Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:50, контрольная работа
Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. После первой мировой войны и Великое Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от демократии приобретает практически универсальный характер. В условиях общего кризиса капитализма, а особенно на современном его этапе, элементы фашизации той либо иной степени имеют место во всех буржуазных странах, достигших стадии государственно-монополистического капитализма. Фашизм как особого рода буржуазный политический режим обладает рядом особенностей, отличающих его от иных авторитарных режимов.
Введение…………………………………………………………………….3
Фашизм: понятие и разновидности……………………………………..6
Приход фашистов власти в Германии и в Италии……………………..10
Нацистская модель фашизма в Германии и «корпоративное государство» в Италии: общее и особенное………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованных источников………………………………….…..33
Приход к власти фашистов вызвал
дальнейшее ухудшение социально-
Муссолини, которого уже называли дуче (вождь), приступает к созданию нового политического режима. Он вынужден был использовать к своей выгоде старые институты: монархию и конституцию 1948 г. Их роль была лишь декоративной. Как говорили итальянцы, монархия была лишь на почтовых открытках.
Принимаются законодательные акты, предоставляющие Муссолини огромные полномочия как главе правительства. Так, в 1925 г. по закону «О правомочиях и прерогативах главы правительства» вся исполнительная власть сосредоточилась в руках премьер-министра, который назначался королем и отвечал перед ним за деятельность правительства, а министры назначались и смещались его властью. Помимо поста главы правительства дуче в течение своего правления занимал по 5-7 министерских постов. Закон исключал принцип ответственности правительства перед парламентом, тем самым лишив его права отстранять правительство от власти путем выражения ему недоверия. В то же время законом устанавливалась зависимость парламента от главы правительства, так как повестку дня парламента определял дуче. Последующими законодательными актами главе правительства были предоставлены и законотворческие функции.
Радикально изменилось положение парламента в системе органов государства. Его правовой статус и состав определялись реформой политического представительства, которая была проведена в 1928 г. Согласно этой реформе кандидаты в депутаты выдвигались фашистскими профсоюзами, из которых Большой фашистский совет (БФС) отбирал 400 человек. Кандидаты считались избранными, если не менее половины голосов, участвовавших в голосовании, было подано за этот список.
В 1939 г. с принятием соответствующего закона парламентская система была полностью разрушена, что окончательно изменило государственное устройство Италии. Вместо палаты депутатов была создана палата фашей и корпораций, превращенная в партийно-государственный орган.
Совместно с Сенатом (члены которого по-прежнему назначались королем) новая палата (назначаемая в свою очередь дуче) стала высшим законодательным органом страны. Депутаты, уволенные со своих государственных или партийных постов, автоматически переставали быть и членами парламента.
Органы местного самоуправления распускались, а власть на местах передавалась префектам и старостам, назначаемым из членов фашистской партии.
Муссолини ликвидировал традиционные либерально-демократические институты, чтобы на их месте создать институты тоталитарного фашистского государства. Среди них следует назвать прежде всего Большой фашистский совет (БФС), созданный 15 декабря 1922 г., в состав которого вошли руководители фашистской партии и министры-фашисты.
Не имея законодательной власти, БФС тем не менее выполнял законотворческие функции. Он контролировал разработку декретов и законов для представления их в парламент; мог выступать с законодательной инициативой; в ряде случаев санкционировал декреты и даже разрабатывал акты конституционного характера, например «Хартию труда», положившую начало созданию корпоративной системы в Италии; контролировал деятельность правительства (причем Муссолини был одновременно руководителем БФС и правительства).
Важной чертой внешней политики фашистского режима была экспансия, осуществленная под лозунгом возрождения Римской империи. Фашистской Италии удалось захватить Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1939 г.). В 1940 г. итальянские войска вторглись в Грецию. Италия стала активным членом союза Италия - Германия - Япония, что нашло свое выражение в создании «антикомин-терновского пакта» (1937 г.) и подписании в последующем договоров между этими странами, что предопределило их совместное участие во Второй мировой войне.
В июне 1940 г. Италия объявила войну Англии и Франции, а затем фашистский режим активно участвовал в нашествии гитлеровских войск против Советского Союза.
