Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:08, доклад
А. И. Герцен был одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в., труды которых явились высшим достижением домарксистской общественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского народа.
Мировоззрение и общественная деятельность А.И. Герцена. |
Доклад по ИСТОРИИ РОССИИ |
Студента I курса факультета «Государственное и муниципальное управление» Пермского филиала «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
ЗВЕРЕВА ВЕНИАМИНА |
2012 год |
Мировоззрение и общественная деятельность А.И.Герцена
Герцен А.И прожил недолгую жизнь, всего 58 лет с 1812 по 1870 год, но получил славу и признание как писатель, философ и революционер.
Революционная деятельность
Александра Ивановича Герцена и
его яркое литературно-
А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским, выступил во второй четверти XIX в. как великий мыслитель-материалист, революционер и демократ, пламенный борец против самодержавно-крепостнического строя.
А. И. Герцен, вышедший из помещичьей
среды и принадлежавший к поколению
дворянских революционеров, был продолжателем
лучших традиций борьбы против крепостничества
и царизма, в особенности традиций
А. Н. Радищева и декабристов. Но Герцен
не остался на уровне своих предшественников
и учителей — дворянских революционеров
— и с 40-х годов, несмотря на некоторые
колебания и либеральные
А. И. Герцен был одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в., труды которых явились высшим достижением домарксистской общественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского народа.
Александр Иванович Герцен родился 6 апреля 1812 г. в Москве, в дворянской семье. Первоначальное образование он получил в доме отца.
Среди воспитателей Герцена были преподаватель русского языка и литературы, студент И. Протопопов, который привил Герцену любовь к русской литературе, и преподаватель французского языка, бывший якобинец Бушо, внушавший Герцену симпатии к революции.
Но ни чтение книг, ни идеи якобинцев не оставили в сознании Герцена такого глубокого следа, как жизнь и борьба русского народа после Отечественной войны 1812 г. и революционные события на Западе в это время.
Формирование миросозерцания
Герцена в детстве и юности
происходило в обстановке вызванного
Отечественной войной 1812 г. могучего
подъема патриотического
Решающее влияние на формирование мировоззрения Герцена оказало восстание декабристов. Вскоре после 14 декабря 1825 г. и жестокой расправы царизма с декабристами А. И. Герцен и его друг Н. П. Огарев на Воробьевых горах, под Москвой, дали клятву отдать свою жизнь борьбе за дело, начатое декабристами. Герцен писал: «14 декабря, действительно, открыло новую фазу нашему политическому воспитанию... эти люди разбудили душу у нового поколения — повязка спала с его глаз».
Декабристы на всю жизнь стали для него героями-патриотами, вышедшими «сознательно на явную гибель, «чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение».
18-ти лет Герцен поступает в Московский Университет на естественный факультет. Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете. Июльская революция во Франции 1830 года, польское восстание, крестьянские бунты находили самый живой отклик в передовой студенческой среде. Герцен был убежден, что из «этой аудитории выйдет та фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым».
В стенах университета
вокруг Герцена и Огарева
По выходе из университета, Герцен продолжал научные занятия, но неожиданно был арестован. Когда арестовали его друга Огарева (за близость к студентам, обвиненным в пении революционной песни), то у Огарева нашли письма Герцена — достаточно острые и сильные, и Герцена тоже арестовали (1834-ый год).
После продолжительного пребывания под арестом, Герцен был присужден к высылке из Москвы—сначала в Пермь, потом в Вятку, а через два года — ближе к Москве, в г. Владимир.
В ссылке Герцен обращается
к литературе. Видя в ней общественную
трибуну, он надеется соединить художественное
слово с политической борьбой. В
своих первых повестях, написанных
в революционно-романтическом
Когда (в 1836-ом году) Герцену было разрешено вернуться в Москву, он сразу занял выдающееся положение среди самых ярких людей этого «замечательного десятилетия», по удачному выражению Анненкова. В это именно время Герцен стал заниматься изучением Гегеля.
