Международное положение и внешняя политика СССР 1945-1960г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. До войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, а к концу войны — с 52. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.
Растущее влияние СССР обеспокоило лидеров ведущих мировых держав. Их отношение к СССР, вчерашнему союзнику по антигитлеровской коалиции, резко изменилось. Они решили ограничить влияние СССР, используя ядерный фактор. Еще во время второй мировой войны США стали обладателями ядерного оружия. В отношениях между СССР и ведущими западноевропейскими стала проводиться политика "холодной войны".

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Коренные изменения на международной арене…………………...…………4
2. СССР в холодной войне…………………………………………………….….9
3. Раскол Европы………………………………………………………….……. 16
4 Международные отношения…………………………………….…………….22
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Международное положение и внешняя политика СССР в 19451960 годах.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

В 1946—1948 гг. военными стратегами США было разработано  несколько планов войны против СССР под кодовыми названиями «Пинчер», «Бройлер», «Траббер», «Хафмун», «Флитвуд». В 1949 г. на свет появился план «Дропшот». Его главная цель состояла в том, чтобы во взаимодействии с американскими союзниками уничтожить советскую военную мощь и способность к сопротивлению путём тотального наступления. План предусматривал начать войну против СССР массированными ударами стратегической авиации по административно-политическим и промышленным центрам нашей страны, а также районам сосредоточения войск. Планировалось на первом этапе в течение тридцати суток сбросить на СССР 300 атомных и 200 тыс. тонн обычных бомб. Авторы плана рассчитывали таким путём принудить Советский Союз к капитуляции.

В 1949 г. страны Западной Европы, США и Канада создали военно-политический союз — Организацию Северо-Атлантического Договора (НАТО), куда через несколько лет вступила ФРГ.

Образование блока  НАТО подстегнуло гонку вооружений. За пять лет, (в 1949—1953 г). военные расходы членов организации возросли более чем в 3,5 раза, с 18,5 млрд долл. до 65 млрд. Советский Союз, сократив свою армию в 1945—1948 гг. с 11365 тыс. человек до 2874 тыс., с 1949 снова начал ее увеличивать и в начале 50х годов она достигла почти 6 млн человек. Прямые военные расходы СССР поглощали около 25 % годового бюджета страны — всего лишь в два раза меньше, чем в 1944 г. Крупные советские силы, находились в странах Восточной Европы и в случае войны могли быстро овладеть значительными территориями к западу от Эльбы, выйти к Ла-Маншу. НАТО приходилось считаться с такой возможностью.

В ответ на это  европейские социалистические страны по инициативе СССР подписали в 1955 г. в Варшаве договор о взаимопомощи, положив начало Организации Варшавского договора (ОВД). Соперничество между двумя группировками приводило к неоднократному ухудшению международной обстановки, вызвало небывалую гонку вооружений. Сталин в последние годы своей жизни исходил во внешней политике из того, что обострение ситуации в мире на руку социалистическому лагерю, поскольку третья мировая война якобы должна привести к гибели капиталистической системы и торжеству коммунизма.

В 1950 г. Сталин подтолкнул руководителя Северной Кореи Ким Ир Сена к нападению  на Южную Корею с целью объединения  всей страны под властью коммунистов. Первоначальные успехи северокорейской  армии были нейтрализованы войсками ООН, высадившимися на Корейском полуострове и состоявшими в основном из американцев. Только вмешательство почти миллиона китайских «добровольцев» спасло Северную Корею от разгрома. Вновь между двумя корейскими государствами была восстановлена демаркационная линия (граница на местности, разделяющая две армии, заключившие перемирие) по 38-й параллели. Советский Союз в этой войне не принимал непосредственного участия, но советские лётчики воевали с американскими в корейском небе.

На подобные действия советского руководства США и их союзники отвечали созданием вокруг советских границ многочисленных военных баз, с которых их авиация имела возможность быстро атаковать территорию СССР. В штабах НАТО и США разрабатывались многочисленные варианты удара по жизненным центрам СССР с применением атомного оружия.

«Холодная война» держала  человечество в состоянии постоянного  напряжения, страха, создавала крайне неустойчивое положение, сужала возможности  для политического урегулирования конфликтных ситуаций.

После смерти И.В.Сталина внешнеполитический курс Советского Союза претерпел некоторые изменения. На протяжении 1953—1956 гг. советским руководством во главе с Н.С.Хрущёвым делались попытки нащупать новые подходы во внешней политике, которые на ХХ съезде сложились в новую внешнеполитическую концепцию (концепция — система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, единый определяющий замысел). Согласно этой концепции, признавалось право социалистических стран выбирать свои пути построения социализма, а не следовать жёстко советской модели, отрицалась фатальная неизбежность ядерной войны как результат противостояния социализма и коммунизма. На первый план в отношениях с капиталистическими странами теперь выдвигался принцип мирного сосуществования. В то же время СССР отнюдь не отказался от распространения своего влияния на другие регионы планеты. Наиболее активная политика проводилась в отношении стран, освободившихся от колониальной зависимости, — Египта, Алжира и др. Вынуждая их выбрать социалистический путь развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно экономическую, военную и культурную помощь.

