Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:00, реферат
Актуальность данной темы состоит в том, что всё чаще встаёт вопрос о справедливости Сталинских репрессий, которые погубили и Кольцова. Также необходимо правильно оценить значимость личности Кольцова в советской журналистике и его вклад в неё. Цель данного исследования - изучение фигуры М. Е. Кольцова с выделением главных моментов его биографии и творчества. Главными источниками в реферате являются книги «Михаил Кольцов (1898-1940). Статьи и материалы», Овсепян Р.П. «История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – 90-е гг.)», «История отечественной журналистики XX века».
Введение______________________________________________________ 3
Жизнь М. Кольцова _____________________________________4
Творчество и работа_____________________________________7
Заключение___________________________________________________14
Список использованной литературы_______________________________15
НОУ ВПО «Институт телевидения,
бизнеса и дизайна»
Факультет телерадиожурналистики
Реферат по истории отечественной журналистики.
Тема: Михаил Кольцов – советский журналист,
публицист, редактор
Выполнила: студентка 4 курса
Антропова А.П.
Преподаватель: док. ист. наук,
канд. пед. наук, проф. Базанов П.Н.
2011-2012 уч. гг.
Оглавление
Введение______________________
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение
М.Е. Кольцов был выдающимся журналистом и фельетонистом советского периода. Он стоял в ряду таких выдающихся деятелей, как M Булгаков, А. Зорич, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Все они писали замечательные фельетоны.
Однако, помимо того, что Кольцов серьёзно занимался фельетонами, он так же был известным журналистом, прозаиком, очеркистом, попробовал себя в создании кинохроники, а также занимался редакторской деятельностью.
Актуальность данной темы состоит в том, что всё чаще встаёт вопрос о справедливости Сталинских репрессий, которые погубили и Кольцова. Также необходимо правильно оценить значимость личности Кольцова в советской журналистике и его вклад в неё.
Цель данного исследования - изучение фигуры М. Е. Кольцова с выделением главных моментов его биографии и творчества.
Главными источниками в реферате являются книги «Михаил Кольцов (1898-1940). Статьи и материалы», Овсепян Р.П. «История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – 90-е гг.)», «История отечественной журналистики XX века».
Не менее важным и интересным источником являются воспоминания современников Кольцова из книги «Михаил Кольцов, каким он был. Сб. воспоминаний».
В работе также были использованы и электронные версии некоторых источников и литературы.
1. Жизнь М. Кольцова
Кольцов Михаил Ефимович (настоящая
фамилия - Фридлянд). Родился 31 мая (12 июня)
1898 в Киеве, сын ремесленника. В 1901–1915
с семьей жил в Белостоке, учился
в реальном училище, в 1915 поступил в
Петроградский
Кольцов был писателем, журналистом, публицистом, фотографом, партийным деятелем. Член-корреспондент Академии наук СССР (1938). Наиболее известный журналист Советского Союза в 20-30-е года.1 Кольцов был женат дважды. Первая жена — актриса Вера Юренева; вторая жена — Елена Полынова. С 1916 начал сотрудничать с прессой.
Активно участвовал в революции 1917 года. Во время Февральской революции находился среди солдат и матросов в Таврическом дворце, вместе с дружинниками принимал участие в арестах царских министров.
В 1918 вступил в РКП (б). В начале 1918 года возглавлял группу кинохроники Наркомата просвещения. С 1919 года служил в Красной Армии, сотрудничал в одесских газетах и в киевской армейской газете «Красная Армия». С 1917 по 1919 года опубликованы статьи Кольцова в газетах «Вечер» (18г., Киев), «Вечерняя жизнь» (19г., Киев), «Киевское эхо» (18г.), журнале «Куранты искусства, литературы, театра и общественной жизни» (19г., Киев).2
Первые очерки и фельетоны: «Война войне» (18 г.), «Москва-матушка» (18г.).3
С 1920 года работал в отделе печати Наркомата иностранных дел. С 1920 жил в Москве. В 1920 работал в "Правде", в основном в стиле политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами. Был тесно связан с руководителями НКВД Г.Г. Ягодой и Н.И. Ежовым, участвовал в провокациях, организованных НКВД за рубежом. С 1937 депутат Верховного Совета СССР. Некоторое время пользовался покровительством И.В. Сталина. В качестве корреспондента "Правды" был направлен в Испанию во время Гражданской войны в августе 1936 года. По результатам поездки опубликовал "Испанский дневник" (1938). Выполняя "задание партии", участвовал в кампании против троцкистов, обвиняя их в том, что они находились на службе у Ф. Франко (что абсолютно не соответствовало действительности). Сталин Кольцова не любил: слишком прыток, слишком много знает и понимает. Талантлив. Не вписывается в новую, окаменевающую политическую систему. Особенно ясно это стало вождю после гражданской войны в Испании, где Кольцов исполнял далеко не только журналистские обязанности.
Кольцов был отозван из
Испании. После возвращения из Испании
внешне ничего не изменилось – Кольцов
оставался одним из редакторов «Правды»,
председателем Иностранной
В конце 38 года открыто следственное дело на Кольцова по ст. 58-11 УК РСФСР.5 Был приговорен к смертной казни по обвинению в антисоветской и террористической деятельности.
В дополнительном томе второго издания Большой советской энциклопедии обозначен год смерти Кольцова – 1942-й. На самом деле его расстреляли в Лефортовской тюрьме 2 февраля 1940 года. На слушание «дела» понадобились стандартные 20 минут.