Из Москвы он переехал в Петербург, но пребывание здесь было скоро прервано (он был обвинен в распространении неблагоприятных для правительства слухов); Герцена перевели в Новгород.
Развернуть полностью свою революционную деятельность в условиях николаевского режима Герцен не мог. И он приходит к мысли о необходимости уехать за границу, чтобы там продолжить борьбу за освобождение народа. 31 января 1847 года Герцен выехал за границу и больше уже не возвращался в Россию.
Романтический радикализм этой
эпохи лучше всего
Духовной драмой, вызванной поражением французской революции 1848 года, завершается первый период развития и деятельности Герцена.
Свои ближайшие задачи Герцен видел, с одной стороны, в том, чтобы ознакомить Западную Европу с русским народом, сказать о нем настоящую правду как о великом народе, а с другой — развернуть революционную пропаганду на родине.
В идейных спорах 40-х годов Герцен выступал как один из вождей западников, которые, в противовес славянофилам, отстаивали прогрессивность вхождения России в «европейский мир». В 50-е годы Герцен вроде бы меняет фронт: он говорит об особом пути и особом предназначении России.
В августе 1852 года Герцен переехал
в Лондон, где в начале 1853 года
приступил к организации
Он видел особое призвание
России в том, чтобы соединить
западные идеи социализма с народными
основами русской крестьянской общины
и показать миру возможность нового
общественного строя без
Залогом русской социальной революции он считал крестьянскую общину, отсутствие развитой частной собственности крестьян на землю, традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе. Эти национальные особенности он видел и в рабочих, ремесленных артелях. Русских рабочих по психологическому складу он считал теми же крестьянами и полагал, что они принципиально отличны от западноевропейских. На стихийный общинный социализм возлагал Герцен свои надежды, противопоставляя его как крепостничеству, так и капитализму.
Герцен бесчисленное число раз объяснял, что он понимает под русским социализмом. «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, — и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».
Из цитаты видно, что Герцен считал важнейшим «социалистическим» элементом общины отсутствие безусловной частной собственности на землю (постоянный передел земли в общине по размерам семьи). К сельской общине он присоединяет и промысловую артель. Наконец, он указывает, что принципы социализма подтверждаются наукой, но, конечно же, не буржуазной политической экономией его времени.
В 1855 году он начинает
издавать журнал «Полярная звезда»,
названный так в честь
С 1 июля 1857 г. в Лондоне А. И. Герценом издается журнал «Колокол», бывший первым русским нелегальным журналом, получившим широкое распространение в оппозиционных кругах России. Тираж «Колокола» доходил до 3 тыс. - цифра для того времени небывалая. Ближайшими сотрудниками журнала были Огарев, И. С. Тургенев, Аксаков и др.
В «Колоколе» регулярно печаталось множество различных корреспонденций из России, в которых рассказывалось о притеснениях, несправедливостях, незаконных действиях чиновников и т. д.
В 1865 году Герцен перенес
издание «Колокола» в Женеву, где
находился центр русской «
Основное направление
работы Герцена – создание концепции
особого «русского социализма»,
этой проблеме он отвел множество
дум и написал несколько
Заложенные А.И. Герценом основы теории общинного социализма получили дальнейшее развитие в трудах Н.Г. Чернышевского, М.И. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, Н.К. Михайловского, П.А. Кропоткина и др. теоретиков народничества.
Герцен А. И прожил недолгую жизнь, всего 58 лет с 1812 по 1870 год, но получил славу и признание как писатель, философ и революционер. Одним из самых ярких явлений издательского дела XIX века стали бесцензурные издания А.И. Герцена и Н.П. Огарева, которые они готовили в Лондоне.
В. И. Ленин подчеркивал
громадную историческую заслугу
Герцена, который сумел в крепостной
России 40-х годов XIX в. встать в уровень
с величайшими мыслителями
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Революционное направление общественной мысли в России в середине XIX в.
Теория русского социализма А.И. Герцена
Основные идеи революционного народничества
Мировоззрение и общественная деятельность А.И.Герцена |
Информация о работе Мировоззрение и общественная деятельность А.И. Герцена