Метод проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:23, реферат

Описание работы

Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Файлы: 1 файл

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Метод проектов

 

В 2009-2010 году я  начала использовать в своей работе «Метод проектов». (Слайд 1)

        Расскажи – и я забуду,

         Покажи – и я запомню,

                     Дай попробовать – и я пойму.

                                               (древняя китайская мудрость). (Слайд 2)

 
            Вряд  ли кто-то из нас поспорит  с этим: крепче всего запоминается  то, что прочувствовал или сделал  сам. Метод проектов подразумевает  активную включенность ребенка  в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы. (Слайд 3)

       Основоположником проектного метода считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект».  (Слайд 4)

Что же такое  ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Преимущества  проектной деятельности в школе налицо: (Слайд 5) 
В корне меняются отношения «учитель – ученик»: 
         В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов: информационный, ролевой,  практико-ориентированный,  творческий и исследовательский проекты. (Слайд 9)  
             Информационный проект (Слайд 1)направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр».

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова.

Практико-ориентированный проект  направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?  «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.

Творческий  проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного  или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки.

Исследовательский проект  -  по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Диалектизмы Татышлинского района», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой».

Проекты распределяются  и по продолжительности. Мини-проекты  можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые  писатели», «Сказка о прилагательном», над такими проектами работа ведется  в группах, в составе не более 3-4 человек. 
          Краткосрочные проекты занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила именно так?» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»). 
           Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. 

Годичные  могут выполняться  как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения  проблемы и темы до презентации –  выполняется во внеурочное время. Это  серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на  научно-практических конференциях.

Основные требования к проекту. (Слайд 10)

1.Необходимо наличие  социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта  начинается с планирования действий по разрешению проблемы,

3.Каждый проект обязательно  требует исследовательской работы  учащихся.

Таким образом, отличительная  черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы  над проектом является продукт.

5.Подготовленный продукт  должен быть представлен достаточно  убедительно, как наиболее приемлемое  средство решения проблемы. Таким  образом, проект требует на  завершающем этапе презентации своего продукта.

Таким образом, мы видим, что проект – это “пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта  – его Портфолио, т.е. папка, в  которой собраны все рабочие  материалы проекта, в том числе  черновики, дневные планы и отчеты и др.

Этапы работы над проектом (Слайд 11)

1. Подготовительный. 
Цель: подготовка к проекту. 
Задачи: определение темы, выбор проблемы, уточнение целей. Создание рабочих групп. 
Деятельность учителя 
Формулирует проблему проекта, объясняет цели проекта. Мотивирует учащихся. 
Деятельность учащихся 
Обсуждают проблему. 
Осуществляют:  
• личностное присвоение проблемы 
• вживание в ситуацию 
• принятие, уточнение и конкретизацию задач 
2. Планирование 
Цель: составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов. 
Задачи:  
• анализ проблемы с разных точек зрения – по степени сложности, информационным и материальным возможностям ее решения и т.п.;  
• определение возможных источников информации; 
• распределение обязанностей между членами групп. 
Деятельность учителя 
Помогает в анализе проблемы; подсказывает возможные источники информации (в общих чертах). Наблюдает и ненавязчиво направляет. 
Деятельность учащихся 
Анализируют проблему, оговаривают возможные пути ее решения; ищут источники информации; выбирают и обосновывают критерии оценки результатов, определяют вид создаваемого продукта. 
3. Осуществление проекта 
Цель: разработка проекта 
Задачи:  
• сбор и уточнение информации;  
• анализ и синтез собранного материала; корректировка плана; 
• выбор оптимального варианта. 
Деятельность учителя 
Наблюдает, консультирует (по мере необходимости), ненавязчиво направляет. 
Деятельность учащихся 
Работают с информацией; проводят анализ и синтез материала; проводят исследования и эксперименты; анализируют результаты, оформляют их. 
4 . Защита проекта 
Цель: защита проекта. 
Задачи: 
• обоснование процесса проектирования;  
• подготовка докладов; 
• оценка. 
Деятельность учителя 
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов. 
Деятельность учащихся 
Готовят доклад; защищают проект; участвуют в анализе и оценке результатов. 
5. Презентация проекта 
Цель: демонстрация результата продукта деятельности. 
 
Выбирают вид и форму презентации проекта; представляют презентацию. 
6. Рефлексия 
Цель: анализ достижения поставленной цели. 
Задачи:  


Я задала себе вопросы: «Можно ли использовать метод проектов на уроках русского языка и литературы?». «Смогу ли я? Получится ли у меня?» Когда можно применить метод проектов? (Слайд 12)

Перечитала много источников о данном методе. Почему взялась за такую трудоёмкую работу? Наверное, потому, что люблю использовать в своей работе что-то новое.     

 Проектная методика на уроках русского языка и литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. (Слайд 13)

В процессе проектной  работы ответственность возлагаю на самого ученика.

Подготовку  и защиту проекта провожу на завершающем  этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов. Например, при изучении приставок Давлиева Анна подготовила проектную работу «Правописание  приставок ПРЕ- и ПРИ-», (Слайд 14) Зарипова Рада  «Приставки оканчивающие на З и С», а Губаев Владислав подготовил ролевую игру.

С учащимися 6 класса мы провели  исследовательскую работу «Что лучше  горькая правда или сладкая ложь?»  Учащимся нашей школы было задано 2 вопроса: (Слайд 15)

  1. Что лучше горькая правда или сладкая ложь?
  2. Что вы о себе хотите услышать: горькую правду или сладкую ложь?

Учащиеся пришли к  выводу: ложь всегда ведёт к потере уважения и доверия, лучше правда, какой бы она не была. (Слайд 16)

На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии. (Слайд 17)

Готовясь к уроку, часто  задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым  материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какие виды проектного метода  лучше использовать для этого.

  На уроках русского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на моих уроках позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. (Слайд 1)

Сравнивая количество учащихся, обучающихся на «4» и «5»,    можно увидеть значительный рост: 

Использование метода проектов на уроках даёт положительные результаты: повышается количество учеников, имеющих «4», «5», отсюда - повышение качества знаний учащихся.

Основная  трудность  в  организации  этой  деятельности -  перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом - объёмная, кропотливая, особенно,  если  это -  поиск  информации,  чтение  научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности  несомненная, но я всё-таки стараюсь избегать больших временных затрат. Активно использую творческие, игровые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлениями ребят над проблемой, постановкой экспериментов, участием в оформлении школы, кабинетов.

Большую помощь в работе над проектами оказывают  ресурсы Интернета.

При сегодняшней загруженности  современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.

Детская фантазия богата. Помимо докладов, рефератов представляют к защите   творческие   работы:   различного   рода   макеты,   игры,   сборники  рассказов и сказок, театральные постановки. Н-р, на Новый год ученики 11 класса изучили традиции и обычаи индейцев Северной Америки навахо и показали как они встречают Новый год, было интересно и познавательно. Видно, что в ходе работы над проектами дети приобретают опыт индивидуальной, самостоятельной, созидательной, творческой деятельности.                                                

 Вывод

Я думаю, что, накопив  опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми 
ключевыми  компетенциями  школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе. 

 

 

 


Информация о работе Метод проектов