Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:23, реферат
Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Метод проектов
В 2009-2010 году я начала использовать в своей работе «Метод проектов». (Слайд 1)
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Вряд
ли кто-то из нас поспорит
с этим: крепче всего запоминается
то, что прочувствовал или сделал
сам. Метод проектов
Основоположником проектного метода считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». (Слайд 4)
Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Преимущества
проектной деятельности в школе налицо: (Слайд 5)
В корне меняются отношения «учитель –
ученик»:
В современной
методической литературе существует несколько
разновидностей учебных проектов: информационный, ролевой,
практико-ориентированный, творческий
и исследовательский проекты. (Слайд
9)
Информационный проект
(Слайд 1)направлен на сбор информации
о каком-то объекте, явлении с целью её
анализа, обобщения и представления для
широкой аудитории. Например, биографические
данные того или иного писателя или поэта,
«Речевой портрет школьника», «Русские
семейные имена и прозвища: история и современность»,
«SMS как новый речевой жанр».
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова.
Практико-ориентированный проект направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки.
Исследовательский проект - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Диалектизмы Татышлинского района», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой».
Проекты распределяются
и по продолжительности. Мини-проекты
можно создать за один урок. Например,
«Слово о писателях», «Мои любимые
писатели», «Сказка о прилагательном»,
над такими проектами работа ведется
в группах, в составе не более
3-4 человек.
Краткосрочные
проекты занимают от двух до четырех уроков.
Например, «Уроки доброты. Почему учительница
поступила именно так?» (по произведению
В.Распутина «Уроки французского»).
Недельные
проекты выполняются в группах. Работа
идет под руководством учителя.
Годичные могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях.
Основные требования к проекту. (Слайд 10)
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,
3.Каждый проект обязательно
требует исследовательской
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом является продукт.
5.Подготовленный продукт
должен быть представлен
Таким образом, мы видим, что проект – это “пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Этапы работы над проектом (Слайд 11)
1. Подготовительный. |
Я задала себе вопросы: «Можно ли использовать метод проектов на уроках русского языка и литературы?». «Смогу ли я? Получится ли у меня?» Когда можно применить метод проектов? (Слайд 12)
Перечитала много источников о данном методе. Почему взялась за такую трудоёмкую работу? Наверное, потому, что люблю использовать в своей работе что-то новое.
Проектная методика на уроках русского языка и литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. (Слайд 13)
В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика.
Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов. Например, при изучении приставок Давлиева Анна подготовила проектную работу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-», (Слайд 14) Зарипова Рада «Приставки оканчивающие на З и С», а Губаев Владислав подготовил ролевую игру.
С учащимися 6 класса мы провели исследовательскую работу «Что лучше горькая правда или сладкая ложь?» Учащимся нашей школы было задано 2 вопроса: (Слайд 15)
Учащиеся пришли к выводу: ложь всегда ведёт к потере уважения и доверия, лучше правда, какой бы она не была. (Слайд 16)
На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии. (Слайд 17)
Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какие виды проектного метода лучше использовать для этого.
На уроках русского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на моих уроках позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. (Слайд 1)
Сравнивая количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», можно увидеть значительный рост:
Использование метода проектов на уроках даёт положительные результаты: повышается количество учеников, имеющих «4», «5», отсюда - повышение качества знаний учащихся.
Основная трудность в организации этой деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом - объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но я всё-таки стараюсь избегать больших временных затрат. Активно использую творческие, игровые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлениями ребят над проблемой, постановкой экспериментов, участием в оформлении школы, кабинетов.
Большую помощь в работе над проектами оказывают ресурсы Интернета.
При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.
Детская фантазия богата.
Помимо докладов, рефератов представляют
к защите творческие работы: различного рода
макеты, игры, сборники рассказов и сказок,
театральные постановки. Н-р, на Новый
год ученики 11 класса изучили традиции
и обычаи индейцев Северной Америки навахо и показали
как они встречают Новый год, было интересно
и познавательно. Видно, что в ходе работы над проектами
дети приобретают опыт индивидуальной,
самостоятельной, созидательной, творческой
деятельности.
Вывод
Я думаю, что, накопив
опыт использования данного метода при изучении
русского языка и литературы, мои ученики
смогут овладеть всеми
ключевыми компетенциями