Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:22, реферат
УССР в апреле 1922 - самостоятельное государство, ведущее независимую международную политику.
• В апреле 1922 г. РСФСР - главный союзник УССР - получает право заключать и подписывать международные договоры от имени Украины (и других советских республик.
• Продолжает действовать заключен еще в 1919 г. и подтвержден договорами 1920-1921 гг. военно-политический союз между РСФСР и УССР.
1)Международное и внутреннее положение Украины в начале 20х годов.Крестиан Раковский. Включение советской Украины в состав ссср и утрата независимости
Международное положение:
• УССР в апреле 1922 - самостоятельное
государство, ведущее
• В апреле 1922 г. РСФСР - главный союзник УССР - получает право заключать и подписывать международные договоры от имени Украины (и других советских республик.
• Продолжает действовать заключен еще в 1919 г. и подтвержден договорами 1920-1921 гг. военно-политический союз между РСФСР и УССР.
• Согласно условиям этих договоров силы, финансовая система, управление экономикой, пути сообщений, почта, телеграф были общими и подчинялись объединенным наркома ¬ там.
• УССР подписывает мирные договоры, устанавливает дипломатические отношения с ограниченным кругом стран Литвой, Латвией, Эстонией (1921 г.), Турцией, Германией (1922 г.).
• В декабре 1922 г. было создано новое государство - СССР - Союз Советских Социалистических Республики, в состав которого вошли РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация (которая, в свою очередь, состояла из Армении, Азербайджана, Грузии).
-20 сентября 1923г.наркомат внешних
связей Укр.перестал
-объединение советских
Внутреннее положение УССР
в 1921 г было чрезвычайно тяжелым.
Правительство неоднократно
Внутреннее положение:
• Экономика УССР находится
в разрушенном состоянии.
• Сельское хозяйство также разрушены. Посевные площади сократились в 1,5 раза, произошло резкое падение урожаев. Начинается голод.
• Растет недовольство политикой правительства, вспыхивают восстания.
• Начинается реализация плана ГОЭЛРО *. В нем предусмотрено строительство электростанций, заводов на территории Украины. План ГОЭЛРО требует чрезмерных материальных затрат.
-отмена товаро-денежных
-национализация промышленности
-экономический кризис влился в политический кризис.В1921г. в повстанческом движении приняли участие 100тыс.человек.(кранштадский метеж)
-введение всеобщей трудовой повинности в возрасте от 16 до 60 лет
На X съезде РКП (б), состоявшийся в марте 1921 г., ВЛенин оценил внутреннее состояние РСФСР как катастрофический. Чтобы исправить положение, сложившееся в стране, была предложен и одобрен указ"О замене продразверстки натуральным налогом". Это решение положило начало новой экономической политике (нэп), которую большевики вводить в 1921-1928 гг.
Экономическое положение ухудшилось голодом 21-23гг(первая волна).Дефицит хлеба составил 20млн пудов.
2)НЭП-особенности и проблемы осуществления на украине.Форсированная индустриализация:задачи,х-ка трудности,достижения и потери
Политика военного камунизма привела
к краху.В21г на 10 съезде партий
была принята новая экономическая политика-НЭП-политика,
НЭП в промышленности:
-децентрализация управления экономикой
-передача в аренду мелких
и средних предприятий их
-перевод предприятий на хоз.
-отмена всеобщей трудовой
-привлечение иностранного
НЭП в с/х:
-замена продразвёрстки
-крестьянству разрешили
НЭП в торговли и финансах:
-отказ от бартера и переход
к товарно-денежным отношениям.Три
вида торговли:частная,
-была введена новая денежная единица-червонец.
-введены различные налоги(
НЭП на Украине был введен в 1922г.Против
введения НЭПа выступили комитеты
бедноты. НЭП на Украине дал результаты
к 1925г.-достигнут довоенный уровень 1913г.-резко
вырос уровень жизни.Однако НЭП не мог
быт долговечным, т.к. базировался на двух
противоположностях-в экономике-рыночные
отношения, в политике-командно-
Параллельно с НЭПом проводилась политика индустриализации.В1925г. на 14 съезде партий был взят курс на индустриализацию.
Индустриализация - сис-ма мер, направленных на создание крупной промышленности,в целях технического перевооружения и укрепления обороноспособности страны. Проводилась в годы первой и второй пятилеток.
Источники индустриализации:
-перекачивание средств из
-введение принудительный
-увеличение кол-ва
-вывоз за границу сырья по низким ценам
- вывоз за границу произведений искусства
-использование труда
-использования труда рабочих в выходные дни.
Итоги:страна из аграрной превратилась в индустриальную,укрепилась обороноспособность страны,предпочтение отдано технич.пром.,ликвидирована безроботица,но понизился жизненный уровень населения.
3)Насильственная
Сталин и его окружение
впоследствии все больше
Осенью 1928 г. в Украине было коллективизировано лишь 4% крестьянского землепользования - это была слабая опора для осуществления грандиозных сталинских планов. Крестьян стали насильно загонять в колхозы. Основную противодействие этот процесс вызвал со стороны зажиточных крестьян, которые получили название "кулаки".