Особые усилия прилагались  для укрепления социалистического  лагеря, поскольку процесс десталинизации, начавшийся в СССР, вызвал серьёзные  проблемы во взаимоотношениях Советского Союза с рядом входивших в этот лагерь стран. Так, в 1956 г. в Польше и Венгрии усилились антикоммунистические и антисоветские настроения. В случае с Польшей советское руководство, согласившись с программой реформ, предложенных новым польским лидером В.Гомулкой, смогло этим снять напряжение. В Венгрии ситуация вышла из-под контроля. Там вспыхнуло восстание, которое было подавлено советскими войсками. Подобные действия Советского Союза вызвали осуждение во многих странах. Они не могли не затормозить процесс преодоления сталинизма не только в странах Восточной Европы, но и в самом СССР.По иной причине ухудшились отношения с Албанией и Китаем. Руководители компартий этих стран не разделяли хрущёвскую политику разоблачения культа личности Сталина. Эти государства начали отдалятся от Советского Союза, что повлекло свёртывание всех связей, раскол в мировом коммунистическом движении.

Между тем во времена Н.С. Хрущёва советско-американские отношения  также не отличались стабильностью. В 1950-е — начале 1960-х гг. прошлого века американская сторона зачастую предпринимала шаги к дестабилизации этих отношений. Например, руководители США полностью отдавали себе отчёт в том, что нелегальные вторжения в воздушное пространство СССР американских самолётов являют собой серьёзное нарушение международного права. В этом отношении показателен инцидент, случившийся 7 ноября 1954 г. (американцы вообще любили нарушать воздушное пространство СССР в праздничные дни: наиболее известен эпизод 1 мая 1960 г., когда над Уралом был сбит американский самолёт-шпион У-2 с лётчиком Ф. Пауэрсом, оставшимся в живых). В 1954 г., когда в СССР отмечалась 37-я годовщина Октябрьской революции, советские истребители сбили американский самолет-разведчик РБ-29, совершавший разведывательный полёт вдоль береговой черты советского Дальнего Востока в Японском море. Десять лётчиков из экипажа самолёта-разведчика выпрыгнули на парашютах и были спасены американскими аварийно-спасательными службами. Один член экипажа погиб.

В США началась кампания в прессе, обвинявшая советские силы ПВО в уничтожении ни в чём неповинного самолёта.

Стремясь улучшить отношения  с Западом, СССР предпринял ряд инициатив: объявил мораторий на ядерные  испытания и в одностороннем  порядке осуществил серию сокращений вооружённых сил. При этом, правда, проводилось их перевооружение современным ракетно-ядерным оружием. Декларативность многих советских предложений по разоружению была очевидна, а их эффективность незначительна. Вместе с тем динамичная внешнеполитическая деятельность Хрущёва, его многочисленные личные контакты с западными лидерами открывали пути для поиска взаимопонимания. Особые надежды породил визит Хрущёва в США в 1959 г. (см. № 7/2004). Вскоре, однако, начался новый виток конфронтации.

Справедливости  ради надо сказать, что советские лидеры (Сталин, Хрущёв, Брежнев) предпочитали силовые решения многих международных проблем. В аспекте рассматриваемой нами внешней политики СССР в послевоенный период исключительный интерес представляет организация 12-го специального отдела при 2-м Главном разведывательном управлении МГБ СССР осенью 1953 г. Предварительно данный вопрос рассмотрела специальная комиссия ЦК КПСС по разведывательной работе. Вскоре за подписью Н.С.Хрущёва, избранного в те дни Первым секретарём ЦК КПСС, и было принято постановление ЦК о создании «отдела для проведения диверсий на важных военно-стратегических объектах и коммуникациях главных агрессивных государств — США, Англии, а также на территории других капиталистических стран, используемых главными агрессорами против СССР». Далее директивно указывалось: «Признать целесообразным осуществление активных действий в отношении наиболее активных и злобных врагов Советского Союза из числа деятелей капиталистических стран, особо опасных иностранных разведчиков, главарей антисоветских эмигрантских организаций и изменников Родины». В оригинале вместо слов «активных действий» значилось «актов террора». В «Положении» об этом отделе на четырёх страницах машинописного текста раскрывались задачи и цели предстоящей деятельности отдела, подробно и много говорилось и о терроре, и о диверсионной работе, и о «секретном изъятии и доставке на нашу территорию лиц, вывоз которых в СССР вызывается особой необходимостью».

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Раскол Европы

Раскол Европы немедленно отразился на важнейшем  вопросе в первые послевоенные годы — вопросе о судьбе Германии. С момента окончания второй мировой войны он занял одно из центральных мест во внешней политике держав антигитлеровской коалиции, в их борьбе за реализацию своих программ послевоенного устройства мира. Лидеры США, Англии и Франции стремились обеспечить ей демократический путь развития на базе многопартийной системы, сталинское руководство СССР рассчитывало на победу немецких коммунистов и также не оставляло надежды распространить свое влияние на всю Германию.

