Мифы и легенды греческой мифологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 11:02, лекция

Описание работы

Греческая мифология, закрепленная в литературном виде большой коллекцией книг и сохранившихся летописей, а также в изобразительном искусстве – в форме вазописи, фресок и т.д., сегодня интересует население и как интересное чтиво, и как предмет изучения. Греческий миф объясняет происхождение мира и подробности жизни и приключений широкого круга богов, богинь, героев, героинь, и других мифологических существ. Эти произведения первоначально были распространены в устно-поэтической редакции, сегодня мифы древней Греции известны в основном из греческой литературы.

Файлы: 1 файл

Греческая мифология 222.docx

— 204.60 Кб (Скачать файл)

 
        Греческая мифология – это комплекс мифов и легенд, принадлежащих древним грекам, касающиеся их богов и героев, природы мироздания, происхождения и значения своего собственного культа и ритуальной практики. Мифы древней Греции были частью религии в этом государстве. Современные ученые с интересом относятся к мифам и изучают их с целью пролить свет на религиозные и политические институты Древней Греции, на древнюю греческую цивилизацию, и приобщиться к пониманию природы мифотворчества.  

 
 
        Греческая мифология, закрепленная в литературном виде большой коллекцией книг и сохранившихся  летописей, а также  в изобразительном  искусстве – в  форме вазописи, фресок и т.д., сегодня  интересует население  и как интересное чтиво, и как предмет изучения. Греческий миф объясняет происхождение мира и подробности жизни и приключений широкого круга богов, богинь, героев, героинь, и других мифологических существ. Эти произведения первоначально были распространены в устно-поэтической редакции, сегодня мифы древней Греции известны в основном из греческой литературы.  
 
 
        Самые старые из известных греческих литературных источников - эпические поэмы Илиада и Одиссея, сосредоточившие внимание на событиях, связанных с Троянской войной. Поэмы Гомера содержат мнения по поводу генезиса мира, рассказывают о последовательности божественных правителей, данных о человеческом возрасте, происхождении человеческого горя, и происхождении практики жертвоприношения. Мифы древней Греции также находят отражение в стихах Гомера, и других поэтов, в работах трагиков в пятом веке до нашей эры, в трудах ученых и поэтов эллинистической эпохи и в текстах времен Римской империи, таких писателей как Плутарх и Павсаний.  
 
 
        Археологические находки является основным источником подробностей о греческой мифологии, боги и герои занимают видное место в декоре многих артефактов. Геометрические рисунки на гончарных изделиях восьмого века до н.э. изображают сцены из французского цикла, а также приключения Геракла (Геркулеса). В последующие архаический, классический, и эллинистический периоды, у Гомера и других различных авторов появляются мифологические сцены, дополняя литературу.  
 
        Греческая мифология оказала большое влияние на культуру, искусство и литературу западной цивилизации и остается частью западного наследия и языка. Поэты и художники с древних времен до настоящего получали вдохновение из греческой мифологии и привносили современное значение и актуальность в эти мифологические темы.  
 
        Греческая мифология изменилась за время эволюции их культуры, мифологические герои и сюжеты подстраивались в соответствии со временем. В сохранившихся литературных формах греческой мифологии можно найти прогрессивные изменения, по своей сути политические.  
 
        Ранее жители Балканского полуострова были сельскохозяйственными людьми, и использовали анимизм, присваивая духов к каждому аспекту природы. В конце концов, эти туманные духи, как предполагается, обрели человеческие формы и вошли в местную мифологию как боги. Когда сюда вторглись племена с севера Балканского полуострова, они принесли с собой новый пантеон богов, основанный на завоевание, силу, доблесть в бою, и насильственный героизм. Другие старые боги сельскохозяйственного мира слились с этими более мощными захватчиками, либо стали ничтожными. В принципе, так зародилась греческая мифология.  
 
        С середины архаического периода, мифы в древней Греции о взаимоотношениях между мужчинами-богами и героями-мужчинами становятся все более частыми, что свидетельствует о параллельном развитии педагогической педерастии (Eros paidikos), как полагают, она возникла около 630 до н.э.  
 
        В конце пятого века до н.э., поэты использовали как минимум одного eromenos, подростка, который был сексуальным спутником каждого важного бога, кроме Ареса, и многих легендарных фигур. Ранее существующие мифы, такие, как об Ахиллесе и Патрокле, и другие, также отливали педерастическим светом. Александрийские поэты, а также последующие редакторы как в Греции, так и в Римской империи, реадаптировали эти истории согласно моде.  
 
        Достижение эпической поэзии – создание цикличных историй, и, как следствие, разработка нового направления мифологической хронологии. Таким образом, мифы древней Греции разворачиваются как определенный этап в развитии мира и человека. Хотя многие противоречия в этих историях не позволяют рассчитать конкретных сроков, приблизительная хронология может быть обнаружена. В результате мифы древней Греции можно разделить на 3-4 более широких периода:  
 
        Мифы о происхождении или возрасте богов: мифы о происхождении мира, богов и человеческой расы.  
 
        Период, когда боги и смертные свободно общались: рассказы о раннем взаимодействии между богами, полубогами и смертными.  
 
        Период героев (героический период), где божественная деятельность была более ограниченной. Последние и лучшие из героических легенд - истории о Троянской войне и после нее (последние рассматривается некоторыми исследователями как отдельный четвертый период).  
 
        

 
 
        Если период богов  часто вызывает больший  интерес у современных  студентов, греческие  авторы архаичной  и классической эпохи  отдавали явное предпочтение периоду героев, установлению хронологии и записи достижений человека после того, как  были разъяснены вопросы  о возникновении  мира. Например, героические  Илиада и Одиссея  легко затмили  прочие произведения, ориентированные  на божественный период и по стилистике, и по популярности. Под влиянием Гомера "культ  героизма" приводит к перестройке  в духовной жизни, выраженной в разделении царства богов  и царства мертвых (героев), хтоников и олимпийцев. Легенды использовали схему четырех веков Человека (или рас): золотой, серебряный, бронзовый и железный. Эти расы и периоды являются отдельными творениями богов, произошедшим в Золотом веке, под правлением Хроноса, который создал расу Зевса. В бронзовом веке появились герои, а Гесиод – поэт, рассказывающий об этом, считал, что сам он жил в железном веке – самом худшем, поскольку он был наполнен злом, что объясняется мифом о Пандоре, которая выпустила на волю все пакости, спрятанные в ящике. «Метаморфозы» Овидия также используют концепцию четырех веков Гесиода.  
 
        Согласно классической эпохе мифологии, после свержения Титанов, был утвержден новый пантеон из богов и богинь. Среди основных греческих богов-олимпийцев, проживающие на вершине горы Олимп, выделялся Зевс - правитель. Ограничение числа богов до двенадцати, как представляется, были сравнительно современные легенды. Кроме олимпийцев, греки поклонялись различным «мелким» - Пану (божеству с козлиными ногами), нимфам (духи рек), наядам (духи источников), дриадам (духи деревьев), нереидам (духи морей), сатирам и пр. Кроме того, легенды говорили о темных силах преисподней, таких как Эринии (или фурии), которым доставались лица, совершившие преступления против кровных родственников.  
 
        Мифы и легенды греческой мифологии, имеющиеся в широком ассортименте, говорят, что боги – это существа, по виду напоминающие человека, и имеющие телесное – но идеальное тело. По словам В. Буркерта, определяющей характеристикой греческого антропоморфизма является тот момент, что греческие боги являются не абстракцией, идеей или концепцией, а оформленной личностью. Независимо от их основной формы, согласно легенды, древние греческие боги имеют множество фантастических способностей; самое важное, боги не подвержены болезням, и могут быть ранены только при весьма необычных обстоятельствах. Греки считали бессмертие отличительной чертой их богов; бессмертие, а также неувядающая молодость требовали постоянного использования в пищу нектара и амброзии, после чего божественная кровь возобновлялась в жилах.  
 
        Каждый бог имеет собственную генеалогию, преследует различные интересы, имеет определенную область знаний, и является уникальной личностью, однако эти описания получены из множества архаичных местных вариантов, которые не всегда совпадают друг с другом. Когда эти боги упоминаются в поэзии, молитвах или культах, они называются по сочетанию их имени и эпитетов, чтобы определить их конкретную ипостась от других проявлений (например, Аполлон Мусагет – это ипостась бога, лидера музеев и т.п.). Легенды говорят, что подобные эпитеты позволяют идентифицировать конкретный аспект личности бога, что относится обычно к классической эпохе.  
 
        Большинство богов были связаны с конкретными аспектами жизни. Например, Афродита была богиней любви и красоты, Арес был богом войны, Аид - бог мертвых, и Афина - богиня мудрости и мужества. Некоторые боги, такие, как Аполлон и Дионис, были сложными личностями с широким множеством особенностей и функций, а другие, такие, как Гестия (буквально "очаг") и Гелиос (буквально "Солнце"), были не более чем персонификации. Наиболее впечатляющие храмы, как правило, посвящены ограниченному числу богов, которые были в центре внимания большой пан-эллинской культуры.  
 
