Мирное cосуществование: успехи и противоречия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:39, лекция

Описание работы

Цель. Дать характеристику международного положения и внешней политики СССР
в конце 50-х-начале 60-х годов на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы должны дать характеристику международного положения и внешней политики СССР в конце 50-х-начале 60-х годов на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Начнем работу с определения следующих понятий.

Файлы: 1 файл

urok4.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Урок № 4.

 Тема. Мирное cосуществование: успехи и противоречия.

 

Цель. Дать характеристику международного положения и внешней политики СССР

 в конце 50-х-начале 60-х годов на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

 

Вступительное слово  учителя.

Сегодня на уроке мы должны дать характеристику международного положения и внешней  политики СССР в конце 50-х-начале 60-х  годов на основе принципов мирного  сосуществования государств с различным  общественным строем. Начнем работу с определения следующих понятий.

 

Работа с понятиями:

  • Международное положение
  • Внешняя политика
  • Принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем
  • “Третий мир”

Прежде чем определить, как складываются отношения нашей страны с другими странами, поработаем с картой и определим особенности развития разных групп стран.

Работа с картой мира (на доске – Политическая карта мира, на партах учащихся – атласы)

  • найдите на карте СССР
  • с какими странами граничит СССР?
  • какой общественный строй был в этих странах?
  • назовите страны, в которых общественный строй отличался от того, какой был в СССР
  • что подразумеваем под понятием «страны Запады», «страны Востока»? С точки зрения географического положения? С точки зрения экономического развития?

 

Посмотрите еще раз тему нашего урока, какую бы цель вы поставили для себя на этот урок? Попробуйте ее сформулировать и кратко записать в тетрадь.

 

Учащиеся зачитывают свою цель на урок, вместе с учителем стараются  сформулировать ее более точно и  грамотно, чтобы в конце урока подвести итоги по ее достижению.

Сегодня на уроках работаем в группах, которые были сформированы накануне. С правилами работы в  группе, обязанностями руководителя группы, подбор необходимой литературы проходят на консультации до проведения урока.

 

Правила работы в группе.

    1. Выбрать руководителя группы.
    2. Познакомиться с вопросами, которые будут предложены для обсуждения.
    3. Подобрать источники, с которыми группа будет работать на уроке (словари, энциклопедии и т.д.)
    4. Составить краткий план ответа на вопрос, обязательно включив объяснение основных понятий, новых слов, даты, найти географические объекты на карте и т.д.
    5. Обсудить текст выступления, определить выступающих от группы.
    6. Уметь слушать товарища, дополнять, уточнять, вести обсуждение корректно.
    7. Руководитель группы вместе со всеми ребятами подводит итоги работы в группе и выставляет отметки, учитывая работу каждого ученика.

 

Распределение вопросов, над которыми будет работать каждая группа.

    1. Характеристика политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
    2. Развитие отношений со странами социалистического лагеря.
    3. Развитие отношений со странами Запада.
    4. Развитие отношений со странами Востока.
    5. «Третий мир» во внешней политике СССР.

 

Подготовка ответа на поставленный вопрос в группах.

Заслушивание ответов  учащихся по данному вопросу.

В ходе работы над вопросами учащиеся других групп могут задавать вопросы, выступать в качестве оппонентов.

 

Подведение итогов урока.

    1. Достигли ли мы цель, поставленную на урок (учащиеся анализируют работу на уроке свою и своих товарищей).
    2. Отметьте наиболее удачные, на ваш взгляд, выступления на уроке.
    3. Проанализируйте работу в группах и выставите отметки.
    4. Для выставления отметок используйте следующие критерии:
    • Достижение цели, поставленной на урок
    • Умение работать с информацией, составлять текст ответа на вопрос, дополнять, уточнять
    • Умение делать записи по ходу работы над вопросами
    • Сдайте свои тетради и те оценки, которые вы выставили в группе

 

Учитель подводит итог урока и делает вывод.

 

XX съезд обосновал и закрепил тезисы:

  • о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем;
  • о возможности предотвращения войны в современную эпоху;
  • о многообразии форм перехода к социализму различных стран.

     В качестве гаранта обеспечения мира Н.С.Хрущев назвал:

  • создание системы коллективной безопасности в Европе;
  • затем в Азии;
  • движение разоружения.

   В то же время действия советского руководства далеко не всегда проходили в русле этих идей. Иногда внешнеполитические акции СССР носили явно пропагандистский характер. Многое объяснялось взаимным недоверием лидеров двух стран СССР и США, отсутствием национальных средств контроля  ядерного оружия. Кроме того, внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал сам Н.С.Хрущев, «договор имеет свою силу, если он подкреплен пушками. Если договор не подкреплен силой, то он ничего не стоит».

В это время между СССР и Западом  наметилось ракетно-ядерное противостояние. Очень большая роль в производстве ядерного оружия отводилась нашей Челябинской области. Города ЗАТО ( Закрытые административно – территориальные объединения) – Челябинск-40, Челябинск -65 , Челябинск-50, , Златоуст-36 ( ныне это города – Озерск, Снежинск, Трехгорный) представляли собой «ядерный щит» отечества.

 

 Со своей  проектной работой «Ядерный щит России» нас познакомят  учащиеся класса . 

Продукция городов ЗАТО Челябинской  области  - это ракетно-ядерное оружие, которое являлось и сегодня является сдерживающим фактором ядерной угрозы миру.

 

Домашнее задание:

§43. НРК. М.С.Салмина «История Южного Урала», Челябинск, «Взгляд», 2004

Челябинская область в конце 50-х-начале 60-х годов. Развитие промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Стр.154-156, 160-168 (задание по вариантам)

Обсудите с родителями, какую роль в обороне страны играет  сегодня наш приборостроительный завод.

 


Информация о работе Мирное cосуществование: успехи и противоречия.