Механизм фашистской диктатуры в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Возникнув как реакция на революционный подъём, наступление которого возвестила Октябрьская революция в России, фашизм превратился в ожесточённого и опасного противника всего прогрессивного человечества и прежде всего международного революционного рабочего движения. Агрессивная внешняя политика, проводимая фашистскими режимами, утвердившимися в ряде стран капиталистической Европы (Германии, Италии, Испании и др.), привела в конечном счёте ко 2-й мировой войне. Развязанная фашистскими государствами, она обрушила величайшие бедствия на народы Европы и других регионов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..
1. Приход фашистов к власти ……………………………………………
2. Механизм фашистской диктатуры ……………………………………..
2.1. Законодательство …………………………………………………………
2.3. Уничтожение оппозиции ………………………………………………
2.4. Огосударствление прессы ……………………………………………
2.5. Государство равно партии …………………………………………..
2.6. Административная централизация …………………………………
2.7. Идеологическая пропаганда ……………………………………….
2.8. Штурмовики ……………………………………………………………
2.9. Служба безопасности ………………………………………….
2.10. Судебная система …………………………………………………
2.11. Государственное регулирование экономики в фашистской Германии……………………………………………………………………
2.12. Армия ……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………….

Файлы: 1 файл

механизм фашистской диктатуры в германии.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

Государство равно  партии

В декабре 1933 г. издается Закон "Об обеспечении единства партии и государства", объявляющий фашистскую партию "носительницей немецкой государственной мысли". В соответствии с этим законом лично Гитлером формировался и фашистский рейхстаг (на основе списков, "одобренных" плебисцитом), а на посты министров  и другие должности назначались  только лица из нацистской партийной  верхушки. Более того, впоследствии было предписано, что любое назначение на государственную должность, произведенное  без согласия соответствующего органа фашистской партии, будет считаться  недействительным.

Административная  централизация

В целях дальнейшей концентрации власти, или «унификации политического режима в империи и областях», Законом от 7 апреля 1933 г. «О слиянии областей с империей» во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями. 30 января 1935 г. был принят новый Закон "Об имперских наместниках". Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "представителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии.

Ландтаги земель сначала  были отстранены от формирования земельных  правительств, а 30 января 1934 г. были законодательным  путем ликвидированы. Правительства  земель были подчинены имперскому правительству, а наместники перешли в ведение  министерства внутренних дел. Законом «О ликвидации рейхсрата» от 14 февраля 1934 г. был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте — рейхсрат. Земли были вообще лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением "О германских общинах" были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.

Превращение рейхстага в  бесправное, марионеточное учреждение, так как его новый состав формировался исключительно на партийной основе, ликвидация органов местного самоуправления были тесно связаны с общей  бюрократизацией государственного аппарата. Проводились чистки государственного аппарата от "несоответствующих  лиц", от всех тех, кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц "неарийского  происхождения", запрещались браки  чиновников с "неарийками" и пр.

Функции партийных и государственных  органов тесно переплетались. Это  переплетение между тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии был  многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Так, наряду с продолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в задачу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями.

Германия была разделена  на 32 партийные области во главе  с партийными гауляйтерами, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, администрация которых продолжала существовать и играть большую роль в проведении в жизнь нацистских планов.

Идеологическая  пропаганда

Важным звеном механизма  фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В  марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и  пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении  министерства общественного просвещения  и пропаганды была "имперская  палата культуры", контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр  Культурная политика "Третьего рейха" была направлена на создание "идейно однородного общества в расовом  и мировоззренческом плане", на превращение литературы и искусства "в боевое оружие партии". При  этом специальный надзор устанавливался "за духовным и мировоззренческим  обучением и воспитанием партийных  кадров", с этой целью в 1934 г. было создано даже специальное государственное  ведомство. Из академии литературы изгонялись либерально и демократически настроенные  лучшие представители немецкой культуры, а также "расово-недостойные" лица, получившие впоследствии название "недочеловеков". Одной из первых акций "имперской  палаты культуры" была реорганизация  немецкой академии литературы с повальной  проверкой ее членов, когда каждый член академии должен был дать ответ  на вопрос, намерен, ли он "участвовать  в решении национальных культурных задач". Все члены академии должны были также заполнить специальную  анкету, как профессиональные чиновники, в которой одно из требований заключалось  в предоставлении доказательств "арийского  происхождения". В мае 1933 г. была проведена  публичная акция сожжения книг противников  национал-социализма и "расово-чуждых" авторов. Особое внимание уделялось  обработке в духе милитаризма, шовинизма  и расизма молодежи, контроль над  умонастроением которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями (Юнгфольк, Гитлерюгенд" и др.). Лидер «Гитлерюгенд» официально именовался "лидером молодежи Германского рейха" и нес персональную ответственность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцлером. После 1937 г. участие в гитлеровских молодежных организациях стало обязательным. Эти организации включались в разветвленную систему разнообразных нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельности страны.

