Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:25, реферат
Описание работы
Актуальность исследования. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.
Содержание работы
Введение 1. Международное положение Киевской Руси 2. Внешняя политика Киевской Руси 2.1 Русь и Византия 2.2 Русь и Степь 2.3 Русь и Европа Заключение Список использованной литературы
степень, звание
(фамилия, имя, отчество – полностью)
Работа принята
на оценку _______________
(оценка)
«____»____________________20___г.
Вышний Волочек
20___г
ПЛАН
Введение
1. Международное
положение Киевской Руси
2. Внешняя политика
Киевской Руси
2.1 Русь и Византия
2.2 Русь и Степь
2.3 Русь и Европа
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Актуальность исследования.
Киевская Русь сыграла выдающуюся роль
в истории славянских народов. Становление
феодальных отношений и завершение процессов
формирования единого Древнерусского
государства положительно сказались на
этническом развитии восточнославянских
племен, которые постепенно складывались
в единую древнерусскую народность. В
ее основе лежали общая территория, единый
язык, общая культура, тесные экономические
связи. На протяжении всего периода существования
Киевской Руси древнерусская народность,
которая была общей этнической основой
трех братских восточнославянских народов
- русского, украинского и белорусского,
развивалась путем дальнейшей консолидации.
В Киеве, а дальше в Новгороде
и других городах Руси складывались летописи,
в которых описывалось славное прошлое,
а так же анализировалась современная
жизнь. Древнерусский народ творил свою
устную историю в виде переводов и легенд,
песен жен и былин, других фольклорных
достопримечательностей. Киевская Русь
много весила в политической жизни Европы
и Ближнего Востока. С ней вынуждены были
считаться византийские императоры и
хазарские хапаны. На протяжении пол тысячелетие
Древнерусское государство заслоняло
собой европейский мир и Византию от кочевников.
Киевская Русь сделала огромный взнос
к мировой истории ИХ-ХИИИ ст., поэтому
интерес к ней не стихает среди ученых
современного мира. Таким образом, целью
данного исследования является анализ
внешней политики и международного положения
Киевской Руси.
Объектом исследования является
Киевская Русь
Предметом исследования является
международное положение и внешняя политика.
1. Международное
положение Киевской Руси
В середине IX века на территории
Восточной Европы сложилось новое славянское
государство вошедшее в историю под названием
Русь. Вокруг стержня важного торгового
пути "из варяг в греки" объединились
восточнославянские племенные союзы,
возникли и заняли доминирующие положение
крупные города Новгород и Киев.
С самого начала своего существования
Русь имела обширные внешнеполитические
связи с соседними народами. Княжеская
власть скрепившая новое государство
активно использовала разнообразные дипломатические
приемы, международный опыт, опираясь
при этом на традиции и устои восточнославянских
племен.
Киевскую Русь можно охарактеризовать
как раннефеодальную монархию. Ее образование
стало итогом сложного и длительного процесса
формирования феодальных отношений, подготовленным
всем ходом развития полутора десятков
восточнославянских племенных союзов.
Во главе государства стоял
великий князь киевский. Его дружинники
осуществляли управление страной, суд
и расправу. Дружинники помогали князю
управлять его домом и хозяйством, строили
Города-крепости, созывали воинов;
отправлялись в другие страны послами
князей, торговали княжескими товарами.
Зависимость отдельных племенных союзов
от киевского князя часто ограничивалась
лишь уплатой дани.
Историки выделяют следующие
особенности социально-экономического
и политического развития Киевской Руси1:
1. Процессы социально-классовой
дифференциации шли медленнее, чем
в Западной Европе той эпохи.
Крупная частная собственность
на землю (вотчина) не играла ведущей
роли в экономике Руси; основана
она была на труде рабов (челяди,
холопов) и полусвободных.
2. Основной единицей хозяйственного
и общественного устройства оставалась
свободная земледельческая община
- коллективный собственник, организующий
все виды деятельности человека:
трудовую, обрядовую, культовую. Внутри
общины действовали принципы
прямой демократии: коллективное
принятие решений, выборность старейшин.
3. Князь в Киевской
Руси не был государем в
полном смысле слова. Государственное
устройство держалось на договоре
("ряде") земель отдельных союзов
племен и княжеской власти, который
предусматривал взаимные обязательства.
По определению А.Н. Сахарова,
"раннее Киевское государство с политической
точки зрения - федерация княжеств и непосредственно
подчиненных великому князю территорий,
с социально-экономической точки зрения
- совокупность территориальных общин
с элементами родовых отношений".
