Мировая юстиция во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния.

Содержание работы

Учреждение мирового суда…………………………………………..3
Принципы и порядок избрания мировых судей…………………….4
Классификация мировых судей……………………………………...6
Компетенция мировых судей………………………………………...7
Съезды мировых судей………………………………………….……9
Судебная контрреформа 1889 года………………………………….10
Новые учреждения вместо мировых судей…………………………11
Список используемой литературы...........................................................14

Файлы: 1 файл

MIROVAYa_YuSTITsIYa.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

На съезде мировых судей  мог быть обжалован приговор мирового судьи, здесь съезд выступал как  кассационная инстанция и собирался  по мере необходимости “для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству” (ст. 51 у. с. у.). Помимо этого съезд мировых судей осуществлял “непосредственный надзор за мировыми судьями” округа.

Высший надзор за съездами мировых судей, сосредоточивался в  кассационном департаменте Сената и  в лице министра юстиции (ст. 64 у. с. у.).

 

  1. Судебная контрреформа 1889 года.

В 80-х годах XIX века, одновременно с усилением отрицательного отношения  ко всем реформам императора Александра II, все чаще и чаще стали появляться нападки на мировой суд. Случались  неудачные решения мировых судей, их обобщали и говорили о несостоятельности  мировых судей вообще. Случилось  несколько раз за двадцать лет, что  в уездах заседания мирового суда не могли состоятся по причине неприбытия судей; случалось, что некоторые судьи медленно решали дела. Начались требования коренных преобразований: назначения председателя мирового съезда от правительства, подчинение мировых судей окружным судам, отмены выборного начала и т. д.

При проведении судебной контрреформы мировой суд на большей территории страны был упразднен. В 1889 году Александр III утвердил два нормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 года и Правила о производстве судебных дел, подведомственных земским  начальникам и городским судьям, 29 декабря 1889 года. Вместо мировой юстиции  учреждается совершенно новая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьян пользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городские судьи и члены  окружного суда. Почетные мировые  судьи не упразднялись.

После 1889 года выборные мировые  судьи уцелели в Санкт-Петербурге с его уездом, в Москве, Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове и Харькове, а также в Области  Войска Донского. Более посчастливилось  учреждению мировых судей по назначению от правительства. Они не только остались там, где введены были раньше, но, в самый год упразднения мировых судей для внутренней России, введены в губерниях Прибалтийских и Архангельской, сохраняются и в новой Черноморской губернии, а с 1896 года вводятся в Сибири (по образцу Закавказья в отношении компетенции и инстанций, но с неограниченным правом министра юстиции увольнять и перемещать судей).

 

  1. Новые учреждения вместо мировых судов.

Земские начальники назначались  министром внутренних дел по представлению  губернаторов. Ими могли быть:

1) лица, прослужившие не  менее трех лет в должности  предводителя дворянства, наличие  имущественного и образовательного  ценза при этом не требовалось; 

2) местные потомственные  дворяне, достигшие 25-летнего  возраста, имеющие высшее образование  или прослужившие не менее  трех лет в должности мирового  посредника, мирового судьи при наличии 0,5 ценза, необходимого для участия в выборах в уездное земское собрание, или обладающие другим недвижимым имуществом не ниже 7500 рублей.

Другим органом, к которому переходили функции упраздненного  мирового суда, был городской судья, который учреждался в уездных и губернских городах, за исключением тех, в которых была сохранена мировая юстиция. Они назначались министром юстиции из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 200 и ст. 201 Учреждения судебных установлений, а также постановлениям о судебных следователях, изложенным в ст. 202 и ст. 205 этого Учреждения. Таким образом, требовалось наличие российского подданства, высшего образования или же «способность доказать на службе свои познания по судебной части».

Земские начальники и городские  судьи рассматривали гражданские  дела по спорам и искам не свыше 500 рублей, дела о восстановлении нарушенного  владения, если со времени нарушения  прошло не более 6 месяцев, дела о потравах и других повреждениях полей и  угодий, когда сумма ущерба не превышала 500 рублей и все прочие иски на сумму  не свыше 500 рублей. Им были подсудны уголовные дела, предусмотренные Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, за исключением ст. 170, устанавливавшей ответственность за кражу посредством взлома из запертых хранилищ с использованием отмычек, а также дела о беспатентной продаже спиртных напитков и табачных изделий.

Вторую, апелляционную инстанцию  для дел, подсудных земским начальникам  и городским судьям, составлял  так называемый уездный съезд  в лице его судебного присутствия. Оно возглавлялось уездным предводителем  дворянства, а в местностях, где  не проводились дворянские выборы, - особым председателем. В состав судебного  присутствия входили: уездный член окружного суда, почетные мировые  судьи, городские судьи и земские  начальники данного уезда.

Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных земскими начальниками и городскими судьями, становилось губернское присутствие, учреждавшееся в каждой губернии под председательством губернатора, в составе вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, прокурора окружного суда или его товарища и двух непременных членов. Кроме того в работе губернского присутствия принимал участие председатель или один из членов местного окружного суда.

Наконец, третьим судебным органом, созданным вместо ликвидированных  мировых судов, были так называемые члены окружного суда, назначаемые  министром юстиции по одному в  каждом уезде. Им передавались все уголовные  и гражданские дела, отнесенные ранее  к ведению мирового суда и неподсудные  земским начальникам и городским  судьям. Уездные члены окружного  суда участвовали в заседаниях этого  суда, могли привлекаться к работе последнего при недостатке его членов. Апелляционной инстанцией для члена  окружного суда был окружной суд, а кассационной – соответствующий (уголовный или гражданский) департамент  сената.

Таким образом,  учреждение земских начальников поставило на место судьи, призванного охранять мир и насаждать чувство законности, судью-администратора, призванного восстановить опеку над крестьянским населением. Только в городах, за исключением наименее значительных, функции мировых судей перешли не к земским начальникам, а частью к городским судьям, частью к уездным членам окружных судов, которые заведовали делами, не вошедшими в компетенцию земских начальников.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Учреждение  судебных  установлений.  Положение о введении  в  действие  судебных  уставов  20-го  ноября 1864 г. Полное Собрание существующих узаконений. М. Типография Орлова. 1867. – С. 46 – 108.
  2.   Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа.– М.: Юрид. лит., 1991г.
  3. История государства и права России. Учебник. / Под. Ред. Ю. П. Титова – М.: «Проспект», 1998.

 

 


Информация о работе Мировая юстиция во второй половине XIX века