В 1863 году был воссоздан
университетский устав 1803 года, по
которому вновь закреплялась
частичная автономия университетов,
выборность ректоров и деканов
и т.д. В 1869 году в России
были созданы первые женские
учебные заведения –Высшие женские
курсы с университетскими программами.
В этом отношении Россия шла впереди многих
европейских стран.
В 1860-1870-х годах в
России была проведена военная
реформа, необходимость которой
была обусловлена прежде всего поражением
в Крымской войне. Сначала был сокращен
срок военной службы до 12 лет, позже отменили
телесные наказания в армии. Было создано
15 военных округов со своим управлением,
подчиненным лишь министру. В соответствии
с процессом реформирования военных учебных
заведений создавались юнкерские училища,
в которых готовились младшие офицеры,
а также военные академики для подготовки
среднего и высшего командного состава.
Крымская война показала,
что регулярная армия, основанная
на рекрутских наборах, не может
противостоять буржуазным армиям
европейских государств.
1 января 1874года был издан
МАНИФЕСТ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ
ПОВИННОСТИ. Одновременно был издан
новый “Устав о воинской повинности”.
В 1874 году был отменен
рекрутский набор и установлена
всеобщая воинская повинность, которая
распространялась на все мужское
население, достигшее 20-летнего
возраста, без сословных различий.
Срок действительной военной
службы в сухопутных войсках
устанавливался 6 лет , и 9 лет – пребывание
в запасе, на флоте – 7 и 3 года соответственно.
Причем, чем выше был уровень образования,
тем меньше был срок действительной службы.
Для окончивших начальную школу он был
равен 4 годам, гимназию -–1,5 года, для имевших
высшее образование – полгода. Призыву
на военную службу не подлежал единственный
сын у родителей, единственный кормилец
в семье, а также младший сын, если старший
находится на военной службе или уже отслужил
свой срок. Новобранцев из крестьян обучали
не только военному делу, но и грамоте,
что восполняло недостаток школьного
образования в деревне. Сохранялись льготы
для дворян , которые служили в основном
в офицерском составе. В целом, военная
реформа способствовала улучшению боеспособности
русской армии.
В 1863 и 1865 годах правительство
приняло законы, которые давали
право на “торговлю и другие
промыслы лицам всех сословий
без различия пола как русскоподданным,
так и иностранным.
В 1870 г. было издано
“ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ”, вводившее
всесословное местное управление
в городах. Городские думы были
бессословными органами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформы Александра II явились
важным шагом в развитии России.
Анализируя реформы Александра, следует
отметить, что далеко не все, что
задумывалось в начале 1860-х годов,
удалось воплотить в жизнь. Многие
реформы получились ограниченными,
непоследовательными или остались
незавершенными. И все же их следует
назвать Великими Реформами, которые
имели огромное значение для последующего
развития всех сторон жизни России.
Их результат, бесспорно, положителен.
Чего стоит только отмена крепостного
права. Реформы Александра коснулись
многих сторон жизни страны, они
затронули такие важные сферы, как
образование, государственное устройство,
армию, судебное дело, торговлю и экономику
в целом на которую возлагались большие
задачи и решения. Реформы, несомненно,
явились большим плюсом в модернизации
государства. Множество шагов сделанных
в то время помогло в опыте и развитии
государства, привело к определенным последствиям.
Конечно многие ученые рассуждают и будут
рассуждать о правильности или неправильности
тех или иных мер, конечно будут оставаться
вопросы и загадки, будут появляться открытия,
но мы должны с вами понимать что каждое
пусть даже не значительное явление в
жизни, а тем более государственная модернизация
оставляет огромный отпечаток в истории,
экономике, других сферах, а главное в
жизни людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- История России. Расцвет и закат Российской империи: 19-начало 20 вв / Под ред. Л.Г. Косулиной. – М.: Знание, 2012. – 240с.
- История России: Учебное пособие / Под ред. М.М. Горинова и др. – М., 2011.
- История России: с древности до наших дней / Горинов М.М. – М.: Высшая школа, 2012. – 430с.
- Ключевский В.О. О русской истории. Часть 1.– М.: Просвещение, 2013. – 576с.
- Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Часть 2. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 336с.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, «Курсив», 2010. – 539с.