Италия
Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и зародился. Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты. Нигде не было соответственно такого подъема стачечной борьбы. Все говорило о революционной ситуации: быстрый рост профсоюзов, необычайная победа социалистов на выборах в парламент 1919 года (31% голосов), захваты заводов и фабрик рабочими, помещичьих земель крестьянами и батраками. Захваты фабрик и заводов были ответом на наступление предпринимателей (локауты; приостановку производства). Наибольшего размаха движение достигает в конце лета 1920 года. Десятки предприятий( в Милане, Турине и других городах) перешли под управление рабочих (выбранных ими руководителей). Выпуск промышленной продукции увеличился. Соблюдался строгий порядок. Оборудование, здания, сырье и прочее тщательно охранялись.
В Турине, где рабочие были наиболее организованы, предприятия оставались под их управлением в течение трех недель. Революционная обстановка вынуждала буржуазные правительства Италии к важным реформам. Среди них отметим: закон о социальном страховании безработицы, указ о допустимости самовольного захвата необработанной земли. В 1921 году возникает коммунистическая партия Италии.
На съезде социалистической партии в Ливорно партия раскололась на центристов ( группа Серрати) и коммунистов. Последние высказались за присоединение к Третьему Интернационалу.
Вскоре, по окончании мировой войны, возникают в Италии первые фашистские организации. Составленные из разнообразных элементов, они выступали первоначально с программой, рассчитанной на отвоевание трудящихся от социалистического движения.
Программа была настолько лживой, что впоследствии, когда фашисты пришли к власти, о ней не дозволялось упоминать. Говорилось о 8-ми часовом рабочем дне, о всеобщем, прямом и равном избирательном праве для мужчин и женщин, о свободе печати и даже равенстве наций
Само слово “фашио”, от которого происходит “фашизм”, было заимствовано у крестьянских организаций Сицилии, употреблявших его в смысле “единство”. Революционные события 1920 года заставили фашистов занять ту классовую позицию, которая соответствовала их действительным целям. Боевые группы фашистов, руководимые демобилизованными и озлобленными армейскими офицерами, громили и уничтожали народные дома, созданные на деньги рабочих, рабочие клубы, типографии, принадлежащие прогрессивной печати, и пр.. Массовому террору подверглись руководящие деятелю рабочих союзов, крестьянских объединений, кооперативов. Ничего подобного Италия еще знала.
Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов. Вместе с покровительством протекают деньги. Численность фашистских организаций возрастает. В 1922 году, воспользовавшись слабостью правительства (а еще больше расколом рабочего движения), фашистское руководство создает комитет для захвата власти и направляет 40 тысяч своих «чернорубашечников» в поход на Рим.
Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч: достаточно было открыть стрельбу «на четверть часа»» как предлагал королю генерал Бадольо. Но король и его камарилья приняли иное решение: глава партии «шакал» Муссолини был назначен премьер-министром Италии. Новое правительство зачало с отмены указа о праве крестьян захватывать необрабатываемые земли, с реакционных перемен в рабочем законодательстве, с установления жестокого над профсоюзами, с преследования демократических организаций. Фашистские боевые отряды сделались частью репрессивного правительственного аппарата. Не решаясь еще на разгон парламента. Муссолини и его клика провели закон, согласно которому автоматически получает две трети депутатских мандатов та партия, за которую проголосует одна четвертая часть избирателей. Этот удивительный по своему цинизму акт позволял предвидеть, чем станет Италия после выборов. Результаты выборов (1924 года) подозрительно точно совий с планами Муссолини: из 12 млн. голосов 4 млн. были сочтены профашистскими. Фашистская милиция - главный виновник “победы” - торжествовала. Но демократия не была убита. В лице социалиста Матеотти, депутата, оратора, мужественного человека, она разоблачила комедию выборов и заодно продажность и подкупность деятелей нового режима, в особенности самого Муссолини.
Фашисты убили Матеотти. Страну охватила волна негодования. Трудящиеся массы были готовы смести фашизм. Нужно было воспользоваться моментом. Но позиция, имевшая влияние, - социалисты, республиканцы. «пополяри» ( католическая партия) - предпочла тактически ошибочный уход из парламента, бойкот последнего.