Первая волна раскулачивания прокатилась республикой со второй половины января до начала марта 1930. Она охватила 309 районов, где насчитывалось 2524 тыс. крестьянских хозяйств. По состоянию на 10 марта во раскулачивание попало 61887 хозяйств, то есть 2,5%.
Крестьянство оказывало
В сентябре 1930 г. УКВКП (б) разослал по республикам директивного письма "О коллективизации". В частности, Украина должна удвоить уровень обобществления и в течение 1931 г. в основном закончить общественную коллективизацию решающих сельскохозяйственных районов. В течение 1930 г. из Украины было депортировано почти 75 тысяч крестьянских семей, а с конца года и до июня 1913 - 23,5 тыс. за годы сплошной коллективизации. Было экспроприировано более 200 тыс. крестьянских хозяйств.
Трагедия коллективизации
Все это обусловливало трагедию опустошительного голода, жертвами которого стали миллионы.
Причины голода в Украине 1932-1933 гг Западные историки считают, что основными были национально-политические факторы: украинских крестьян уничтожали не потому, что они были крестьянами, но потому, что были украинскими крестьянами. Некоторые российские, украинские и западные историки считают, что голод 1932-1933 г. обусловлен действием социально-экономических факторов, прежде всего "насильственными хлебозаготовками" возвращением к экономической необоснованной и политически скомпрометированной политики-продразверстки ".
Наиболее обоснованной является позиция авторского коллектива монографии "Сталинизм на Украине 1920-1930 гг", которые пришли к выводу, что "конкурирующие гипотезы надо объединить, тогда факты, связанные с голодом, логично складываются в цельную картину".
Среди исследователей пока нет единства
в определении фактических
Последствия сплошной коллективизации. Форсированные типы и преимущественно административные методы ее осуществления привели к катастрофическим последствиям - дезорганизации и деградации аграрного сектора в начале 30-х годов.
В 1933 году Сталин, пытаясь избежать экономической катастрофы, отказался от ускоренных темпов индустриализации и от безразмерной продразверстки. В конце 30 г. сельское хозяйство Украины вышло на уровень производительности, который существовал до начала сплошной коллективизации: 913 г. на одного жителя Украины было выращено - 639 кг. О чем говорят эти цифры? Во-первых, по этому показателю даже в начале 40 гг. республика не достигла дореволюционного уровня. Во-вторых, хранилось отставание от западных стран. В-третьих, производство зерна в республике в 20-30 годах отставало от рациональной нормы - 1000 кг. в год на человека.
Итак, в сталинской модели построения социализма доминирующей звеном была форсированная индустриализация. Роль аграрного сектора заключалась в "обслуживании" процесса индустриализации и в сохранении в стране стабильной ситуации по продовольствию.
Главным следствием коллективизации стал осуществленный индустриальный скачок, за который заплачено дорогой ценой: жертвами насильственного раскулачивания и голодомора, потерей крестьянами чувство хозяина.
4) Культурное строительство 20х,30х годов
Политика советского руководства в области культуры официально была названа "культурной революцией". В короткий срок планировалось ликвидировать неграмотность; создать систему народного образования; сформировать кадры новой интеллигенции; превратить литературу, искусство, гуманитарные науки в инструмент идеологического воздействия на массы.
Характерные черты духовной жизни в 20-30 гг стали с одной стороны новаторство и поиск ломка стереотипов, привлечения широких народных масс к достоянию и продуцирование культуры, а с другой - форсированными темпами нарастали унификация, централизация, тотальная идеологизация, общее снижение уровня культуры.
В 1920 году была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотность, а в мае 1925 г. Совнарком УССР принял постановление "О борьбе с неграмотность", согласно которой все население республики в возрасте от 8 до 50 лет должны были учиться читать и писать.
В конце 30-х годов система
Возрастающими темпами происходило и формирование новой интеллигенции. Основную роль в этом процессе играли высшие и средние специальные учебные заведения, количество которых быстро росла.
Процесс формирования новой интеллигенции
сопровождался репрессиями
Культура в 20-30 годах. Сложные и неоднозначные происходили в украинской литературе и искусстве. 20-30 годы советской истории - время противоречивая. С одной стороны, под лозунгом демократии народ в порыве революционного романтизма и веры в светлые идеалы преодолевал сложности восстановительного периода, заложил фундамент индустриального прорыва. С другой - постепенное, но безудержное вынесения содержания демократических лозунгов и принципов, широкое наступление на права человека, утверждение людоедской системы тоталитаризма.
Активное экспериментирование и поиск новых форм самовыражения, а также традиционный для украинской культуры барочный стиль способствовали росту на украинской почве символизма. Вслед за старыми поколениями поэтов-символистов (М. Вороной, О. Олесь, Г. Чупринка). В конце второго десятилетия ХХ века. все увереннее заявляет о себе молодая плеяда его сторонников (М. Филянский, А. Кобылянский, Д. Загул А. Савченко).