Таким
образом, главный вопрос, который
надо решить в ходе обсуждения - насколько следует уменьшить долю партийного
представительства в парламенте, чтобы,
с одной стороны, преодолеть групповой
эгоизм партийных фракций, а с другой -
оставить достаточно эффективные стимулы
для формирования партий парламентского
типа. Видимо, речь может идти об уменьшении
партийной квоты с нынешней 1\2 до 1\3 или
1\4. Причем, второй вариант представляется
более предпочтительным, поскольку в этом
случае количество уже может перерасти
в необходимое качество.
Итак, алгоритм
выхода из сложившейся ситуации
мог бы быть следующим. Первым
шагом должно стать уменьшение
доли партийного представительства
в нижней палате парламента, которое
позволило бы преодолеть корпоративное сопротивление партийных
фракций при решении вопросов, затрагивающих
их интересы. Следующий важный, совершенно
необходимый шаг - принятие такого закона
о политических общественных объединениях
(включая политические партии и движения),
который способствовал формированию партий
парламентского типа. И уже затем, имея
закон о политических объединениях, гарантирующий,
что партии и движения подчиняются жестким
правовым стандартам, можно начать постепенное
совершенствование избирательного законодательства
по опыту развитых демократий, где партии
являются главными (наряду с избирателя)
субъектами избирательного процесса.
В перспективе, когда российские партии
дорастут до парламентских и научатся,
будучи в парламенте, выражать, прежде
всего, не классово-групповые, а общегосударственные,
общенациональные интересы, можно будет
вернуться к вопросу об увеличении квоты
для депутатов, избираемым по партийным
спискам.
Конечно,
референдум - далеко не лучший
способ укрепления парламентаризма.
Это экстраординарная мера, прибегать к которой следует
лишь в крайнем случае. Однако если Государственная
Дума так и не примет столь необходимый
в сложившихся условиях надлежащий закон
о политических объединениях, референдум
может оказаться единственным способом
реализации интересов общества.
Многопартийная система
означает, что ни одна из выступающих
в парламенте партий не в состоянии
самостоятельно править страной. Создается
правящая коалиция или правительство,
не располагающее большинством в
парламенте, вынужденное его получить путем компромисса с другими
партиями. Требование создания многопартийной
системы вытекает из попыток привести
партийную структуру в соответствие с
плюралистической общественной структурой.
Можно выделить следующие наиболее характерные
черты многопартийности: выявление мнений,
интересов и их гармонизация; легитимация
(узаконение) демократического строя,
отвечающего принципу волеизъявления
народа; возможность выбора общественных
сил, способных реализовать стоящие перед
обществом задачи; чередование партий
у власти.
Развитию многопартийности могут благоприятствовать
или мешать различные факторы.
В России можно выделить три последовательных
этапа становления многопартийности.
- Первый этап (1985-1987 гг.)— возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.
- Второй этап (1987г. — начало 1989г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.
- Третий этап (весна 1989г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций.