Мировоззрение и общественная деятельность А.И. Герцена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:08, доклад

Описание работы

А. И. Герцен был одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в., труды которых явились высшим достижением домарксистской общественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского народа.

Файлы: 1 файл

Мировоззрение и общественная деятельность А.И. Герцена (докл).docx

— 263.15 Кб (Скачать файл)


Мировоззрение и  общественная деятельность А.И. Герцена.

Доклад по ИСТОРИИ РОССИИ

Студента I курса факультета «Государственное и муниципальное управление» Пермского филиала «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

 

ЗВЕРЕВА ВЕНИАМИНА

2012 год

 



 

 

 

Мировоззрение и общественная деятельность А.И.Герцена

Герцен А.И прожил недолгую жизнь, всего 58 лет с 1812 по 1870 год, но получил славу и признание  как писатель, философ и революционер.

Революционная деятельность Александра Ивановича Герцена и  его яркое литературно-философское  творчество явились одной из самых  славных страниц в истории  российского освободительного движения и русской демократической культуры.

А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским, выступил во второй четверти XIX в. как великий  мыслитель-материалист, революционер и демократ, пламенный борец против самодержавно-крепостнического строя.

А. И. Герцен, вышедший из помещичьей среды и принадлежавший к поколению  дворянских революционеров, был продолжателем  лучших традиций борьбы против крепостничества  и царизма, в особенности традиций А. Н. Радищева и декабристов. Но Герцен не остался на уровне своих предшественников и учителей — дворянских революционеров — и с 40-х годов, несмотря на некоторые  колебания и либеральные иллюзии, начал переходить на революционно-демократические  позиции.

А. И. Герцен был одним  из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в., труды  которых явились высшим достижением  домарксистской общественно-политической и философской мысли; они обогатили  сокровищницу русской и мировой  культуры, приумножили духовное величие  и славу русского народа.

Александр Иванович Герцен родился 6 апреля 1812 г. в Москве, в  дворянской семье. Первоначальное образование  он получил в доме отца.

Среди воспитателей Герцена  были преподаватель русского языка  и литературы, студент И. Протопопов, который привил Герцену любовь к  русской литературе, и преподаватель  французского языка, бывший якобинец Бушо, внушавший Герцену симпатии к  революции.

Но ни чтение книг, ни идеи якобинцев не оставили в сознании Герцена такого глубокого следа, как жизнь и борьба русского народа после Отечественной войны 1812 г. и революционные события на Западе в это время.

Формирование миросозерцания Герцена в детстве и юности происходило в обстановке вызванного Отечественной войной 1812 г. могучего подъема патриотического самосознания русского народа. «Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельной песнью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей»,—  вспоминал впоследствии Герцен.

Решающее влияние на формирование мировоззрения Герцена оказало  восстание декабристов. Вскоре после 14 декабря 1825 г. и жестокой расправы царизма с декабристами А. И. Герцен и его друг Н. П. Огарев на Воробьевых горах, под Москвой, дали клятву отдать свою жизнь борьбе за дело, начатое  декабристами. Герцен писал: «14 декабря, действительно, открыло новую фазу нашему политическому воспитанию... эти люди разбудили душу у нового поколения — повязка спала с его глаз».

Декабристы на всю  жизнь стали для него героями-патриотами, вышедшими «сознательно на явную  гибель, «чтобы разбудить к новой  жизни молодое поколение».

18-ти лет Герцен поступает  в Московский Университет на  естественный факультет. Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете. Июльская революция во Франции 1830 года, польское восстание, крестьянские бунты находили самый живой отклик в передовой студенческой среде. Герцен был убежден, что из «этой аудитории выйдет та фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым».

В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, готовой  отдать свои силы за освобождение народа от крепостнического гнета. Предметом  занятий кружка была политика и социология. Здесь изучалось учение Сен-Симона и других социалистов-утопистов. Идеи равенства, братства, общности труда, мысль  об одинаковых правах мужчин и женщин — вот что захватило внимание Герцена.