Одним из камней преткновения между бывшими союзниками являлся репарационный вопрос. Согласно решению Потсдамской конференции репарационные претензии четырех государств, оккупирующих Германию, должны были удовлетворяться из своих зон и германских вложений за границей. Кроме того, было решено, что СССР должен получить из западных зон 25 % всего изымаемого там промышленного оборудования, в т. ч. 10 % — бесплатно, а 15 % в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле и другой продукции. Однако процесс получения Советским Союзом репараций из западных зон оккупации Германии натолкнулся на серьезные препятствия, а 25 мая 1946 г. правительства США и Англии официально объявили о полном прекращении любых репарационных поставок в СССР из своих зон. Вскоре к этому решению присоединилась и Франция. В общем Советский Союз из западных зон получил к 1 января 1947 г. репараций на сумму в 12,5 мл долл., из них поставки на сумму в 7,5 мл долл. подлежали оплате. Общая же сумма репараций с Германии, полученных Советским Союзом, составила 4,3 млрд долл. В то же время США и Англия завладели всеми золотыми запасами Германии, заграничными активами, большей частью торгового флота, наиболее ценными патентами и изобретениями. По официальным данным ФРГ, все ценности, полученные США, Англией и Францией в Германии, составляли не менее 20 млрд долл.

И Уже в 1946 г. подверглись ревизии Потсдамские  соглашения, а 1948 г. все три зоны оккупации западных стран были слиты в одну. Разногласия между бывшими союзниками привели к свертыванию работы Контрольного Совета по Германии. 20 марта 1948 г. советский представитель маршал В. Соколовский покинул его заседания и он прекратил свою деятельность. Западные страны становятся на путь создания сильного немецкого государства на основе своих зон оккупации и его экономической стабилизации. Решающим шагом на этом пути было прекращение взимания репараций, проведение 20 июня 1948 г. денежной реформы. 23 июня она была распространена на западные секторы Берлина. Замена обесцененной рейх-с марки новой денежной единицей дала толчок началу экономического восстановления. Но она была явным нарушением межсоюзнических договоренностей о совместном решении германских проблем. Пользуясь тем, что в соглашении ос статусе Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортных связей его западных секторов с западными зонами оккупации, СССР, в ответ, 24 июня 1948 г. перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина — первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками. Для снабжения находившихся в Западном Берлине американских, английских и французских войск, двухмиллионного населения, западные страны организовали воздушный мост.

Блокада Берлина  привела к серьезному росту напряженности  в центре Европы, повлекла за собой  и определенные подвижки в общественном мнении западных стран. Прежде всего, произошли важные изменения в настроениях граждан США. Большинство из них поддержало линию Трумэна на силовое противоборство с СССР и на присутствие американских войск далеко за пределами страны — в Европе и Азии. На президентских выборах, проходивших в ноябре 1948 г., Трумэн получил убедительную поддержку избирателей. С политикой изоляционизма, которой США пытались следовать с первых дней своего существования, было покончено.

После серии  советско-американских переговоров, СССР согласился прекратить блокаду Берлина с 12 мая 1949 г. Блокада Берлина ускорила процесс создания германского государства в западных зонах. В сентябре 1948 г. был созван Парламентский совет, избранный восстановленными еще в 1946 г. земельными парламентами. Он разработал конституцию Федеративной Республики Германии (ФРГ) 23 мая 1949 г. она была утверждена верховными комиссарами трех оккупационных зон и вступила в силу. На ее основе 14 августа 1949 г. состоялись выборы в бундестаг — нижнюю палату парламента. 7 сентября западногерманский парламент утвердил конституцию страны и избрал президента ФРГ. Было провозглашено создание Федеративной Республики Германии.

События в Восточной  Германии, которая являлась советской  зоной оккупации, развивались по аналогичному сценарию. В ответ на денежную реформу в западных зонах на территории Восточной Германии было введена восточная марка. Общественными движениями и партиями, среди которых главная роль принадлежала Социалистической единой партии Германии, был избран Национальный Совет. На своей сессии 7 октября 1949 г. Совет провозгласил образование на территории Восточной Германии Германской Демократической Республики (ГДР).

Таким образом, осенью 1949 г. произошел территориальный  раскол Германии. Два германских государства  стали принадлежать к разным социально-экономическим и политическим системам.

Важнейшей формой противостояния двух великих держав и их союзников становится гонка  вооружений. Обе стороны сделали  ставку на военную силу как основу своей политики.

24 января 1946 г. первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН постановила учредить Комиссию ООН по атомной энергии и поручила ей разработать предложения об «исключении из национальных вооружений атомного оружия», и о «контроле над атомной энергией в объеме, необходимом для обеспечения использования ее только в мирных целях». Однако обеспечить выполнение возложенных на Комиссию задач оказалось невозможным. Представители США в Комиссии Б. Барух представил американский проект установления международного контроля над атомной энергией. Всем государствам мира запрещалось создавать национальную атомную промышленность и проводить научные исследования в этой области. Предлагалось учредить международный орган по атомной энергии с весьма широкими полномочиями и который находился бы вне контроля Совета Безопасности ООН. В этой международной организации Соединенным Штатом должно было принадлежать постоянное большинство.

Информация о работе Международное положение и внешняя политика СССР 1945-1960г.г