля был издан приказ о том, что армия намерена подавить мятеж. Когда приказ дошел до участвовавших в путче солдат, они начали расходиться по домам, и к полудню мятежные офицеры остались без армии. Им было предложено покончить с собой, однако по здравом размышлении они предпочли пойти под суд, мотивируя это тем, что на суде смогут изложить свою позицию.

Следующее японское правительство было куда менее умеренным, чем предыдущее. Военным министром в нем был генерал Тераути, известный своими консервативными взглядами. Он не одобрял решительных действий молодых радикалов, но в то же время был вынесен на поверхность именно этими действиями. Правительство, хотя мятежники и были арестованы, начало активно проводить в жизнь некоторые из их требований. Были, например, запрещены демонстрации и забастовки.

Как уже отмечалось, хотя общий курс на войну в японском руководстве не вызывал сомнений, шли горячие споры относительно объекта этой войны. Командование Квантунской армии, отражавшее точку зрения монополий, стояло за скорейшую войну с Китаем, будучи убеждено, что китайские армии небоеспособны, а с ресурсами Китая, а затем и Юго-Восточной Азии можно будет приступить к реализации планов мирового господства. «Токийская» группа полагала, что настоящим и единственным врагом Японии является Советский Союз. Война с ним, отмечали участники группы, не вызовет противодействия со стороны бывших союзников Японии по Антанте, не исключено, что они даже будут помогать Японии. Агрессия же против Китая и Юго-Восточной Азии неизбежно приведет к войне с западными державами, а к этому Япония еще не готова. Лишь освоив ресурсы Маньчжурии и превратив ее в кузницу империи, т. е. примерно к концу 40-х годов, можно будет осмелиться на войну с Западом [11].

Отражением этой борьбы мнений были частые перестановки в правительстве и борьба внутри армейского руководства. Наконец, император и армия сошлись на кандидатуре принца Коноэ, председателя палаты пэров японского парламента, человека, с одной стороны, близкого к императорской фамилии, с другой - тесно связанного с концернами. Приход Коноэ к власти означал, что время споров прошло. Победила точка зрения Квантунской армии - сначала быстро разгромить Китай, а затем, опираясь на его ресурсы, приступить к дальнейшим завоеваниям [11].

На четвертый день своего существования кабинет Коноэ единодушно одобрил принципы новой национальной политики, которая должна была позволить Японии достойно встретить «беспрецедентное испытание» в ее истории. Целью политики объявлялось достижение всеобщего мира, но путь к нему лежал через установление «нового порядка в Великой Восточной Азии», т. е. через войну. На первом этапе создавалось новое объединенное государство в составе Маньчжурии (Маньчжоу-Го), Японии и Китая под предводительством Японии. Вся нация должна была быть мобилизована для достижения этих целей, и каждый гражданин должен был помнить, что его усилия и его жизнь принадлежат государству.

Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры.

Таким образом, фашистский режим в Японии не был следствием государственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания «новой политической структуры». В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов. Растянутость процесса фашизации Японии обусловлена особенностями местного фашистского движения. Во-первых, его идейной раздробленностью, отсутствием «азбуки» фашизма типа «Майн Кампф», единой целостной идеологии, идеологов фашизма типа Гитлера и Розенберга и во-вторых, его организационной раздробленностью: не было единой партии. Среди «молодых офицеров» наблюдалось соперничество двух группировок.

 

3.2 Организация общества. Роль «Ассоциации помощи Трону». Новая экономическая структура

 

«Новая политическая структура», олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов «движения помощи трону», начиная от верхушечной «Ассоциации помощи трону» и кончая сельскими отделениями движения.

Во главе «Ассоциации помощи трону» стоял премьер-министр, ее верхние этажи заполнялись министрами, генералами, адмиралами, высшими чиновниками. Через губернаторов префектур и мэров городов, а также сельских старост Ассоциация включала всю бюрократию, а через общество резервистов - всю военщину. «Самораспустившиеся» буржуазно-помещичьи партии были также включены в «новую политическую структуру» путем создания в 1942 г. «Политической ассоциации помощи трону», которая объединяла большинство депутатов парламента, весь актив партий Сэйюкай и Минсейто [11].

Женщины принудительно объединялись в «Женскую ассоциацию обороны родины», в «Общество женщин-патриоток», писатели и работники печати - в «Патриотический союз работников печати и литературы» и пр. Жестоко были подавлены все ранее созданные организации рабочих, распущены профсоюзы, вместо которых было сформировано «Общество служения отечеству» во главе с правительственными чиновниками. Законами 1938, 1939 гг. «О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации» был запрещен самовольный переход рабочих с одного предприятия на другое.

В условиях существования «новой политической структуры» был пересмотрен в сторону дальнейшего ужесточения, вплоть до применения смертной казни, Закон «Об охране порядка». В 1941 г. был принят также Закон «Об обеспечении национальной обороны», согласно которому преследовалось всякое «распространение сведений, наносящих вред общественному спокойствию и порядку». Под такие действия могли быть подведены любые проявления общественного недовольства. Вводилась система повальной полицейской слежки, возрождалась с этой целью сеть таких средневековых учреждений, как сельские соседские общины, которые через местные ячейки «Ассоциации помощи трону» получили ряд административных и полицейских функций [14].

Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины - средневековый институт, возрожденный реакцией. Каждая такая община объединяла 10-12 семей. Несколько общин составляли «ассоциацию улицы», поселка и т. д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить о всем замеченном. Одна община должна была следить за другой.

На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов «общества служения отечеству через производство», куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом «новой политической структуры» сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи.

Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особым спискам, составленным правительством [14].

«Моральному воспитанию» в духе тэнноизма (тэнно - император) подвергалось все население, особенно армия. Под контроль «Ассоциации помощи трону» были поставлены все средства массовой информации. Для пропаганды великодержавных идей в 1941 г. была создана массовая националистическая организация «Восточноазиатская лига великой Японии». Своеобразной «библией» тэнноизма стала в это время брошюра, изданная в 1937 г. Министерством просвещения, «Основные принципы императорского пути». Состоящая из канонизированных идеологических требований, предъявляемых к «подданным великой Японской империи», основанная на признании «божественного» происхождения императорской династии, «вечной, как Небо и Земля», она использовалась в качестве основы «морального воспитания», обучения в школах, университетах и пр. [11].

«Новой политической структуре» соответствовала «новая экономическая структура», которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне. В соответствии с «новой экономической структурой» в основных отраслях промышленности, в торговле, финансах создавались «контрольные ассоциации», принудительно объединявшие все предприятия той или иной отрасли или района. Их возглавляли назначаемые правительством из представителей крупного корпоративного капитала президенты, которым вверялся контроль над производством, сырьем, ценами, право регулировать распределение рабочей силы и пр., что на практике привело к установлению военно-каторжного режима труда для рабочих, лишению их каких бы то ни было легальных возможностей отстаивать свои права.

В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Усиление централизации местного управления сопровождалось созданием надпрефектурных органов, возглавляемых сначала губернаторами крупных префектур, а затем генеральными комиссарами, командующими войсками округов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии [14].

Таким образом, для создания новой политической структуры в Японии в 40-х г.г. политические партии объявили о самороспуске. Все вместе они составили Ассоциацию помощи трону - своеобразную государственно-политическую партию, финансируемую правительством и им же руководимую. Органами Ассоциации на местах стали так называемые соседские общины, объединяющие 10-12 семей. Несколько общин составляли ассоциацию улицы, поселка и т. д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить обо всем замеченном. На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов «общества служения отечеству через производство», куда рабочих загоняли силой и точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения. Непременным элементом новой политической структуры стали унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенными административными полномочиями. Это называлось новой экономической структурой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Фашизм - политическая система, для которой характерны антипарламентарные, часто антисемитские, тоталитарные тенденции вождистского государства и которая преимущественно пользуется социал-революционной терминологией. От других авторитарных режимов фашизм отличается своим широким базисом власти, который достигается посредством управляемых из центра массовых организаций. Эта массовая поддержка исходит прежде всего от мелких представителей среднего слоя, который чувствует угрозу и от крупного капитала, и от коммунистического движения.

Фашизм в начале первой половины 20-го столетия - это новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, которые приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием.

  1. Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, а правительственная власть - в особе фюрера. Упразднилась должность президента, а его правомочия передали фюреру, который одновременно являлся главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный фюрер пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, которая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием «большой войны», в которой «великая Германия» завоюет себе «достойное жизненное пространство». В целях дальнейшей концентрации военной власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. военное министерство как промежуточную инстанцию между ним и армией, превратив его из военно-политического управления в свой личный штаб верховного командования вооруженных сил (ОКВ). Нацисты создали мощный террористический аппарат, состоящий из «штурмовых отрядов» (СА), «службы безопасности» (СС), «полиции безопасности» (ЗИПО), «специальной службы порядка» (СД). Судебная система Германии в своей деятельности исходила из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан.
  2. Функции партийных и государственных органов в фашистской Германии тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния. Германия была разделена на 32 партийные области во главе с партийными гауляйтерами, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, администрация которых продолжала существовать и играть большую роль в проведении в жизнь нацистских планов. После прихода к власти Гитлера было запрещено законом существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и руководимых ею организаций. Проводя «интеграционную политику государства и партии», нацисты «унифицировали» не только партии. Культурная политика «Третьего рейха» была направлена на создание «идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом плане». Все отрасли хозяйства были разделены на «имперские группы»: промышленность, банки, торговля, страхование, энергетика, ремесленное производство. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством - окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись «фюрерами».
  3. Фашистский режим в Японии не был следствием государственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания «новой политической структуры». В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.
  4. Для создания новой политической структуры в Японии в 40-х г.г. политические партии объявили о самороспуске. Все вместе они составили Ассоциацию помощи трону - своеобразную государственно-политическую партию, финансируемую правительством и им же руководимую. Органами Ассоциации на местах стали так называемые соседские общины, объединяющие 10-12 семей. Несколько общин составляли ассоциацию улицы, поселка и т. д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить обо всем замеченном. На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов «общества служения отечеству через производство», куда рабочих загоняли силой и точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения. Непременным элементом новой политической структуры стали унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенными административными полномочиями. Это называлось новой экономической структурой.

Информация о работе Механизм фашистских диктатур в Японии