        Древняя Греция также имела отдельные культы для районов и даже поселений, где бытовали свои собственные культы, воспевающие второстепенных богов. Во многих городах почитали более известных богов, используя необычные местные обряды и связанные с ними странные мифы, которые были неизвестны в других странах. В героическую эпоху, культ героев (или полубогов) дополнил этот богов.  
 
        Геркулес  
 
        Геркулес – красивый, стройный, энергичный молодой человек, герой, которого Древняя Греция возвела в ранг святых. Он – смелый, сильный, очень волевой, в общем, почти идеал, недостатки которого – излишняя похотливость и прожорливость.  
 
        Место рождения Геракла (так по-другому назывался Геркулес): потомок Зевса и Алкмены, он появился на свет в греческом городе Фивы. Его первый "отчим" был Амфитрион. Его вторым отчимом и наставником был Радамантес, брат царя Миноса Критского, который тоже был сыном Зевса.  
 
        Геркулес имел супругу Мегару, а после его обожествления после смерти, он женился на Гебе, богине здоровья.  
 
        У Геркулеса было много детей – многие считают, что каждая из 50 дочерей Теспиуса принесла ему по ребенку. Еще 3 сына у него было от Мегары – Терсимачус, Креонтидас, и Деикоон.  
 
        Геркулес не имел большого количества храмов, но все же сохранились некоторые разрушенные храмы в местах, где был очень популярен его отец Зевс.  
 
        Мифологические истории, где фигурирует Геркулес, весьма многочисленны. Подвиги Геркулеса варьируются по количеству, чаще всего их 10 или 12, и в зависимости от источника, в них рассказывается о разных задачах, выпадающих на долю героя. Геркулес был отправлен на эти работы по приказу дельфийского оракула, возможно, чтобы искупить свою вину за убийство своих детей в припадке безумия, насланного Герой, и подвиги эти являлись частью его службы королю Эврисею.  
 
        Подвиги Геркулеса (Геракла)  
 
        1. Захватить и доставить Немейского льва, чудовищного представителя семейства кошачьих.  
 
        2. Убить многоголовую гидру.  
 
        3. Поймать, живую или мертвую, Керинейскую лань.  
 
        4. Поймать Эриманфского вепря.  
 
        5. Очистить огромные конюшни Авгия – пожалуй, самый известный из подвигов.  
 
        6. Уничтожить Стимфалийских птиц с металлическими перьями.  
 
        7. Поймать критского быка.  
 
        8. Сделать что-нибудь с надоедливыми, едящими людей, конями Диомеда.  
 
        9. Получить пояс Ипполиты, королевы амазонок (она подарила ему пояс сама, но ярость Геры заставила остальных амазонок атаковать Геркулеса; в столовой, где было сражение, Ипполита была убита Гераклом.)  
 
        10. Утихомирить скот Гериона.  
 
        11. Вернуть Золотые яблоки Гесперид.  
 
        12. Спуститься в подземный мир и привести Цербера, хранителя царства мертвых и любимую собаку Аида.  
 
        Геркулес участвовал в десятках других приключений, это – настоящий любимчик греков. Его известность позднее распространилась в Риме и в остальных частях Италии. Популярный мультсериал сделал его участником многих других, еще более маловероятных приключений, но еще в древние времена Геркулес был неисчерпаемым источником развлекательных сказок, поэтому они не так далеки от правды.  
 
        Интересный факт: имя Геракл означает «слава Гере», хотя Гера была непримиримым врагом Геракла.  
 
        Путешествие за золотым руном  
 
        

 
 
        Единственный  выживший эллинистический  эпос Аполлония Родосского (эпического поэта, ученого и директора Александрийской библиотеки), рассказывает о путешествии аргонавтов, которые хотели получить золотое руно на мифической земле Колхиде. Вообще, Греция, и Родос в особенности, это места, где в большом множестве были творческие люди, не только писатели, но и художники, скульпторы, и т.д., поговаривают даже, что именно на этот остров высадились уцелевшие атланты.  
 
        Ясон и аргонавты отправились в путешествие из-за короля Пелиаса, получившего пророчество о том, что возмездие за содеянное он получит от человека с одной сандалией. Ясон теряет сандалию в реке, и эпос приводится в движение. Практически все герои отправились с Ясоном на корабле «Арго» на поиски золотого руна. В эпосе были замечены – Тесей, отправившийся на о. Крит (Греция), чтобы уничтожить Минотавра, Аталанта, женская героиня, и Мелеагр, создатель эпосов.  
 