Штурмовики

Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды — "служба порядка" фашистов, которой  отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков  на митингах левых сил, для нападения  на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отрядов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и  офицеры, разорившиеся лавочники, которым  импонировала нацистская пропаганда.

Наряду с погромной  деятельностью отрядам СА отводилась не последняя роль в распространении  фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные моторизованные пропагандистские отряды. К лету 1,933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1940 г. военная подготовка населения. Гитлер пожертвовал своей "партийной армией", чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочия собственной "партийной полиции", усилив ее специальными отрядами СС, которым было поручено истреблять "внутренних врагов".

Служба безопасности

В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а  также вооруженные "специальные  отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима.

Войскам СС вверялась и  охрана концлагерей. Всего фашистами  было создано 23 концлагеря и 2 тыс. их филиалов. С 1936 по 1945 г. в них было брошено 18 млн. человек. В одном только Освенциме, построенном в 1939 г., было истреблено около 4 млн. человек из многих стран. Гитлеровцы применяли газовые камеры и другие технические средства, дающие им возможность безграничного уничтожения  людей. Они использовали геноцид, освященный их оккультной верой в свое расовое  и духовное превосходство над  людьми, как средство достижения своих  политических целей, достижения мирового господства.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) сходились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера. В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейхсфюеру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций как в своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постановление об уничтожении "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его было создано Имперское общество лечебных и попечительских учреждений, в которых было умерщвлено 275 тыс. немцев. Перед нападением на СССР войсковые соединения СС были увеличены до 600 тыс. человек (35 дивизий), проведено вооружение общих отрядов СС. Войскам СС, введенным в зону действующей армии, была отведена главная роль в "расово-идеологической войне на уничтожение" СССР.

Судебная система

Значительным изменениям подверглась и судебная система  Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного  отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной  измене, следовало за любой вид, оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом, судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами, в которых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.

 

Государственное регулирование экономики в фашистской Германии

 

Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных, ресурсов страны, что  могло быть достигнуто только путем  непосредственного вмешательства  фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок  фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении  этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению централизованной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.

Закон "О подготовке органического  построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший нацистские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промышленности (как и в других сферах экономики), предписывал образование  хозяйственных объединений, которые  становились единственными представителями  соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены  на "имперские группы", число  которых сначала было 12, а затем  сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась  территориальная структура управления хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.

С 1935 года началась массированная  милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте  производства вооружения, но и в  подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных  групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и  представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и  особое ведомство — Управление генерального уполномоченного по военной экономике.

В 1936 году было создано ведомство  по выполнению четырехлетнего плана  перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую  свободу и образование новых  предприятий, устраняло конкуренцию.

Уже в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, которое  формировало применительно к  своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно  с имперскими. Новое министерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей, милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.

Милитаризация промышленности, всестороннее вмешательство государства  в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права  и попыткам создания нового, "народного" гражданского кодекса на основе гитлеровского  понимания индивидуальной свободы, которая "должна быть ограничена, если она противоречит свободе нации". Особым нападкам нацистских правоведов в связи с этим подвергалось понятие "субъективные права", которые  они хотели или вообще отменить, или заменить понятием "субъективные права члена НСДАП". Предлагалось убрать из кодекса и понятие "правоспособность", заменив его понятием "партийный  статус лица". Основополагающим принципом  проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г, стала формула: "право —  это то, что полезно народу и  рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия: "собственность", "юридическое лицо", отвергалась  такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось  его партийное руководство и  партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого  в 1937 г., прямо указывалось, что правление  акционерного общества "должно руководствоваться  сознанием ответственности перед  общим благом народа и рейха".

Информация о работе Механизм фашистской диктатуры в Германии