Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:21, контрольная работа
Что есть метод и для чего он так необходим в процессе научного познания окружающей действительности? Научный метод - это упорядоченный способ познания и исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине. Методология науки, в традиционном понимании - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле - это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины.
В-четвертых, формационный подход содержит элементы провиденциализма и социального утопизма. Как отмечалось выше, формационная концепция предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые — рабовладельческую, феодальную и капиталистическую — к бесклассовой коммунистической формации. К. Маркс и его ученики затратили много усилий для доказательства неотвратимости наступления эры коммунизма, в которой каждый будет вносить свое достояние по способностям, а получать от общества по потребностям. Выражаясь христианской терминологией, — достижение коммунизма означает достижение человечеством царства Божия на Земле. Утопический характер этой схемы обнаружился в последние десятилетия существования Советской власти и социалистической системы. Подавляющее большинство народов отказалось от «строительства коммунизма».
Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX — XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг исторического журнала «Анналы» (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской исторической науке его сторонниками были Н. Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.
Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от лат. слова «civil» — городской, гражданский, государственный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» — дикий, лесной, грубый. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.
В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его «закат», или упадок (О. Шпенглер).
Однако для цивилизационного подхода
к историческому процессу более
существенное значение имеет понимание
цивилизации как целостной обще
Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:
1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;
2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;
3) цивилизационный подход не
отвергает, а, напротив, предполагает
целостность, единство
4) выделение определенных
5) цивилизационный подход
Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других — политическое, а третьих — религиозное, в четвертых — культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов системы цивилизации. Однако характер этого доминирования носит трудно уловимый характер.
Еще большие трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite’— мышление, психология) — это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности — творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.
Есть еще ряд претензий к цивилизационному подходу, связанному с интерпретацией движущих сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития.
Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода — формационный и цивилизационный — дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого из них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.
Заключение
Итак, мы рассмотрели особенности и содержание основных принципов научного исторического познания. А также объяснили необходимость и обоснованность выдвижения этих принципов. Для человека, далекого от каких бы то ни было научных изысканий и не знающего вкуса того здравого и горячего любопытства, которым движимы умы ученых, все это покажется глупой и надуманной болтовней. Он не поймет для чего городить столько сложных умозаключений над казалось бы очевидными вещами. Однако, если присмотреться, то даже в обыденной жизни очень многим людям не хватает той самой объективности, которую и призвана обеспечить строго выверенная и опробованная методология в науке. Никто из людей не свободен от излишнего субьективизма, внутренних и часто неосознаваемых пристрастий и предпочтений. И потому непонимание так часто встречается в среде межличностного общения. Довольно часто у многих даже возникает мысль о том, что человеку за редким исключением вообще несвойственно мыслить логически и он просто не способен понимать рациональные доводы. Все это происходит от неуважения и невнимания к своему мышлению, к его недисциплинированности. Всякому известно, что нужно развивать тело. Сегодня уже не всякому, но многим известно, что нужно развивать и душу. Но абсолютное меньшинство в наше время понимает и озабоченно тем, чтобы развивать ум. Не просто пихать в него «нужную» информацию, никак критически не осмысляя ее, не давая ей свою оценку, свое отношение. Нужно выстраивать это свое отношение и тем все более понимать себя и следовательно законы мышления. Если человек хоть сколько-нибудь потрудится над этим, то уже будет гораздо умнее многих может и начитанных и формально образованных людей, но совершенно не умеющих критически относиться к своим воззрениям и воспринимать аргументированные доводы. И даже непонимающих что есть довод и какова цена аргументации. И так мы можем сказать, что некоторые законы, по которым выстраиваются рассуждения и умозаключения о чем бы то ни было могут быть важны не только в науке, но и в обыкновенной повседневной жизни.
Список литературы