Место XX века во всемирно - историческом процессе. Россия в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Многие отечественные экономисты и политики утверждали, что сохранение тенденций развития, существовавших в 1900–1914 гг., неизбежно уже через 20–30 лет выведет Россию на место мирового лидера, даст ей возможность доминировать в Европе, превысить хозяйственный потенциал всех европейских держав, вместе взятых. Подобные перспективы приводили в смятение западных политиков.
Цель работы: изучить Россию в начале XX века.

Содержание работы

План 3
Введение 4
1. Основные особенности социально – экономического развития России в конце XIX века и начале XX века 5
1.1. Территория 5
1.2. Население 5
1.3. Промышленность 6
1.4. Сельское хозяйство 7
2. Революция 1905 – 1907 гг. 9
2.1 Начало и ее причины 9
2.2 Общий ход революции 10
2.3 Конец революции 11
Многопартийные системы 11
4. Начало российского парламентаризма 12
5. Аграрная реформа П.А. Столыпина 14
5.1 Цели реформы 14
5.2 Основные направления реформы 15
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

История 2.docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Конец революции

Разгон Думы 3 июня 1907 года означал конец революции в  России. Ее участники и сторонники не добились поставленных задач, однако в сознании народных масс произошли  существенные изменения. В этом плане  революцией был нанесен ощутимый удар по самодержавию. Люди поняли, что  за свои права и свободу можно  и нужно бороться. Царскому правительству  пришлось мириться с многопартийностью  и созданием Думы. Хотя в деревне  крестьяне не получили земли, в их жизни произошли существенные изменения. Были отменены выкупные платежи, правовой статус крестьян значительно улучшился и они приравнивались к основным сословиям со всеми правами и обязанностями. Рабочие добились права на участие в стачках и организацию профсоюзов, рабочий день сократился до 8-9 часов.

 

2.3 Многопартийные системы

Многопартийная система - это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование институтов. Определяя систему как трёх -, четырёх -, пятипартийную, политологи имеют в виду количество партий, получивших парламентское представительство. Многопартийные системы функционируют в Германии, Франции, Италии, Швеции, Бельгии и некоторых других странах. При многопартийной системе партии занимают разные идейно - политические или идеологические позиции: от крайне правых до крайне левых.

Многопартийные системы  позволяют учитывать разнообразие политических симпатий и общественных движений, хотя в известной мере затрудняют спокойную парламентскую  поддержку правительства. Как правило, при таких системах нет доминирующих партий, к власти могут приходить  разные партии, в том числе и  не имеющие поддержки даже относительного большинства избирателей (Франция, Италия). Иногда складывается ситуация, при которой относительно невлиятельная  партия может приобрести ключевую роль. Поэтому в этих странах остро  стоит проблема политических и парламентских  союзов. Многопартийность является благоприятной  для общества, поскольку располагает  механизмом цивилизованного прихода  партий к власти, а через их конкуренцию  обеспечивает выдвижение альтернативных вариантов развития общества.

 

2.4 Начало российского парламентаризма

Манифест 17 октября 1905 г. стал крупным шагом по пути политических реформ. Был образован Совет министров  как постоянно действующий орган. Министры отвечали за свои действия перед  царём. Сохранялся Государственный  совет, но теперь он получил права  верхней палаты Думы.

I Государственная дума  избиралась на основе избирательного  закона 11 декабря 1905 г. Право голоса  получило 25 млн. человек. В выборах  не участвовали батраки, женщины,  солдаты, матросы, учащиеся, рабочие,  занятые на мелких предприятиях. Был введён возрастной (25 лет)  и имущественный цензы. Выборы  были многоступенчатыми, а права  избирателей неравными. Голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

27 апреля Николай II торжественно  открыл Государственную думу. Главную  победу на выборах одержала  партия кадетов, получившая более  трети всех мест. Трудовики, которые  выражали интересы крестьянства, завоевали четвёртую часть мандатов. В Думу прошло 15 социал-демократов. Председателем Думы избрали умеренного  либерала С.М. Муромцева. Общим настроением думцев было противостояние правительству.

9 июля 1906 г. новый министр  внутренних дел П.А. Столыпин распустил Государственную думу. Часть депутатов выехала в Выборг. Они приняли "Выборгское воззвание", в котором призвали народ не платить налоги, не давать солдат в армию. Горемыкин вынужден был уйти в отставку. Новым председателем Совета министров стал Столыпин. Составители воззвания подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность попасть в следующую Думу.

