Молодые годы Петра I до 1695

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

Задачи реферата:
1. Найти информацию по данной теме
2. Познакомится с биографией Петра I и его родственников
3. Оформить реферат по данной теме

Содержание работы

Введение ……………………………………………….3
Рождение Петра ………………………………………..4
Царствование Фёдора Алексеевича …………………..4
Смерть царя Фёдора и Стрелецкий Бунт ……………..6
Обучение Петра I ………………………………………8
Первый брак Петра ……………………………………11
Воцарение Петра I …………………………………….12
Заключение …………………………………………….14
Список литературы ……

Файлы: 1 файл

Петр1 (просто1).doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Предмет: «История»

Тема: «Молодые годы Петра  I до 1695» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Исполнитель:

                                                           Субботина Олеся Алексеевна

                          Отделение: 

                                                  сервиса и права, ПС-102

                                                          Колледж им. И.И.Ползунова

                                  Преподаватель: 

                                                                Якименко Ирина Валентиновна 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011 
 

Содержание 

Введение ……………………………………………….3

Рождение Петра  ………………………………………..4

Царствование  Фёдора Алексеевича …………………..4

Смерть царя Фёдора и Стрелецкий Бунт ……………..6

Обучение Петра  I ………………………………………8

Первый брак Петра ……………………………………11

Воцарение Петра  I …………………………………….12

Заключение …………………………………………….14

Список литературы ……………………………….……15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Моя цель в данном реферате, показать жизнь Петра  I от рождения до воцарения  в 1695 году.

На мой взгляд, чтобы узнать о Петре I, нужно проследить становление его как личности, в молодые годы.  

Август Стриндберг,  так охарактеризовал Петра:

«Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась». 

Задачи  реферата:

1. Найти информацию по данной теме

2. Познакомится  с биографией Петра I и его родственников

3. Оформить реферат  по данной теме 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рождение  Петра I

    Петр родился  30 мая 1632 года и был сыном второй супруги царя — Наталии Кирилловны, происходившей из рода Нарышкиных. Царица до замужества жила в доме боярина Матвеева и считала его для себя вторым отцом. Брак царя упрочил положение Матвеева, родственники же первой супруги Алексея Михайловича — Милославские — потеряли прежнее значение. Царевич Петр был крепким и  рослым мальчиком, необычайно живым и понятливым. Недаром о самом рождении его сложилось в  народе много «сказании» предвещавших его будущую великую судьбу.

    Алексей Михайлович велел снять меры с новорожденного – и написать  икону таких  же размеров. Писал икону, для будущего императора Симон Ушаков. С одной  стороны иконы был изображен  лик апостола Петра, с другой троица.

    Наталья Нарышкина  любила своего первенца, и очень его лелеяла. Малыша развлекали погремушками, гуслями, а он тянулся к солдатикам и конькам. Когда Петру исполнилось 3 года,  Алексей Михайлович подарил ему детскую сабельку.

    Царь Алексей  очень любил Петра, но ему не пришлось проявить заботу о воспитании и образовании сына, так как он скончался в 1676 году, всего 47 лет от роду. 

    Царствование  Фёдора Алексеевича. 

    Старший сын  царя Федор Алексеевич, рожденный  от Милославской, вступил на престол. Милославские торжествовали; боярина  Матвеева отправили в ссылку; царица Наталия Кирилловна с детьми осталась в Москве, в Кремле, но никакого влияния на дела государства не имела. Молодой царь, которому не было еще 15 лет от роду, от природы был слаб и болезнен. Он получил прекрасное по тому времени образование и, когда возмужал, стал хорошо править государством. Важным делом его царствования было уничтожение местничества. Местничество состояло в том, что родовитые служилые люди не желали находиться под начальством тех людей, которых считали менее знатными по происхождению, хотя бы эти люди были способными, долго служившими и принесшими много пользы государству. Это, конечно, сильно вредило делу: бывали случаи, что воеводы из-за местнических счетов покидали войско в виду неприятеля, хотя и знали, что за это понесут наказание. Русские государи, начиная с Иоанна Грозного, всеми силами боролись с местничеством; однако искоренить застарелый обычай им не удалось. При царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче в боярской думе было уже много людей неродовитых, достигших этого положения своими заслугами. Уже среди знатных бояр появились просвещенные люди, которые сознавали вред, проистекавший от местничества. Среди них выделялся князь Голицын, просвещеннейший человек своего времени, и любимец царя Федора — боярин Языков. По их совету, созвав в 1682 году высшее духовенство, боярскую думу и главных военных начальников, царь, согласно общему решению, уничтожил местничество и велел сжечь книги, на основании которых решались местнические споры.