4. Господствовал идеал "народоправства"
("вечеправства"). Народное собрание
(вече) решало важнейшие вопросы в жизни
городов, волостей: вопросы войны и мира,
денежных сборов и т.д.
5. Древнюю Русь скандинавские
саги называли "гардарик" ("страна
городов"). Но города Руси - это не только
центры торговли, ремесла. Это - и своеобразные
города-государства (центры, к которым
тяготела округа).
6. Рядовое население Киевской
Руси было вооружено, организовано
по десятичной системе (десятки,
сотни, тысячи). Это народное ополчение
было решающей силой в походах,
войнах; подчинялось оно не князю,
а вечу. Подобная традиция сложилась
под влиянием постоянной внешней
опасности, прежде всего - со стороны
кочевой Степи2.
Важной проблемой является
развитие законодательства в Киевской
Руси. Усиление государственности на Руси
вызвало установление и развитие правовых
норм.
Ряд историков полагает, что
в Древней Руси кроме обычного права, существовало
законодательство, так называемый "Закон
русский". Составление же сложного юридического
памятника, опиравшегося на нормы обычного
права и прежнего законодательства, - "Русской
Правды" - традиция связывает с именем
Ярослава Мудрого (1019-1054) 3.
Ярославу Мудрому принадлежат
17 первых статей "Русской правды"
("Правда Ярослава"). Он ограничивал
кровную месть кругом ближайших родственников
(если мстить было некому, виновный платил
штраф-виру - великому князю). Если же убийца
скрывался, виру должна была заплатить
община - вервь, на территории которой
произошло убийство ("общая" или "дикая"
вира). Тем самым вводилось общее поручительство,
общая ответственность в деревне.
Законы Ярослава Мудрого разбирали
споры между свободными людьми, прежде
всего - в среде княжеской дружины. "Правда"
различала разбойничество (убийство) и
убийство в ссоре, в пылу (непреднамеренное
убийство). Разбойников с семьей отдавали
князю "на поток" (изгнание). "Правда
Ярослава" разбирала и сложные вопросы
о наследовании имущества.
При сыновьях Ярослава Мудрого
- Изяславе, Святославе и Всеволоде - около
1072 г., после массовых народных волнений,
прокатившихся по Киевской Руси в 1068_1072
гг., "Русская Правда" была дополнена
рядом статей, получивших название "Правды
Ярославичей". Была отменена кровная
месть. "Правда Ярославичей" усилила
разницу в плате за убийство различных
категорий населения Киевской Руси, выразив
заботу о защите жизни, собственности
и имущества феодалов. Так, за убийство
старшего дружинника, княжеского дворецкого
("огнищанина"), подъездного (сборщика
налогов) платился штраф в 80 гривен; за
убийство свободных людей (мужей, смердов)
- 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов,
рядовичей) и рабов оценивалась в 5 гривен.
В состав Пространной редакции
"Русской Правды" входил "Покон
вирный" - он устанавливал размеры денежных
и продуктовых поборов в пользу вирника
- княжеского боярина, взимавшего с общины
и общинников судебные пошлины в пользу
князя (виры и продажи). Здесь же помещался
и "Урок мостникам" - правила для мостовщиков,
строителей, ремонтников деревянных мостовых
в городах (или мостов на реках).
Владимир Мономах (1113-1125), ставший
великим князем после восстания в Киеве
1113 г., издал еще один юридический документ
- "Устав Владимира Мономаха", также
вошедший в "Русскую Правду". Устав
регламентировал запись в холопство (рабство),
определив "источники" холопства:
женитьба на холопке; рожденный от холопа;
купленный "хоть за полгривны". Устав
упорядочил взимание процентов ростовщиками
(установив верхний предел - 50% годовых;
и максимальный срок уплаты процентов
- 3 года), улучшил правовое положение купечества
("застраховав" их на случай гибели
имущества при пожаре, кораблекрушении
и т.д.). Владимир Мономах большое внимание
уделил правовому положению закупов (взявших
у феодалов в долг "купу" - деньги,
часть урожая, скот - и зависимых от них
до выплаты долга). Закупу предоставлялось
право ухода с господского двора, если
он шел на поиск денег для уплаты долга,
жаловаться князю или судье. За несправедливое
наказание закупа, "обиду" хозяин
платил штраф в казну князя. В случае продажи
закупа феодал обязан был заплатить штраф
в 12 гривен; сам закуп получал свободу,
освобождался от всех долгов. Закуп получал
право свидетельствования в небольших
судебных делах.
