Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 11:02, лекция
Греческая мифология, закрепленная в литературном виде большой коллекцией книг и сохранившихся летописей, а также в изобразительном искусстве – в форме вазописи, фресок и т.д., сегодня интересует население и как интересное чтиво, и как предмет изучения. Греческий миф объясняет происхождение мира и подробности жизни и приключений широкого круга богов, богинь, героев, героинь, и других мифологических существ. Эти произведения первоначально были распространены в устно-поэтической редакции, сегодня мифы древней Греции известны в основном из греческой литературы.
Греческая
мифология – это комплекс
мифов и легенд, принадлежащих
древним грекам, касающиеся
их богов и героев, природы
мироздания, происхождения
и значения своего собственного
культа и ритуальной
практики. Мифы древней
Греции были частью
религии в этом государстве.
Современные ученые
с интересом относятся
к мифам и изучают их
с целью пролить свет
на религиозные и политические
институты Древней Греции,
на древнюю греческую
цивилизацию, и приобщиться
к пониманию природы
мифотворчества.
Греческая мифология,
закрепленная в литературном
виде большой коллекцией
книг и сохранившихся
летописей, а также
в изобразительном
искусстве – в
форме вазописи, фресок
и т.д., сегодня
интересует население
и как интересное
чтиво, и как предмет
изучения. Греческий
миф объясняет происхождение
мира и подробности
жизни и приключений
широкого круга богов,
богинь, героев, героинь,
и других мифологических
существ. Эти произведения
первоначально были
распространены в устно-поэтической
редакции, сегодня мифы
древней Греции известны
в основном из греческой
литературы.
Самые старые из известных
греческих литературных
источников - эпические
поэмы Илиада и Одиссея,
сосредоточившие внимание
на событиях, связанных
с Троянской войной.
Поэмы Гомера содержат
мнения по поводу генезиса
мира, рассказывают
о последовательности
божественных правителей,
данных о человеческом
возрасте, происхождении
человеческого горя,
и происхождении практики
жертвоприношения. Мифы
древней Греции также
находят отражение в
стихах Гомера, и других
поэтов, в работах трагиков
в пятом веке до нашей
эры, в трудах ученых
и поэтов эллинистической
эпохи и в текстах времен
Римской империи, таких
писателей как Плутарх
и Павсаний.
Археологические
находки является основным
источником подробностей
о греческой мифологии,
боги и герои занимают
видное место в декоре
многих артефактов.
Геометрические рисунки
на гончарных изделиях
восьмого века до н.э.
изображают сцены из
французского цикла,
а также приключения
Геракла (Геркулеса).
В последующие архаический,
классический, и эллинистический
периоды, у Гомера и
других различных авторов
появляются мифологические
сцены, дополняя литературу.
Греческая мифология
оказала большое влияние
на культуру, искусство
и литературу западной
цивилизации и остается
частью западного наследия
и языка. Поэты и художники
с древних времен до
настоящего получали
вдохновение из греческой
мифологии и привносили
современное значение
и актуальность в эти
мифологические темы.
Греческая мифология
изменилась за время
эволюции их культуры,
мифологические герои
и сюжеты подстраивались
в соответствии со временем.
В сохранившихся литературных
формах греческой мифологии
можно найти прогрессивные
изменения, по своей
сути политические.
Ранее жители Балканского
полуострова были сельскохозяйственными
людьми, и использовали
анимизм, присваивая
духов к каждому аспекту
природы. В конце концов,
эти туманные духи, как
предполагается, обрели
человеческие формы
и вошли в местную мифологию
как боги. Когда сюда
вторглись племена с
севера Балканского
полуострова, они принесли
с собой новый пантеон
богов, основанный на
завоевание, силу, доблесть
в бою, и насильственный
героизм. Другие старые
боги сельскохозяйственного
мира слились с этими
более мощными захватчиками,
либо стали ничтожными.
В принципе, так зародилась
греческая мифология.
С середины архаического
периода, мифы в
древней
Греции о взаимоотношениях
между мужчинами-богами
и героями-мужчинами
становятся все более
частыми, что свидетельствует
о параллельном развитии
педагогической педерастии (Eros
paidikos), как полагают,
она возникла около
630 до н.э.
В конце пятого века
до н.э., поэты использовали
как минимум одного
eromenos, подростка, который
был сексуальным спутником
каждого важного бога,
кроме Ареса, и многих
легендарных фигур.
Ранее существующие
мифы, такие, как об Ахиллесе
и Патрокле, и другие,
также отливали педерастическим
светом. Александрийские
поэты, а также последующие
редакторы как в Греции,
так и в Римской империи,
реадаптировали эти
истории согласно моде.
Достижение эпической
поэзии – создание цикличных
историй, и, как следствие,
разработка нового направления
мифологической хронологии.