    Царь Федор  детей не имел. Ввиду крайней болезненности царя окружавшие его сознавали, что он недолго проживет. Всем же было известно, что и следующий за ним по старшинству брат, царевич Иоанн — юноша слабый телом и духом, совсем неспособный к государственным делам. Поэтому взоры русских людей давно обращались к царевичу Петру. Сам ближайший друг царя боярин Языков склонился на сторону Петра. Он просил царя о возвращении из сибирской ссылки боярина Матвеева, дабы он в случае воцарения малолетнего Петра мог стать до времени надежной опорой его матери царицы Наталии. Царь Федор возвратил Матвеева и разрешил ему поселиться в Суздальском уезде.

    Из близких  родных царя выделялась твердым, властолюбивым  характером и умом его сестра царевна  София. При больших природных  дарованиях она получила хорошее образование, многое знала, сама сочиняла стихи. Она не хотела соблюдать стародавнего обычая, предписавшего сидеть царевнам в теремах, никому не показываясь; напротив, любила сама беседы с боярами о государственных делах и удивляла их своим умом и находчивостью. Царевна решила воспрепятствовать переходу царской власти к Петру. В тайниках души она питала надежду самой сделаться полновластной правительницей государства от имени слабого брата Иоанна. 
     
     

    Смерть  царя Фёдора и Стрелецкий бунт. 

    27 апреля 1682 года умер царь Федор, не сделав распоряжения о своем преемнике. Узнав о кончине государя, народ толпами повалил в Кремль. Там, во дворце, уже собрались высшее духовенство и бояре.

    Шли толки  о том, кому быть на царском престоле. Патриарх Иоаким стал на сторону Петра. Когда открылось заседание освященного собора и боярской думы, патриарх указал, что 16-летний Иоанн слаб умом и здоровьем, царевичу же Петру всего девять лет, и поставил вопрос, кому из них царствовать. Хотя большинство предпочитало Петра, но на вопрос патриарха прямого ответа дано не было; последовало лишь

    уклончивое  указание, что избрание государя —  дело людей всех чинов Русской  земли. Патриарх велел тотчас созвать  в Кремль людей всех чинов. Собранию этому Иоаким предложил тот же вопрос. Немногие только голоса отозвались за Иоанна. Большинство же высказалось за Петра, и тогда патриарх с освященным собором и боярской думой объявил, что избран на царство Петр Алексеевич. Царевна София была вне себя и упрекала патриарха за то, что царевич Иоанн не сделан соправителем. «Многоначалие пагубно, — возражал патриарх, — да будет един Царь, так угодно Богу».

    Девяти лет  Петр был объявлен царем. За его малолетством управление сосредоточилось в руках  царицы Наталии Кирилловны, которая  и поспешила вызвать в Москву Матвеева, как необходимого в такое трудное время сотрудника и советника.

    Но в Москве уже подготовлялись волнения. Царевна  София, Милославские и их друзья распространяли мысль, что Иоанн неправильно  устранен от престола. Особенно они  распространяли эту мысль среди беспокойных стрельцов, у которых были нелады тогда со своими начальниками. Стрельцы не слушались их, буйствовали, шумели. Власти не принимали, однако, решительных мер. Вследствие этого смута среди стрельцов росла.

    Пользуясь этим, сторонники Милославских нашептывали среди стрельцов, будто родственники царицы и Петра Нарышкины не только отстранили царевича Иоанна от престола, но хотят и совсем его извести.