Столь большое внимание к правовому
статусу закупов в Уставе Мономаха говорит
о том, что закабаление смердов шло быстрыми
темпами, и закупничество стало очень
распространенным институтом4.
В целом же "Устав Владимира
Мономаха" считают завоеванием восставших
масс, вызвавшим определенные уступки
и некоторое улучшение экономического
и юридического положения городских ремесленников,
купечества и крестьян.
При князях Владимире I и Ярославе
Мудром были созданы "церковные уставы",
которые определили в пользу церкви "десятину"
(десятую часть) судебных и торговых пошлин
и "от всякого стада и от всякого жита".
К 60-ым годам X века сложились
предпосылки выхода Руси на широкую мировую
арену. К тому времени Киевская Русь стала
одним из крупнейших государств Европы5
2. Внешняя политика
Киевской Руси
2.1 Русь и Византия
Особое место в международных
отношениях Древнерусского государства
занимала Византия.
Источники сообщают об успешном
морском походе русских на Константинополь
в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него
был заключен письменный договор в 911 г.
между Византией и Русью, выгодный для
последней. Кроме торговых в договоре
были и статьи, предусматривавшие службу
русских у византийских императоров, помощь
греческим кораблям при морских катастрофах,
наказание за убийство греком русина или
наоборот и т.д.
В княжение Игоря (912_945) в 941 г.
был предпринят еще один поход на Царьград.
Русы опустошили приморские провинции
Византии, но поход закончился неудачей
- ладьи русов были сожжены "греческим
огнем". Новый поход 944 г. был предотвращен
дарами императора. В итоге был возобновлен
договор с Византией, менее выгодный для
Руси, но признававший ее суверенным государством.
По договору 944 г. киевский князь
соглашался защищать византийское владение
в Крыму - Херсонес (Корсунь) от нападений
со стороны кочевавших в Приазовье "черных
булгар".
Святослав (964-972), сокрушив Хазарский
каганат, включив в состав Руси земли Тамани,
ясов, касогов, обезов (предки современных
осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев),
в 968 г. начал поход на Дунай. Полагают,
что целью его похода было создание русско-болгарского
государства.
Восточная Болгария была завоевана,
что привело к началу военных действий
Византии против Руси. Святослав опустошил
Фракию, вышел к Андрианополю, но затем
отвел войска на север.
Весной 971 г. император Иоанн
Цимисхий, блестящий полководец, вернувшись
из Сирии, вторгся в Болгарию и занял ее
столицу Преслав.
Святослав, окруженный с моря
и суши, в конце июля 971 г. был вынужден
пойти на переговоры и заключение мирного
договора с Византией.
По договору он обязался покинуть
Болгарию. Византия же обязалась снабдить
всем необходимым для возвращения домой
каждого из 22 тыс. воинов Святослава и
"как к друзьям" относиться к русам,
прибывающим в Константинополь по торговым
делам.
Во время возвращения в Киев,
у днепровских порогов, Святослав был
убит кочевниками_печенегами (возможно,
они были натравлены Византией).
Последнее военное столкновение
с Византией отмечено в княжение Ярослава
Мудрого (1019_1054). В 1043 г. произошла в Византии
ссора греческих купцов с русскими, один
русич был убит. Ярослав немедленно отправил
войско во главе со старшим сыном Владимиром.
Разбив флотилию греков, Владимир вернулся
в Киев. Часть же воинов, передвигавшаяся
по суше с воеводой Вышатой, попала в плен.
Мирный договор Руси и Византии был заключен
через три года после этого инцидента;
скреплен он был браком сына Ярослава
Мудрого - Всеволода - и греческой царевны.
Активно развивались торговые
связи Киевской Руси и Византии. Русские
купцы имели свое подворье в Константинополе;
они получали от Византии "месячину"
(содержание на время торга). Велики были
культурные связи Руси и Византии, вклад
греческих мастеров в русское ремесло
и зодчество. Знания на Руси не случайно
называли "эллинскими премудростями"6.
2.2 Русь и Степь
Еще одним важным направлением
внешней политики киевских князей была
"степная политика" - защита рубежей
Руси от кочевников. Серьезным противником
стали печенеги. Первые упоминания о них
летописи относят к годам правления Игоря.