Таким образом, мифы
древней Греции разворачиваются
как определенный этап
в развитии мира и человека.
Хотя многие противоречия
в этих историях не позволяют
рассчитать конкретных
сроков, приблизительная
хронология может быть
обнаружена. В результате
мифы древней Греции
можно разделить на 3-4
более широких периода:
Мифы о происхождении
или возрасте богов:
мифы о происхождении
мира, богов и человеческой
расы.
Период, когда боги
и смертные свободно
общались: рассказы
о раннем взаимодействии
между богами, полубогами
и смертными.
Период героев (героический
период), где божественная
деятельность была более
ограниченной. Последние
и лучшие из героических
легенд - истории о Троянской
войне и после нее (последние
рассматривается некоторыми
исследователями как
отдельный четвертый
период).
Если период богов
часто вызывает больший
интерес у современных
студентов, греческие
авторы архаичной
и классической эпохи
отдавали явное предпочтение
периоду героев, установлению
хронологии и записи
достижений человека
после того, как
были разъяснены вопросы
о возникновении
мира. Например, героические
Илиада и Одиссея
легко затмили
прочие произведения,
ориентированные
на божественный период
и по стилистике,
и по популярности.
Под влиянием Гомера "культ
героизма" приводит
к перестройке
в духовной жизни,
выраженной в разделении
царства богов
и царства мертвых (героев),
хтоников и олимпийцев.
Легенды использовали
схему четырех веков
Человека (или рас): золотой,
серебряный, бронзовый
и железный. Эти расы
и периоды являются
отдельными творениями
богов, произошедшим
в Золотом веке, под
правлением Хроноса,
который создал расу
Зевса. В бронзовом веке
появились герои, а Гесиод
– поэт, рассказывающий
об этом, считал, что
сам он жил в железном
веке – самом худшем,
поскольку он был наполнен
злом, что объясняется
мифом о Пандоре, которая
выпустила на волю все
пакости, спрятанные
в ящике. «Метаморфозы»
Овидия также используют
концепцию четырех веков
Гесиода.
Согласно классической
эпохе мифологии, после
свержения Титанов,
был утвержден новый
пантеон из богов и богинь.
Среди основных греческих
богов-олимпийцев, проживающие
на вершине горы Олимп,
выделялся Зевс - правитель.
Ограничение числа богов
до двенадцати, как представляется,
были сравнительно современные
легенды. Кроме олимпийцев,
греки поклонялись различным
«мелким» - Пану (божеству
с козлиными ногами),
нимфам (духи рек), наядам (духи
источников), дриадам (духи
деревьев), нереидам (духи
морей), сатирам и пр.
Кроме того, легенды
говорили о темных силах
преисподней, таких
как Эринии (или фурии),
которым доставались
лица, совершившие преступления
против кровных родственников.
Мифы и легенды
греческой мифологии, имеющиеся в широком
ассортименте, говорят,
что боги – это существа,
по виду напоминающие
человека, и имеющие
телесное – но идеальное
тело. По словам В. Буркерта,
определяющей характеристикой
греческого антропоморфизма
является тот момент,
что греческие боги
являются не абстракцией,
идеей или концепцией,
а оформленной личностью.
Независимо от их основной
формы, согласно легенды,
древние греческие боги
имеют множество фантастических
способностей; самое
важное, боги не подвержены
болезням, и могут быть
ранены только при весьма
необычных обстоятельствах.
Греки считали бессмертие
отличительной чертой
их богов; бессмертие,
а также неувядающая
молодость требовали
постоянного использования
в пищу нектара и амброзии,
после чего божественная
кровь возобновлялась
в жилах.
Каждый бог имеет
собственную генеалогию,
преследует различные
интересы, имеет определенную
область знаний, и является
уникальной личностью,
однако эти описания
получены из множества
архаичных местных вариантов,
которые не всегда совпадают
друг с другом. Когда
эти боги упоминаются
в поэзии, молитвах или
культах, они называются
по сочетанию их имени
и эпитетов, чтобы определить
их конкретную ипостась
от других проявлений (например,
Аполлон Мусагет – это
ипостась бога, лидера
музеев и т.п.). Легенды
говорят, что подобные
эпитеты позволяют идентифицировать
конкретный аспект личности
бога, что относится
обычно к классической
эпохе.
Большинство богов
были связаны с конкретными
аспектами жизни. Например,
Афродита была богиней
любви и красоты, Арес
был богом войны, Аид -
бог мертвых, и Афина -
богиня мудрости и мужества.
Некоторые боги, такие,
как Аполлон и Дионис,
были сложными личностями
с широким множеством
особенностей и функций,
а другие, такие, как
Гестия (буквально "очаг")
и Гелиос (буквально
"Солнце"), были
не более чем персонификации.