    Об эту пору вернулся в Москву боярин Матвеев; но не успел еще он вникнуть в дела, как вспыхнул стрелецкий бунт. 15 мая, утром, клевреты Милославских Петр и Иван Толстые прискакали в стрелецкие слободы и стали кричать, что Нарышкины задушили царевича Иоанна. Тогда стрельцы бросились в Кремль, желая отомстить за смерть его, но царица вышла на Красное крыльцо, ведя за собою Петра и царевича Иоанна. Стрельцы поняли, что они обмануты и после разумных увещаний боярина Матвеева готовы уже были спокойно разойтись. Но грубое вмешательство сына начальника стрелецкого приказа князя Долгорукова распалило стрельцов; обезумев, они убили его и боярина Матвеева и бросились затем искать Нарышкиных и других бояр, неугодных Милославским. Многие убийства совершались на глазах самого юного государя. Особенно злобились стрельцы на брата царицы боярина Ивана Нарышкина. Они искали его целых два дня, но безуспешно. Тогда, придя на третий день, 17 мая, они заявили, что будут продолжать бесчинства, пока не будет выдан Нарышкин. Дядя царя великодушно решил пожертвовать собой для успокоения Москвы. Он исповедался, причастился и, простившись с горько рыдавшей сестрой и царственным племянником, вышел к стрельцам, которые сначала его жестоко пытали, а потом убили. Этим лютым убийством закончился мятеж.

    Вместе с  тем исполнилось и заветное желание  царевны Софии и Милославских: было объявлено, что царствовать будут оба брата, а царевна София будет правительницей государства. Последняя и не замедлила сосредоточить в своих руках все высшее управление. 
    Царица же Наталия Кирилловна уехала с Петром в село Преображенское. Страшные, кровавые впечатления, пережитые в Москве, навсегда остались  в памяти Петра, к стрельцам в его душу запала вполне понятная вражда: самое имя их сделалось для него ненавистным.
     
     
     

    Обучение  Петра I. Преображенский и Семеновский полки. 

    Тяжелые обстоятельства жизни не давали возможности подрастающему  Петру получить такое образование, какое в свое время получили покойный брат его царь Федор и царевна  София.

    Для обучения чтению и письму приставлен был к  нему подьячий Никита Зотов, человек  малообразованный, но добрый и терпеливый. Зотов учил его по старине: выучив азбуку, перешли на часослов, потом на псалтырь. Благодаря прекрасной памяти Петр выучил наизусть и всегда потом помнил множество изречений из священных и богослужебных книг. Не много пользы принесли Петру занятия с Зотовым: впоследствии он сам вспоминал об этом с большой скорбью, хотя навсегда сохранил к своему учителю доброе расположение и за то немногое, что тот ему передал.

    И раньше, в  Кремле, у Петра времени свободного было много, а теперь, в Преображенском, стало его еще больше. Ища развлечения, для игры и забав, он набрал себе толпу сверстников — детей дворцовых служителей и некоторых приближенных бояр и дворян. Постепенно из этих мальчиков образовались «потешные полки», которые были названы по двум подмосковным селам Преображенским и Семеновским. В них стали поступать уже и взрослые молодые люди: первым записавшимся в Преображенский полк был придворный конюх Сергей Бухвастов. Его Петр всегда называл впоследствии «первым солдатом Русской армии». Потешные были одеты и вооружены по образцу иностранных регулярных полков, и с ними Петр почти не расставался: они были его друзьями. Из этих-то потешных образовались впоследствии два доблестных полка императорской гвардии — Преображенский и Семеновский. Правительница София не видела ничего для себя опасного в этих воинских упражнениях своего брата и приказала доставлять Петру все то, что понадобится для потешного его войска.

    Но не в  одних потехах проходили отроческие годы царя. Быстрый, пытливый ум его не мог удовлетвориться теми скудными познаниями, которые переданы были ему Зотовым. Петру удалось самому подыскать себе нужных учителей, с помощью которых он и стал восполнять пробелы своего образования. Не получив от окружающих объяснения, для чего употребляется один попавший ему в руки инструмент, он обратился к голландцу Тиммерману, жившему в Немецкой слободе под Москвой. Тот ему объяснил употребление этого инструмента и прибавил, что для обращения со многими полезными приборами необходимо предварительно изучить арифметику и геометрию. Петр, не медля, стал прилежно учиться у Тиммермана этим наукам, а также артиллерии и фортификации, т. е. науке о крепостях.

Информация о работе Молодые годы Петра I до 1695