2. Творчество и работа
Кольцов - этапная фигура
в истории отечественной
В 20–30-х годах не было в стране
более популярного и
Кольцов учился в Петроградском психоневрологическом институте. Ему было 17 лет, когда он окунулся в сложную, взбаламученную действительность предреволюционной столицы. Врожденные литературные способности влекли его к журналистике. Первые его статьи, очерки, интервью начинают появляться в газете «Путь студенчества». Это были серьёзные работы, которые повествовали о важнейших проблемах российского студенчества страны. Среди его интервью нельзя не отметить беседу с А.Ф. Керенским, депутатом Государственной Думы, где он возглавлял крохотную фракцию «трудовиков».
Кольцов активно участвовал
в февральской революции, свергнувшей
300-летнюю монархию. Он принимал участие
в арестах министров и других
царских сановников, в разоружении
городовых. Слушал речи Родзянко, Милюкова,
Чхеидзе, наблюдал, как быстро растут
популярность и влияние Керенского.
Менее восторженно Кольцов
Неугомонную журналистскую натуру Кольцова интересует всё – и порядки немецкой оккупации, и скрытое, а иногда и явное ей сопротивление и многое другое.
В октябрьские дни Кольцов
насмотрелся на Троцкого, и его
поразил ораторский дар этого
человека, который способен был повести
за собой тысячи людей. Но в Киеве
Кольцову открывается другая, доселе
ему неизвестная сторона
Киевский период 1918 года был в
жизни Кольцова своеобразным и судьбоносным
рубежом. Перед ним стояла проблема
определить в буквальном смысле слова
свое будущее. Далеко не всё нравилось
ему в действиях и нравах большевистской
власти, хотя многие исходившие от неё
возвышенные революционные
Кольцов основал крупнейшее журнально-газетное объединении («ЖУРГАЗ»). В рамках этого объединения он задумал и осуществил издание журналов «Огонек», «За рубежом», «Советское фото», «За рулем», «Изобретатель», «Женский журнал», сатирический журнал «Чудак». Создал разнообразные книжные серии, в частности «Жизнь замечательных людей», отдельные необычные издания типа «День мира» и многое другое. Именно в «Жургазе» Кольцов, игнорируя крайнее неудовольствие и сопротивление некоторых сугубо партийных руководителей Союза писателей, выпустил впервые при советской власти полное собрание сочинений А.П. Чехова. Он внимательно следил за проблемами быта, повседневной жизни людей и для отражения этих проблем в «Правде» преображался то в таксиста, то в работника ЗАГСа, то несколько дней преподавал в школе.
Почти одновременной с «Советским фото» Кольцов организовал первое в России фотоагентство для зарубежной прессы «Унион-фото».8
Кольцов – политический
художник. Даже пейзаж у него проникнут
политикой. Он работает в следующих
жанрах: ежедневный фельетон, путевой
политический очерк, ретроспективный
историко-революционный очерк-
Фельетон Кольцова всегда является монологом, носит резко выраженный субъективный характер, иной раз он звучит как лирическое «стихотворение в прозе». Эта лирика в основе имеет точный факт. Она политична, направлена на познание объективной действительности.10 Кольцов почти всегда, хотя бы мимоходом указывает на социальные, классовые, исторические корни тех явлений, с которыми он борется.
Очень часто среди сатирических
приёмов встречается
В фельетонах Кольцова целый
ряд деталей, которые переносят
в социально-психологическую
Своим творчеством Кольцов выполняет функцию воспитания нового человека.12
Естественно, такое направление публицистики популярнейшего журналиста не могло прийтись по вкусу тому, кто стоял в государстве на вершине неограниченной самодержавной власти. Сталина несомненно раздражали отдельные фельетоны Кольцова. К тому же он очень не любил людей слишком самостоятельно мыслящих, имеющих свое собственное мнение, проявляющих чрезмерную «несогласованную» инициативу, к числу которых явно принадлежал Кольцов. Он терпел журналиста до поры до времени, как человека нужного и полезного в делах международных, не считая, видимо, необходимым торопиться с его уничтожением. Но Кольцов был обречен и чувствовал это. Ждал. И неистово, лихорадочно работал, стараясь заглушить внутреннюю тревогу. 12 декабря 1938 года в своем кабинете главного редактора «Правды» он был арестован. Характерно для стиля Сталина, что буквально за два дня до этого он вызвал Кольцова, весьма дружелюбно с ним разговаривал и в заключение беседы спросил, не согласится ли он сделать доклад для писателей столицы по поводу недавнего выхода в свет Краткого курса истории партии. Такой доклад состоялся в переполненном зале Центрального Дома литераторов, после чего Кольцов поехал в редакцию, где его уже ждали. Надо сказать, что в конце 30-х годов массовые аресты видных партийных деятелей, писателей, дипломатов, хозяйственников, людей любых профессий, рангов и положений стали обыденным бытовым явлением и уже никого не удивляли. Но арест столь популярного и прославленного человека, как Михаил Кольцов, буквально ошеломил Москву. Убедительное свидетельство тому мы находим в книге Константина Симонова «Глазами человека моего поколения». Приведу несколько строк из этой книги: «...Самым драматическим для меня лично из событий был совершенно неожиданный и как-то не лезший ни в какие ворота арест и исчезновение Михаила Кольцова. Он был арестован в самом конце тридцать восьмого года, когда арестов в писательском кругу уже не происходило, арестован после выступления в большой писательской аудитории, где его восторженно встречали. Прямо оттуда, как я уже потом узнал, он приехал в «Правду», членом редколлегии которой он был, и там его арестовали».13
Информация о работе Михаил Кольцов – советский журналист, публицист, редактор