Многопартийность и парламентаризм в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Российская многопартийность в этом смысле находится на начальных стадиях становления. Целый ряд политических партий и объединений (в том числе и те, кто имеет свои фракции в парламенте) ставят под сомнение действующую Конституцию и апеллируют к непарламентским формам борьбы за власть.

Файлы: 1 файл

Многопартийность и парламентаризм в современной России.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

      Таким  образом, главный вопрос, который  надо решить в ходе обсуждения - насколько следует уменьшить долю партийного представительства в парламенте, чтобы, с одной стороны, преодолеть групповой эгоизм партийных фракций, а с другой - оставить достаточно эффективные стимулы для формирования партий парламентского типа. Видимо, речь может идти об уменьшении партийной квоты с нынешней 1\2 до 1\3 или 1\4. Причем, второй вариант представляется более предпочтительным, поскольку в этом случае количество уже может перерасти в необходимое качество.

      Итак, алгоритм  выхода из сложившейся ситуации  мог бы быть следующим. Первым  шагом должно стать уменьшение  доли партийного представительства  в нижней палате парламента, которое  позволило бы преодолеть корпоративное сопротивление партийных фракций при решении вопросов, затрагивающих их интересы. Следующий важный, совершенно необходимый шаг - принятие такого закона о политических общественных объединениях (включая политические партии и движения), который способствовал формированию партий парламентского типа. И уже затем, имея закон о политических объединениях, гарантирующий, что партии и движения подчиняются жестким правовым стандартам, можно начать постепенное совершенствование избирательного законодательства по опыту развитых демократий, где партии являются главными (наряду с избирателя) субъектами избирательного процесса. В перспективе, когда российские партии дорастут до парламентских и научатся, будучи в парламенте, выражать, прежде всего, не классово-групповые, а общегосударственные, общенациональные интересы, можно будет вернуться к вопросу об увеличении квоты для депутатов, избираемым по партийным спискам.

      Конечно,  референдум - далеко не лучший  способ укрепления парламентаризма.  Это экстраординарная мера, прибегать к которой следует лишь в крайнем случае. Однако если Государственная Дума так и не примет столь необходимый в сложившихся условиях надлежащий закон о политических объединениях, референдум может оказаться единственным способом реализации интересов общества.

Многопартийная система  означает, что ни одна из выступающих  в парламенте партий не в состоянии  самостоятельно править страной. Создается  правящая коалиция или правительство, не располагающее большинством в  парламенте, вынужденное его получить путем компромисса с другими партиями. Требование создания многопартийной системы вытекает из попыток привести партийную структуру в соответствие с плюралистической общественной структурой. Можно выделить следующие наиболее характерные черты многопартийности: выявление мнений, интересов и их гармонизация; легитимация (узаконение) демократического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа; возможность выбора общественных сил, способных реализовать стоящие перед обществом задачи; чередование партий у власти.  
Развитию многопартийности могут благоприятствовать или мешать различные факторы.  
В России можно выделить три последовательных этапа становления многопартийности.

  • Первый этап (1985-1987 гг.)— возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.
  • Второй этап (1987г. — начало 1989г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.
  • Третий этап (весна 1989г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций.



Информация о работе Многопартийность и парламентаризм в современной России