По выходе из университета, Герцен продолжал научные занятия, но неожиданно был арестован. Когда  арестовали его друга Огарева (за близость к студентам, обвиненным в  пении революционной песни), то у  Огарева нашли письма Герцена — достаточно острые и сильные, и Герцена тоже арестовали (1834-ый год).

После продолжительного пребывания под арестом, Герцен был присужден  к высылке из Москвы—сначала в  Пермь, потом в Вятку, а через  два года — ближе к Москве, в г. Владимир.

В ссылке Герцен обращается к литературе. Видя в ней общественную трибуну, он надеется соединить художественное слово с политической борьбой. В  своих первых повестях, написанных в революционно-романтическом духе, он выступает в защиту поруганных прав личности, осуждает уродливые  социальные отношения.

Когда (в 1836-ом году) Герцену  было разрешено вернуться в Москву, он сразу занял выдающееся положение  среди самых ярких людей этого  «замечательного десятилетия», по удачному выражению Анненкова. В это именно время Герцен стал заниматься изучением  Гегеля.

Из Москвы он переехал в Петербург, но пребывание здесь было скоро прервано (он был обвинен в распространении неблагоприятных для правительства слухов); Герцена перевели в Новгород.

Развернуть полностью  свою революционную деятельность в  условиях николаевского режима Герцен не мог. И он приходит к мысли о  необходимости уехать за границу, чтобы  там продолжить борьбу за освобождение народа. 31 января 1847 года Герцен выехал за границу и больше уже не возвращался  в Россию.

Романтический радикализм этой эпохи лучше всего характеризуется  одной фразой, позднее высказанной  Герценом: «слово «республика», писал  он впоследствии о своем переезде за границу, имело тогда для меня нравственный смысл».

Духовной драмой, вызванной поражением французской  революции 1848 года, завершается первый период развития и деятельности Герцена.

Свои ближайшие  задачи Герцен видел, с одной стороны, в том, чтобы ознакомить Западную Европу с русским народом, сказать  о нем настоящую правду как  о великом народе, а с другой — развернуть революционную пропаганду на родине.

В идейных спорах 40-х годов  Герцен выступал как один из вождей западников, которые, в противовес славянофилам, отстаивали прогрессивность вхождения  России в «европейский мир». В 50-е  годы Герцен вроде бы меняет фронт: он говорит об особом пути и особом предназначении России.

В августе 1852 года Герцен переехал в Лондон, где в начале 1853 года приступил к организации Вольной  русской типографии для издания  пропагандистской литературы, с тем  чтобы, «минуя цепи жандармов и сеть доносчиков», призвать русский народ  к революции. В обращении к  «Братьям на Руси» он писал: «Дома  нет места свободной речи, —  она может раздаваться инде... Быть нашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью — вся моя  цель».

Он видел особое призвание  России в том, чтобы соединить  западные идеи социализма с народными  основами русской крестьянской общины и показать миру возможность нового общественного строя без эксплуатации человека человеком. «Идея социальной революции—идея европейская. Из этого  не следует, что именно западные народы более способны ее осуществить» . Так  писал Герцен в 1854 г.

Залогом русской социальной революции он считал крестьянскую общину, отсутствие развитой частной собственности  крестьян на землю, традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском  народе. Эти национальные особенности  он видел и в рабочих, ремесленных  артелях. Русских рабочих по психологическому складу он считал теми же крестьянами  и полагал, что они принципиально  отличны от западноевропейских. На стихийный общинный социализм  возлагал Герцен свои надежды, противопоставляя его как крепостничеству, так  и капитализму.

Герцен бесчисленное число  раз объяснял, что он понимает под  русским социализмом. «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, — и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».