Наиболее впечатляющие
храмы, как правило,
посвящены ограниченному
числу богов, которые
были в центре внимания
большой пан-эллинской
культуры.
Древняя Греция также
имела отдельные культы
для районов и даже поселений,
где бытовали свои собственные
культы, воспевающие
второстепенных богов.
Во многих городах почитали
более известных богов,
используя необычные
местные обряды и связанные
с ними странные мифы,
которые были неизвестны
в других странах. В
героическую эпоху,
культ героев (или полубогов)
дополнил этот богов.
Геркулес
Геркулес – красивый,
стройный, энергичный
молодой человек, герой,
которого Древняя Греция
возвела в ранг святых.
Он – смелый, сильный,
очень волевой, в общем,
почти идеал, недостатки
которого – излишняя
похотливость и прожорливость.
Место рождения Геракла (так
по-другому назывался
Геркулес): потомок Зевса
и Алкмены, он появился
на свет в греческом
городе Фивы. Его первый "отчим"
был Амфитрион. Его вторым
отчимом и наставником
был Радамантес, брат
царя Миноса Критского,
который тоже был сыном
Зевса.
Геркулес имел супругу
Мегару, а после его
обожествления после
смерти, он женился на
Гебе, богине здоровья.
У Геркулеса было
много детей – многие
считают, что каждая
из 50 дочерей Теспиуса
принесла ему по ребенку.
Еще 3 сына у него было
от Мегары – Терсимачус,
Креонтидас, и Деикоон.
Геркулес не имел
большого количества
храмов, но все же сохранились
некоторые разрушенные
храмы в местах, где
был очень популярен
его отец Зевс.
Мифологические истории,
где фигурирует Геркулес,
весьма многочисленны.
Подвиги Геркулеса варьируются
по количеству, чаще
всего их 10 или 12, и в
зависимости от источника,
в них рассказывается
о разных задачах, выпадающих
на долю героя. Геркулес
был отправлен на эти
работы по приказу дельфийского
оракула, возможно, чтобы
искупить свою вину
за убийство своих детей
в припадке безумия,
насланного Герой, и
подвиги эти являлись
частью его службы королю
Эврисею.
Подвиги Геркулеса (Геракла)
1. Захватить и доставить
Немейского льва, чудовищного
представителя семейства
кошачьих.
2. Убить многоголовую
гидру.
3. Поймать, живую
или мертвую, Керинейскую
лань.
4. Поймать Эриманфского
вепря.
5. Очистить огромные
конюшни Авгия – пожалуй,
самый известный из
подвигов.
6. Уничтожить Стимфалийских
птиц с металлическими
перьями.
7. Поймать критского
быка.
8. Сделать что-нибудь
с надоедливыми, едящими
людей, конями Диомеда.
9. Получить пояс Ипполиты,
королевы амазонок (она
подарила ему пояс сама,
но ярость Геры заставила
остальных амазонок
атаковать Геркулеса;
в столовой, где было
сражение, Ипполита
была убита Гераклом.)
10. Утихомирить скот
Гериона.
11. Вернуть Золотые
яблоки Гесперид.
12. Спуститься в подземный
мир и привести Цербера,
хранителя царства мертвых
и любимую собаку Аида.
Геркулес участвовал
в десятках других приключений,
это – настоящий любимчик
греков. Его известность
позднее распространилась
в Риме и в остальных
частях Италии. Популярный
мультсериал сделал
его участником многих
других, еще более маловероятных
приключений, но еще
в древние времена Геркулес
был неисчерпаемым источником
развлекательных сказок,
поэтому они не так далеки
от правды.
Интересный факт:
имя Геракл означает
«слава Гере», хотя Гера
была непримиримым врагом
Геракла.
Путешествие за золотым
руном
Единственный
выживший эллинистический
эпос Аполлония Родосского (эпического
поэта, ученого и директора
Александрийской библиотеки),
рассказывает о путешествии
аргонавтов, которые
хотели получить золотое
руно на мифической
земле Колхиде. Вообще,
Греция, и Родос в особенности,
это места, где в большом
множестве были творческие
люди, не только писатели,
но и художники, скульпторы,
и т.д., поговаривают
даже, что именно на
этот остров высадились
уцелевшие атланты.
Ясон и аргонавты
отправились в путешествие
из-за короля Пелиаса,
получившего пророчество
о том, что возмездие
за содеянное он получит
от человека с одной
сандалией. Ясон теряет
сандалию в реке, и эпос
приводится в движение.
Практически все герои
отправились с Ясоном
на корабле «Арго» на
поиски золотого руна.
В эпосе были замечены
– Тесей, отправившийся
на о. Крит (Греция), чтобы
уничтожить Минотавра,
Аталанта, женская героиня,
и Мелеагр, создатель
эпосов.