Расправившись с оппозицией и укрепившись у власти, правительство Муссолини переходит в наступление на демократию. Январским законом 1926 года оно присваивает себе право издавания декретов помимо парламента. Вслед за этим фашистский режим развертывается во всей своей красе. “Чрезвычайные законы” следовали один на другим. Они запретили профессиональные союзы ( за исключением огосударственных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской); они восстановили смертную казнь за “политические преступления”; они вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную (внеусадебную) высылку; коммунистическая партия была объявлена вне закона; органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста). Демократические свободы были отброшены. Оппозиционная пресса закрыта. Тысячи демократов были убиты по суду и без суда, брошены в концентрационные лагеря, где их ожидала та же смерть, только медленная и мучительная. Всякое новое усиление террора провоцировалось обыкновенно каким-нибудь «покушением», «заговором» и т.п. В ноябре 1926 года за попытку совершить покушение на жизнь Муссолини был убит на месте 15-летний мальчик. Тотчас последовала волна арестов, смертных приговоров и т. д.
Под политическим режимом понимают обыкновенно “совокупность приемов и методов, при помощи которых господствующий класс осуществляет свою диктатуры”. При известных условиях политический режим может составлять совершенную противоположность формальному содержанию конституции, определяющей государственный строй. итальянского фашизма определился быстрее, чем сложился его государственный строй. Известный нам Пьемонтский статут отменен не был, но никакого соответствия между ним и тем, что стало при фашизме, не существовало.
Сохранялась монархия, но в таком жалком виде, что никто не принимал ее в расчет. Считалось, Муссолини отвечает перед королем, так даже писалось в законах, но никто и не верил и меньше всего король. Какие бы то ни было упоминания об ответственности дуче не рекомендовались. За этим следила жандармерия. Прежде других определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры. Уже закон 1925 года “О полномочиях главы правительства” делал премьер-министра неответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего. В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года “О праве исполнительной власти издавать юридические нормы” предоставил “исполнительной власти“, то есть тому же главе правительства, право на издание “декретов - законов”. При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было. Парламент, у которого отняли привилегию издавать законы, который лишили права контролировать действия правительства, стал ненужным. Но его сохраняли для “демонстрации единства“ между «народом» и правительством ( отчасти для внешнего мира).
“Должный” состав парламента обеспечивался “реформой политического правительства”, осуществленной в 1928 году. Реформа эта необычайно ярко изображала саму суть фашизма: страх перед народом и презрение к нему ; приверженность к громкой фразе и непревзойденные образцы политического обмана, игра в «народность» власти и неприкрытая фиктатура.
Выборы депутатов производились следующим образом: а).Кандидаты в депутаты выдвигались в основном профсоюзами ( на практике - руководящими центрами фашистских союзов); б). так называемый большой национальный совет фашизма (штаб партии) отбирал из общего списка, представленного профсоюзами, 400 депутатов; в) избирателям предоставлялось право одобрить это назначение- Право голоса давалось мужчинам старше 21 года, если они отвечали одному из следующих требований:
а) платили взносы в профессиональный союз;
б) уплачивали налог в размере не менее 100 лир;.
в) держали ценные бумаги (государственные или банковские);
г) Принадлежали к церковному клиру;
Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата.
Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного «самоуправления». Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты. Устав партии утверждался королевским декретом; официальный руководитель партии («секретарь») назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.
Третья тенденция может быть определена словом террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини. Помимо общей полиции существовали: “организация охраны от антифашистских преступлений” (ОВРА), “особая служба политических расследований”, “ добровольная милиция национальной безопасности”
Для расправы с врагами режима были созданы особые комиссии, названные “полицейскими судами”. Членами этих комиссий являлись должностные лица фашистского репрессивного аппарата: начальник полиции, прокурор, начальник фашистской милиции и др. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в “политической неблагонадежности” Наиболее важные политические дела рассматривались «особым трибуналом». Это он осудил к 20 годам тюрьмы Антонио Грамши, выдающегося основателя и вождя коммунистической партии Италии. Никакой антинародный режим не может держаться одним насилием. Отсюда проистекла потребность прикрыть тоталитарную диктатуру какой-нибудь видимостью «заботы» о трудящемся человеке. Так родилось «корпоративное государство», созданное законами 1926--1934 гг. Его официальной, напоказ выставляемой целью были «примирение» между трудом и капиталом; его действительным результатом было усиление экономического и политического господства монополий.
Информация о работе Механизм фашистской диктатуры: отличительные особенности в Германии и в Италии