Из цитаты видно, что Герцен считал важнейшим «социалистическим» элементом общины отсутствие безусловной  частной собственности на землю (постоянный передел земли в общине по размерам семьи). К сельской общине он присоединяет и промысловую артель. Наконец, он указывает, что принципы социализма подтверждаются наукой, но, конечно же, не буржуазной политической экономией его времени.

В 1855 году он начинает издавать журнал «Полярная звезда», названный так в честь альманаха, издававшегося декабристами Рылеевым и Бестужевым. Само название журнала  и профили пяти казненных декабристов  на его обложке были свидетельством преемственности декабристских  революционных традиций.

С 1 июля 1857 г. в Лондоне А. И. Герценом издается журнал «Колокол», бывший первым русским нелегальным журналом, получившим широкое распространение в оппозиционных кругах России. Тираж «Колокола» доходил до 3 тыс. - цифра для того времени небывалая. Ближайшими сотрудниками журнала были Огарев, И. С. Тургенев, Аксаков и др.

В «Колоколе» регулярно печаталось множество различных корреспонденций из России, в которых рассказывалось о притеснениях, несправедливостях, незаконных действиях чиновников и т. д.

В 1865 году Герцен перенес  издание «Колокола» в Женеву, где  находился центр русской «молодой эмиграции». Выступления Герцена  в «Колоколе» были по-прежнему пронизаны  революционным духом, верой в  народ. Но тяжелые годы наступившей  реакции в России создали невыносимо трудные условия для распространения  вольного слова. Герцен терял связи  с русскими корреспондентами и не мог уже так оперативно откликаться  на злободневные вопросы русской  жизни. Сказались и разногласия  в кругу русской революционной  эмиграции. В декабре 1867 года Герцен объявил о прекращении своего издания.

Основное направление  работы Герцена – создание концепции  особого «русского социализма», этой проблеме он отвел множество  дум и написал несколько философских  трактатов. В его понимании социализм  в России не может возникнуть без  гармоничного соединения практики Российской действительности и теоретических  обоснований европейских мыслителей, учены и экономистов и других деятелей.

Заложенные А.И. Герценом основы теории общинного социализма получили дальнейшее развитие в трудах Н.Г. Чернышевского, М.И. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, Н.К. Михайловского, П.А. Кропоткина и др. теоретиков народничества.

Герцен А. И прожил недолгую жизнь, всего 58 лет с 1812 по 1870 год, но получил славу и признание  как писатель, философ и революционер. Одним из самых ярких явлений  издательского дела XIX века стали  бесцензурные издания А.И. Герцена  и Н.П. Огарева, которые они готовили в Лондоне.

В. И. Ленин подчеркивал  громадную историческую заслугу  Герцена, который сумел в крепостной России 40-х годов XIX в. встать в уровень  с величайшими мыслителями своего времени. Ленин отмечал, что «Герцен  вплотную подошел к диалектическому  материализму и остановился перед  — историческим материализмом». Сделав из философии Гегеля революционные  выводы, Герцен обосновывал неизбежность утверждения социалистического  строя как воплощение единства бытия  и разума.

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ  ИСТОЧНИКИ:

  1. Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. Т. 1. / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.) и др. М., 1994.
  2. Пирумова Н.М. Герцен – революционер, мыслитель, человек. М., 1989;
  3. История России в таблицах и схемах. Авторы составители Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. М., 1997.
  4. Краткий словарь философских персоналий (Л.В.Блинников) 
    http://philosophy.ru/edu/ref/blin/index.html
  5. Е. А. Соловьев (В. Д. Смирнов) Александр Герцен. Его жизнь и литературная деятельность  Биографический очерк
  6. http://www.gerzen.ru/index.php

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Революционное направление  общественной мысли в России в  середине XIX в.

 

 

 

 

Теория русского социализма А.И. Герцена

 

 

 

 

 

 

 

Основные идеи революционного народничества

 

Мировоззрение и общественная деятельность А.И.Герцена



Информация о работе Мировоззрение и общественная деятельность А.И. Герцена