Хотя Аполлоний написал
поэму в 3 веке до н.э.
– его местом обитания
тогда была Греция, о.
Родос, история аргонавтов
появилась раньше. Это
доказывает и «Одиссея»,
в которой встречаются
некоторые подвиги Ясона,
и собственно, все путешествие
Одиссея очень напоминает
приключения аргонавтов.
В древнейших временах
экспедиция подобного
рода рассматривалась
как исторический факт,
как серьезное заметное
действо государственного
масштаба. Кроме того,
вся Греция – Родос,
Крит и т.д., после этих
произведений стала
использовать цикличный
вид создания литературы,
перенимая особенно
понравившиеся образы.
История Медеи, в частности,
захватила воображение
трагических поэтов.
Древний
Рим – принцип подобия
Древняя Греция (Родос,
Крит и пр. острова) и
ее мифология стали
хорошим примером для
многих мировых произведений
и даже для новой мифологии,
почти полностью повторяющей
греческую.
Наверное, как вы
уже догадались, это
был Древний Рим – римская
мифология родилась
через синкретизацию
образов, чьим создателем
была Греция – Родос
и пр. острова в частности.
Это произошло потому,
что римляне не имели
собственной мифологии,
а наследование греческих
мифологических традиций
заставило римских богов
принять характеристики
их греческих эквивалентов.
Боги Зевс и Юпитер являются
примером того, как происходило
это мифологическое
перекрытие. В дополнение
к комбинации этих двух
мифологических традиций,
ассоциированность
римлян с восточными
религиями привела к
дальнейшей синкретизации,
и не только Греция (фото
изделий с изображениями
богов Рима и Греции
можно увидеть в соответствующем
разделе) влияла на них.
Например, в Риме ввели
культ Солнца после
успешных кампаний в
Сирии, азиатское божество
Митра и второе – Баал,
были объединены с Аполлоном
и Гелиосом в одном образе,
смешивались обряды
и сложные атрибуты.
Традиционная литературная
мифология все чаще
находилась в отрыве
от фактической религиозной
практики.
Сохранившиеся до
наших времен датируемые
вторым веком коллекции
орфических гимнов и
сатурналий находятся
под влиянием теории
рационализма и синкретических
тенденций. Орфические
песнопения, представляющие
собой набор классических
поэтических композиций,
приписываемых Орфею,
это тоже известный
миф. В действительности,
эти стихи, скорее всего,
составляли несколько
разных поэтов, и в них
содержатся сведения
о доисторической европейской
мифологии.
Современность
греческой мифологии
Древняя Греция –
фото показывает это,
и сегодня сохранила
множество старинных
зданий и объектов, относящихся
как раз к тому времени.
Тем не менее, современное
понимание греческой
мифологии достаточно
изменилось – оно рассматривается
некоторыми учеными
как двойная реакция
в конце восемнадцатого
века, с традиционным
отношением христианской
вражды, в котором христианская
интерпретация гласила,
что любой миф – это
ложь или выдумка. В
Германии около 1795г.
проявился большой интерес
к Гомеру и греческой
мифологии. Началось
возрождение греческого
языка, и – что главное,
вся Греция, фото которой
ранее воспринимались,
мягко говоря, негативно,
теперь вместе со своей
мифологией стала достаточно
серьезным явлением.
Развитие сравнительной
филологии в 19 веке,
вместе с этнологическими
открытиями в 20 веке,
создали науку, предметом
изучения которой стал
миф. А поскольку в основном
мифы были греческими,
то древняя Греция, фото
старинных зданий и
т.д., стали распространены
в мире. Фольклор и мифология
стали весьма популярными
темами для научных
работ, в 1871 году Эдвард
Бернетт Тайлор опубликовал
свое произведение,
где он применяет сравнительный
метод и пытается объяснить
происхождение и эволюцию
религии. Его работа
оказала влияние на
Карла Юнга и Джозефа
Кэмпбелла, далее мифология
продолжала изучаться,
в мифах обнаружили
искаженные остатки
поклонения ариям, социальные
функции и пр. Согласно
другому знатоку мифов,
Карлу Керени, мифология
– это органический
материал, содержащийся
в рассказах о богах
и богоподобных существах,
героических сражениях
и путешествиях в загробный
мир.
Зигмунд Фрейд представил
транс-историческую
и биологическую концепцию
человека, и миф у него
толкуется на основании
снов и сонников. Концепция
Фрейда признает важность
контекстных связей
для толкования любого
отдельного элемента
во сне. Карл Юнг продлил
работы Фрейда в этом
направлении, развивая
психологический подход,
с теорией коллективного
бессознательного и
архетипов, что зачастую
закодировано в мифах.