        Хотя Аполлоний написал поэму в 3 веке до н.э. – его местом обитания тогда была Греция, о. Родос, история аргонавтов появилась раньше. Это доказывает и «Одиссея», в которой встречаются некоторые подвиги Ясона, и собственно, все путешествие Одиссея очень напоминает приключения аргонавтов. В древнейших временах экспедиция подобного рода рассматривалась как исторический факт, как серьезное заметное действо государственного масштаба. Кроме того, вся Греция – Родос, Крит и т.д., после этих произведений стала использовать цикличный вид создания литературы, перенимая особенно понравившиеся образы. История Медеи, в частности, захватила воображение трагических поэтов.  
 
        Древний Рим – принцип подобия  
 
        Древняя Греция (Родос, Крит и пр. острова) и ее мифология стали хорошим примером для многих мировых произведений и даже для новой мифологии, почти полностью повторяющей греческую.  
 
        Наверное, как вы уже догадались, это был Древний Рим – римская мифология родилась через синкретизацию образов, чьим создателем была Греция – Родос и пр. острова в частности. Это произошло потому, что римляне не имели собственной мифологии, а наследование греческих мифологических традиций заставило римских богов принять характеристики их греческих эквивалентов. Боги Зевс и Юпитер являются примером того, как происходило это мифологическое перекрытие. В дополнение к комбинации этих двух мифологических традиций, ассоциированность римлян с восточными религиями привела к дальнейшей синкретизации, и не только Греция (фото изделий с изображениями богов Рима и Греции можно увидеть в соответствующем разделе) влияла на них. Например, в Риме ввели культ Солнца после успешных кампаний в Сирии, азиатское божество Митра и второе – Баал, были объединены с Аполлоном и Гелиосом в одном образе, смешивались обряды и сложные атрибуты. Традиционная литературная мифология все чаще находилась в отрыве от фактической религиозной практики.  
 
        Сохранившиеся до наших времен датируемые вторым веком коллекции орфических гимнов и сатурналий находятся под влиянием теории рационализма и синкретических тенденций. Орфические песнопения, представляющие собой набор классических поэтических композиций, приписываемых Орфею, это тоже известный миф. В действительности, эти стихи, скорее всего, составляли несколько разных поэтов, и в них содержатся сведения о доисторической европейской мифологии.  
 
        Современность греческой мифологии  
 
        Древняя Греция – фото показывает это, и сегодня сохранила множество старинных зданий и объектов, относящихся как раз к тому времени. Тем не менее, современное понимание греческой мифологии достаточно изменилось – оно рассматривается некоторыми учеными как двойная реакция в конце восемнадцатого века, с традиционным отношением христианской вражды, в котором христианская интерпретация гласила, что любой миф – это ложь или выдумка. В Германии около 1795г. проявился большой интерес к Гомеру и греческой мифологии. Началось возрождение греческого языка, и – что главное, вся Греция, фото которой ранее воспринимались, мягко говоря, негативно, теперь вместе со своей мифологией стала достаточно серьезным явлением.  
 
        Развитие сравнительной филологии в 19 веке, вместе с этнологическими открытиями в 20 веке, создали науку, предметом изучения которой стал миф. А поскольку в основном мифы были греческими, то древняя Греция, фото старинных зданий и т.д., стали распространены в мире. Фольклор и мифология стали весьма популярными темами для научных работ, в 1871 году Эдвард Бернетт Тайлор опубликовал свое произведение, где он применяет сравнительный метод и пытается объяснить происхождение и эволюцию религии. Его работа оказала влияние на Карла Юнга и Джозефа Кэмпбелла, далее мифология продолжала изучаться, в мифах обнаружили искаженные остатки поклонения ариям, социальные функции и пр. Согласно другому знатоку мифов, Карлу Керени, мифология – это органический материал, содержащийся в рассказах о богах и богоподобных существах, героических сражениях и путешествиях в загробный мир.  
 Зигмунд Фрейд представил транс-историческую и биологическую концепцию человека, и миф у него толкуется на основании снов и сонников. Концепция Фрейда признает важность контекстных связей для толкования любого отдельного элемента во сне. Карл Юнг продлил работы Фрейда в этом направлении, развивая психологический подход, с теорией коллективного бессознательного и архетипов, что зачастую закодировано в мифах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мифы и легенды греческой мифологии