II Дума открылась 20 февраля  1907 г. Центральным опять стал  аграрный вопрос. Предложения правительства  не были поддержаны. Создалась  реальная возможность принятия  проекта трудовиков. Они требовали  ликвидации помещичьего землевладения.  В условиях спада революционных  событий правительство решило  перейти в наступление.

1 июня 1907 г. Столыпин потребовал  исключить из Думы депутатов  от социал-демократической фракции,  обвинив их в подготовке военного  заговора. Дума потребовала доказательств.  Не дожидаясь результатов расследования, 3 июня 1907 г. Николай II объявил  о роспуске Думы и введении  нового избирательного закона. Изменение  закона было проведено с нарушением  Манифеста 17 октября и воспринято  как государственный переворот.

Первые думские опыты  оказались неудачны. Ни правительство, ни две Думы не смогли найти разумный компромисс. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал окончание первой русской революции.

 

Глава III. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

3.1 Цели реформы

Главная цель заключалась  в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и  предотвращений новой аграрной войны. Проводя реформу, правительство  не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в  начале 20 в. правительство не смогло защитить дворянское землевладение  от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Кроме того, дворянские сословные  организации, в том числе совет  объединенного дворянства, имели  большое влияние на Николая II и  его окружение. Члены правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами учитывалось  так же и то, что помещичьи хозяйства  производили весомую часть товарного  хлеба. Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 гг., реформаторы понимали, что главным  в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.

Социально-экономические  цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную  общину, ее экономический земле распределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой - сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.

 

3.2 Основные направления реформы

Изменение формы собственности  на крестьянскую землю, превращения  крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. осуществить, прежде всего, путем  «укрепления» наделов в частную  собственность. Кроме того, по закону 1911 г. разрешалось проводить землеустройство  без «укрепления», после чего крестьяне  также становились землевладельцами. Продать же надел крестьянин мог  только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности.

Без землеустройства техническое  усовершенствование, экономическое  развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы. В экономическом  плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело  смысла.

Для решения проблемы крестьянского  малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных  регионах активизировалась переселенческая  политика. Выделялись средства для  транспортировки желающих на новые  места, прежде всего в Сибирь. Для  переселенцев строились специальные  пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для  подъема хозяйства и благоустройства, выдавалась ссуда.

Продажа крестьянам земли  в рассрочку через крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной  земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики.

Законодательной основой  реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после  принятия, которого началось проведение реформы в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы были сделаны  следующие выводы: 

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой.

Главной причиной промышленного  подъема 90-х гг. явилась экономическая  политика правительства, одной из составных  частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. 

В России в начале XX в. существовал широкий спектр политических партий. Особенностью является то, что их деятельность всячески тормозилась самодержавным политическим режимом. Это предопределило оппозиционный характер большинства партий, слабость политического центра, тенденцию к все большей поляризации общественно-политических сил.

Реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось противоречие между крестьянами и помещиками; проведение землеустроительных работ, отделение крестьян от общины удалось в незначительной мере – около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось.

Революционные выступления  в стране создали благоприятные  условия и для активизации  деятельности партий левого фланга российского  политического спектра. III съезд  РСДРП, проходивший в апреле 1905 г., определил начавшуюся революцию  как буржуазно-демократическую, движущими  силами которой являлись пролетариат  и крестьянство при гегемонии  пролетариата. 

 

Список литературы

 

 

 Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История  России. М., 2000.

  1. А. Я. Аврех. «П. А. Столыпин и судьбы реформ в России»., М.: Издательство политической литературы, 1991
  2. Г. Попов. О столыпинской реформе., Наука и жизнь, N 4, 1992
  3. Дмитриев В.П. - История России ХХв., Москва,2001г.;
  4. Верт Н.А. «История советского государства», издательство «Прогресс», М., 1992 г. 
  5. Сироткин В.Г. «Великие реформаторы России», издательство «Планета», М., 1991 г.
  6. . Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001. 
  7. Семин В.П. История Отечества. – М.: Академический Проект, 2005.
  8. История России под редакцией М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М., " Высшая школа ", 2003г
  9. История политических партий России под редакцией А.И. Зевелева. М., " Высшая школа ", 1994г
  10. Караваева И.О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России до 1917 г. // Вопросы экономики, 1996, № 9.
  11. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

 


Информация о работе Место XX века во всемирно - историческом процессе. Россия в начале XX века